Ситуация на нашем автомобильном рынке загнала многих водителей в глухой угол. Цены на новые машины улетели в космос, а вторичный рынок завален откровенным хламом по цене крыла от самолета. В таких условиях покупка свежего китайского кроссовера с минимальным пробегом кажется голосом разума и отличной инвестицией. Именно так рассуждал я пару месяцев назад. Мне подвернулся отличный на первый взгляд вариант в лице Haval Jolion 2023 года выпуска.
На одометре красовалась цифра 21 431 километр. Машина еще пахла заводом, кузов сиял, а гарантия обещала спокойную жизнь на ближайшие годы. Я решил, что поймал удачу за хвост. Предыдущий владелец уже потерял деньги при выезде из салона, а мне достался почти новый автомобиль с хорошим дисконтом.
Сделка прошла быстро. Я стал обладателем самого популярного китайского кроссовера в нашей стране. Первые дни я ездил с ощущением правильности своего выбора. Красивый салон с мягкой отделкой, куча экранов, камеры и современные опции радовали глаз. Казалось, что китайцы действительно научились делать вещи и догнали мировых лидеров. Но эйфория начала улетучиваться с каждым пройденным километром. Мой опыт владения продлился всего 2500 километров. За этот короткий промежуток времени я понял одну простую истину. Китайские автомобили все еще остаются сырым продуктом в красивой обертке.
Эргономика для инопланетян
Первым серьезным разочарованием стала посадка за рулем. В автосалоне при коротком тесте ты не замечаешь нюансов, но в ежедневной эксплуатации они начинают бесить. Рулевая колонка имеет регулировку по вылету, но диапазона катастрофически не хватает. При моем среднем росте мне так и не удалось найти удобное положение. Ты либо сидишь с согнутыми ногами и упираешься коленями в панель, но достаешь до руля. Либо отодвигаешься назад для комфорта ног, но тогда к рулю приходится тянуться и отрывать спину от кресла. Через час езды спина начинает ныть и требовать остановки.
Сиденье водителя тоже вызывает вопросы. Подушка слишком короткая и не поддерживает ноги. В поворотах тело болтается из-за отсутствия внятной боковой поддержки. Сама набивка кресел мягкая и бесформенная. Создается впечатление, что китайские инженеры проектировали салон не для живых людей, а для манекенов с другими пропорциями тела. Красивая экокожа на поверку оказалась дешевым дермантином, который заставляет спину потеть даже при работающем кондиционере. Отсутствие вентиляции сидений в машине за два с лишним миллиона рублей выглядит странной экономией.
Дерганый робот и отсутствующая динамика
Техническая часть автомобиля стала главным источником раздражения. Связка полуторалитрового турбомотора и роботизированной коробки передач настроена просто отвратительно. В городских пробках езда превращается в пытку. Робот постоянно мечется между первой и второй передачей. Машина дергается при каждом нажатии на газ. Плавности хода нет и в помине. При попытке резко ускориться и перестроиться в соседний ряд коробка впадает в ступор. Она думает пару секунд, потом скидывает передачу вниз с ощутимым ударом, и только после этого начинается разгон.
На трассе ситуация не лучше. Мощности двигателя откровенно не хватает для уверенных обгонов. Машина ревет мотором, но ускорение происходит вяло и натужно. Расход топлива при такой динамике повергает в шок. Бортовой компьютер в городе уверенно показывает 12-13 литров на сотню. Для компактного переднеприводного кроссовера такие цифры выглядят неприлично. Получается парадоксальная ситуация. Машина едет как бюджетный седан, а бензин потребляет как полноценный внедорожник.
Цифровой ад и спрятанные функции
Отдельного упоминания заслуживает эргономика управления второстепенными функциями. Да, под экраном мультимедиа есть физический блок кнопок климат-контроля, и это действительно удобно по сравнению с полностью сенсорными решениями конкурентов.
Но радость от этого быстро проходит, когда пытаешься включить подогрев сидений. Эту жизненно важную для нашей зимы функцию зачем-то запрятали в недра сенсорного меню.
Чтобы согреться морозным утром, нужно совершить целый ритуал. Вы должны дождаться загрузки системы, зайти в меню климата на экране, выбрать нужную зону и нажать виртуальную кнопку. Делать такие операции на ходу просто опасно для жизни. Водитель вынужден отвлекаться от дороги и тыкать пальцем в экран, пытаясь попасть в мелкую иконку на трясущейся машине. Почему нельзя было добавить физическую кнопку подогрева рядом с климатом - загадка.
Сама мультимедийная система работает с заметными задержками. Экран периодически зависает или перестает реагировать на касания. Подключение телефона через протоколы CarPlay или Android Auto регулярно отваливается. Навигация может зависнуть перед сложной развязкой и оставить вас без подсказок. Шайба селектора коробки передач крутится без фиксации и ограничений. Вы никогда не знаете вслепую, какой режим включили. Приходится постоянно смотреть на приборную панель и контролировать действия электроники.
Подвеска и шумоизоляция
Ходовая часть кроссовера настроена странно. На мелких неровностях подвеска кажется жесткой и подробно передает профиль дороги на кузов. Стыки асфальта и трамвайные пути отдаются глухими ударами. Но при этом на волнах асфальта машину начинает раскачивать как лодку в шторм. В поворотах кузов сильно кренится и отбивает желание ехать быстро. Руль пустой и не дает никакой обратной связи. Вы просто задаете направление, но не чувствуете машину.
Шумоизоляция в автомобиле отсутствует как класс. Уже после 80 километров в час в салоне становится шумно. Гул от шин и свист ветра заглушают музыку и разговор с пассажиром. Колесные арки абсолютно голые и работают как барабаны. Каждый камешек или песок слышно в салоне. Двери закрываются с дешевым жестяным звуком и напоминают о бюджетных корнях модели.
Решение о продаже и финансовые потери
Спустя 2500 километров пробега мое терпение лопнуло. Я понял, что не хочу мириться с этими недостатками каждый день. Красивая картинка и наличие экранов не могут компенсировать отсутствие нормальной инженерии. Машина ощущается сырой и недоделанной. Производитель сэкономил на всем, что скрыто от глаз покупателя. Настройки шасси, алгоритмы работы коробки, эргономика - все это требует доработки.
Я выставил машину на продажу. Мне повезло найти покупателя довольно быстро, так как пробег был все еще небольшим. Конечно, мне пришлось немного уступить в цене и потерять деньги. Но я воспринял эти потери как плату за опыт. Лучше потерять сто тысяч рублей сейчас, чем мучиться с машиной несколько лет и потерять еще больше при последующей продаже.
Выводы
Мой опыт владения Haval Jolion показал реальное положение дел в китайском автопроме. Они научились делать красивый дизайн и ставить много опций. Но школа автомобилестроения нарабатывается десятилетиями. Китайцам пока не хватает опыта в тонкой настройке агрегатов и эргономике. Мы выступаем в роли бета-тестеров за свои же деньги.
Я для себя решил, что китайские автомобили пока еще слишком сырые. Лучше купить подержанного европейца или японца с пробегом, но получить сбалансированный и понятный продукт. Пусть там не будет цветных экранов и камер кругового обзора, зато будет нормальная посадка, адекватная коробка передач и удовольствие от вождения.
А вы готовы терпеть недоработки китайских машин ради красивой обертки и гарантии или выберете проверенную временем классику?