ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ:
1МВ: Опознавательные знаки аэропланов Четверного союза
1МВ. Окраска и камуфляж самолетов Антанты
ГЕРМАНИЯ
Германия первой среди участников войны всерьез озаботилась вопросом снижения заметности самолетов в воздухе. После ряда неудачных экспериментов, вроде попытки Фоккера создать «невидимый» самолет с прозрачной целлофановой обшивкой, немцы пришли к идее маскировочной окраски. Правда, первым в немецкой авиации, как и во французской, появился не камуфляж, а «антикамуфляж». Его введение было вызвано тем, что самолеты, выпускавшиеся в 1914-1915 гг. на фирме «Пфальц» являлись точными копиями французских «Моранов-Солнье».
Чтобы исключить возможность ошибочной идентификации, у «Пфальцев» в дополнение к обычным германским опознавательным знакам передние части фюзеляжей до самой кабины окрасили в черный цвет, а остальные поверхности - в белый, и нанесли кресты не только на фюзеляж, крылья и руль поворота, но еще и на хвостовое горизонтальное оперение. Самолеты продукции остальных германских фирм в начале войны летали в естественных цветах материалов, из которых были сделаны - лакированного дерева, металла и полотна, имевшего желтоватый оттенок (из-за пропитки ткани аэролаком).
Первые германские самолеты в защитной окраске появились на фронте в 1916 году. Причем поначалу никакого единообразия в этом деле не существовало. Как и во Франции, каждая авиастроительная фирма красила самолеты по-своему, в соответствии с собственными представлениями о том, что нужно для маскировки. Это породило множество разновидностей германских камуфляжей, существовавших в 1916-1917 годах. Так, бипланы фирм «Фоккер», «Хальберштадт», «Роланд» и «Сименс-Шуккерт» в это время часто покрывали двухцветным камуфляжем, состоявшим из крупных полей коричневого и зеленого цветов. Разновидностью этой схемы являлся иногда встречавшийся трехцветный - с добавлением светло-зеленого или желтовато-бежевого оттенка. При этом в указанные цвета окрашивали только полотняные поверхности, и только сверху и с боков. Нижние поверхности красили светло-голубой краской под цвет неба.
Фирма «Альбатрос» обычно покрывала описанным выше двухцветным камуфляжем только верхние поверхности крыльев своих аэропланов; деревянные фюзеляжи «Альбатросов», как правило, не окрашивались. Этим маскирующий эффект камуфлированных крыльев практически сводился «к нулю», тем более, что блестящие на солнце алюминиевые капоты также не красились.
В то же время на части аэропланов фирм «Роланд» и «Хальберштадт» применялся другой камуфляж – «небесный», который представлял собой цельно-голубую с легким фиолетовым оттенком окраску всего самолета. Это был еще один эксперимент по созданию самолета-невидимки – немцы надеялись, что в такой окраске аэроплан «растворится» на фоне неба. Однако, как говорится, «попытка не удалась»: слишком разные оттенки принимает небо в зависимости от времени суток и условий погоды…
К той же попытке создания самолета-невидимки можно отнести и эксперименты фирмы «Пфальц» с серебристой окраской своих аэропланов; она была очень светлая, близкая к белой. Но и такой самолет на фоне вечернего или грозового неба становился очень заметным…
В 1917 на так и не ставших «невидимками» «Роландах» и «Пфальцах» стал применяться фиолетово-зеленый камуфляж; этот же камуфляж приняла и фирма «Альбатрос». Но на «Альбатросах» широкими диагональными полями фиолетового и средне-зеленого цветов с волнистыми границами красили только верхние поверхности крыльев и оперения. А на «Роландах» и «Пфальцах» этим камуфляжем покрывали еще и фюзеляж с килем. Нижние поверхности светло-голубые или серебристые.
Фирма «Фоккер» в том же 1917 пошла другим путем. Она стала окрашивать свои новые трипланы частыми узкими прямыми параллельными полосами темно-зеленого или зеленовато-бурого цвета, которые создавались простыми мазками плоской кистью по фону неокрашенного или светло-голубого полотна. На борта фюзеляжа полосы обычно наносили вертикально, а на крылья, оперение и верхнюю грань фюзеляжа - по диагонали. На некоторых участках они ложились более часто, сливаясь в общий зеленый фон, в других местах - реже. Нижние поверхности оставались неокрашенными, или красились светло-голубой краской. Капоты, металлические участки обшивки, стойки и диски колес обычно покрывались зеленой краской.
А на рубеже 1917 - 1918 годов основным типом камуфляжа большинства германских самолетов стал так называемый «лозенг» - пожалуй, наиболее оригинальное немецкое изобретение в области маскировочных окрасок. Этот камуфляж был основан на оптическом эффекте взаимного наложения спектральных цветов. Он заключается в том, что если быстро вращать круг с нанесенными не нем разноцветными сегментами, то они сольются в единый белый цвет, то есть, как бы, исчезнут. Немецкие ученые предположили, что самолет, раскрашенный подобным образом, при быстром перемещении относительно противника будет потерян из вида за счет эффекта слияния цветов. Разумеется, полностью достичь такого результата не удалось, но в целом маскировочный эффект получился хорошим, причем, как на дальних, так и на ближних дистанциях. Вблизи разноцветные пятна окраски давали пеструю мелькающую картинку, плохо воспринимаемую зрением, а вдалеке - сливались в общий нейтральный фон, примерно соответствующий среднему цвету земли, наблюдаемой с больших высот.
Были разработаны два основных типа «лозенга», предназначавшиеся для верхних (а также - боковых) и нижних поверхностей. Каждый из них в свою очередь подразделялся на четырехцветный и пятицветный. Существование четырех- и пятицветного вариантов, вероятно, объясняется тем, что немцы так и не определились, какой из них предпочтительнее. Надо отметить, что разноцветные шестиугольники «лозенга» наносились на полотно для обтяжки самолетов еще на ткацких фабриках. Обтянутые подобной тканью самолеты уже не нуждались в покраске, что давало большую экономию во времени производства самолета и количестве привлекаемого для работ персонала. После обтяжки машины только покрывали аэролаком, и отправлялись в части.
Приказ о внедрении в военной авиации обтяжечной ткани типа «лозенг» вышел еще в ноябре 1916 года, но, несмотря на очевидные преимущества нового камуфляжа, его внедрение шло довольно медленно. Окончательный переход на «лозенг» состоялся лишь в начале 1918-го. Наибольшую эффективность он обеспечивал на самолетах с цельнополотняной обшивкой, таких как «Фоккеры» D.VII. У «Альбатросов», «Пфальцев» и «Сименс-Шуккертов» камуфлированное полотно покрывало только крылья и оперение. Деревянные фюзеляжи оставались неокрашенными, что, конечно же, снижало эффект маскировки.
К великому сожалению германских конструкторов и ученых, корпевших над созданием все более изощренных камуфляжных схем, боевые летчики относились к результатам их трудов с откровенным пренебрежением, а военное начальство вовсе не настаивало на том, чтобы самолеты в течение всего срока службы оставались в фабричной защитной окраске. Поэтому по прибытии в часть на многих самолетах «лозенг» частично или даже полностью закрашивали. Но о причинах перекраски уже рассказано в предыдущей статье «1МВ: Геральдика. Отрядные и личные эмблемы авиаторов Центральных держав».
АВСТРО-ВЕНГРИЯ
Примерно до 1917 года австрийские самолеты не красились, и потому имели естественные цвета фанеры, полированного металла и лакированного полотна. В дальнейшем у австрийцев появилось множество импровизированных видов и схем камуфляжей, которые самостоятельно разрабатывались различными энтузиастами на заводах, в авиапарках, а то и непосредственно на аэродромах. Так, на фирме «Оэффаг», когда по опыту боев необходимость камуфлирования самолетов стала очевидной, начали покрывать верхние и боковые (а зачастую только верхние) поверхности многих своих аэропланов зелено-оливковой краской. Краска обычно наносилась довольно неровно губкой или тампоном, и зачастую из-под нее просвечивала фанера или полотно. Иногда окраска имела вид частых, кое-где сливающихся вместе зеленых пятен. В некоторых случаях эта окраска дополнялась множеством мелких пятнышек или спиралек бежевого или желтого цвета, рисовавшихся кистью от руки. Тем не менее, несмотря на введение камуфляжа, на фронтах до самого конца войны по-прежнему летало много неокрашенных австрийских машин - в естественных цветах материалов, из которых они были сделаны.
На рубеже 1917 - 1918 годов многие «Авиатики», «Бранденбурги» и «Фениксы» получили защитную окраску, состоявшую из множества коричневых и (или) оливково-зеленых пятен разных размеров и формы. Пятна располагались иногда довольно свободно, а иногда сливались в общий фон – ведь единой системы нанесения камуфляжа не существовало. Каждая фирма по-своему понимала, как именно нужно окрашивать аэроплан…
Примерно в это же время австрийцы начали экспериментировать с внедрением камуфляжа типа «лозенг» - явно под впечатлением камуфляжных окрасок немецких самолетов. «Австрийский лозенг» отличался от немецкого тем, что состоял из крупных правильных симметричных шестиугольников ярких и контрастных цветов. Причем в их орнаменте чередовались диагональные линии холодных и теплых оттенков. Более простая форма цветовых полей позволяла наносить такой камуфляж не только на ткань, но и на деревянные поверхности - при помощи трафаретов. Этим достигалось единообразие камуфляжной окраски всего самолета. Таким образом в 1918 г красились аэропланы многих фирм.
К концу войны этот весьма трудоемкий камуфляж упростился до широких диагональных полос темно-зеленого (или темно-серого) и бежевого (или светло-серого) цветов со ступенчатыми границами, как бы состоящих из нескольких рядов однотонных шестиугольников. Впрочем, иногда рисовали не угловатые, а просто волнистые линии раздела цветов. Наиболее оригинально и живописно выглядело австрийское камуфляжное полотно, раскрашенное в виде орнамента, состоящего из коричнево-желто-зеленых спиралевидных розеток. Это был первый опыт применения в камуфляже так называемого иридизирующего эффекта, мешающего сосредоточить взгляд на предмете, размывающего его форму и раздражающего зрительные нервы наблюдателя.
Правда, эффект иридизирующих кругов и спиралей проявляется только при быстром перемещении объекта на относительно близком расстоянии от зрителя, а уже в нескольких десятках метров они становятся неразличимы, сливаясь друг с другом. Возможно, поэтому «спиральный» камуфляж не получил широкого распространения, хотя крылья и оперение некоторых австрийских боевых самолетов в 1918 году обтягивались такой тканью.
БОЛГАРИЯ И ТУРЦИЯ
Не имевшие своей авиапромышленности Болгария и Турция, подобно Бельгии и США покупали для вооружения своих ВВС иностранные (в основном германские) самолеты. Соответственно, перед ними так же не вставал вопрос о разработке камуфляжа – болгар и турок вполне устраивала та окраска крылатых машин, которую применяли германские авиастроители (насколько мы помним, болгары даже государственные знаки на самолетах не меняли, летая с немецкими крестами на борту).
Список других статей канала по теме «Авиация Первой мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.