Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

И это (почти) всё о самбо: "Непобедимый" (СССР, 1983)

Непобедимый. СССР, 1983. Режиссер Юрий Борецкий. Сценарист Павел Лунгин. Актеры: Андрей Ростоцкий, Хамза Умаров, Нурмухан Жантурин, Гульнара Дусматова и др. 29,0 млн. зрителей за первый год демонстрации. Режиссер Юрий Борецкий (1935–2003) поставил 11 полнометражных игровых фильмов, но только самбо–боевик «Непобедимый» вошел в тысячу самых кассовых советских кинолент. Главный герой фильма хочет создать новый вид борьбы — «самооборону без оружия» (самбо). Для этого он едет в Среднюю Азию, где изучает древние народные способы борьбы… Журнал «Советский экран» в год демонстрации этого фильма в кинопрокате оценил его весьма позитивно: «Умные, добрые люди должны уметь постоять за себя, их нужно этому научить… Научить слабого защищаться от злой силы…» – в этих словах героя и состоит основная мысль фильма. Однако будь эта мысль изложена столь прямолинейно, фильм остался бы всего лишь достаточно профессионально сделанной приключенческой картиной. В данном же случае предпринята попытка разработат

Непобедимый. СССР, 1983. Режиссер Юрий Борецкий. Сценарист Павел Лунгин. Актеры: Андрей Ростоцкий, Хамза Умаров, Нурмухан Жантурин, Гульнара Дусматова и др. 29,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Юрий Борецкий (1935–2003) поставил 11 полнометражных игровых фильмов, но только самбо–боевик «Непобедимый» вошел в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Главный герой фильма хочет создать новый вид борьбы — «самооборону без оружия» (самбо). Для этого он едет в Среднюю Азию, где изучает древние народные способы борьбы…

Журнал «Советский экран» в год демонстрации этого фильма в кинопрокате оценил его весьма позитивно: «Умные, добрые люди должны уметь постоять за себя, их нужно этому научить… Научить слабого защищаться от злой силы…» – в этих словах героя и состоит основная мысль фильма. Однако будь эта мысль изложена столь прямолинейно, фильм остался бы всего лишь достаточно профессионально сделанной приключенческой картиной. В данном же случае предпринята попытка разработать мысль глубже, диалектичнее» (Колесникова, 1984: 14).

Да и зрители этот фильм не забыли, вспоминают о нем и сегодня:

«Очень интересный фильм. Несмотря на то, что сейчас масса фильмов с боевыми искусствами, по–настоящему хороших мало» (Александр)

«Фильм очень интересный. Но самое главное он забирает меня куда–то в детство. Мы учились в 5 классе и занимались борьбой в Бухаре… А многие эпизоды фильма были сняты именно в старом городе Бухары. Тогда нас маленьких борцов–школьников тоже пригласили сниматься в фильме в качестве массовки. Если кто смотрел фильм, то там во время борьбы кричат и болеют за борющихся дети… Вот это были мы. Нам удалось вблизи увидеть всех великих артистов… Но самое главное, смотря фильм, … я ухожу в свое детство и древний город Бухару того времени. Закрыв глаза, я отчетливо все вспоминаю, своих друзей во время съемок, кирпич, на котором мы сидели, декорации и бурное обсуждение увиденного с ребятами по дороге домой после съемок. Как будто все это было вчера. Это невероятное ощущение» (Рустам).

«Очень неплохой боевичок. Андрей Ростоцкий, конечно, здесь хорош. И приёмы показаны хорошо, аккуратно. Но ощущение, что чего то не хватает. Какой–то резкости, яркости, ну, или если по–простому сказать, не хватает умения зрелищно снимать боевики. У нас это искусство всё–таки не развито. И очень не хватает такой специфической музыки. Вот, скажем, "Пираты XXвека". Там вроде и сцен драк то всего две–три полноценных, а такое ощущение, что фильм забит ими, до того ярко и выразительно всё снято. А здесь весь фильм – броски, приёмы, в конце даже смертельная схватка на краю обрыва…, а ярких эпизодов для воспоминаний практически нет – всё в общем неплохо, хорошо, ровно. Но как–то пресно. И идейно вроде выдержано всё правильно – в конце фильма наше самбо победило «ихнюю» карате (которая кстати непонятно, с какого боку там образовалось. Но в те годы боевик без каратэ – это не боевик.) Но что–то не то. Для меня единственное, что очень хорошо снято, как Ростоцкий демонстрировал приёмы на красноармейцах. … Очень жалко, что здесь не снялся Талгат Нигматулин. Вот уж кто был бы на своём месте! Очень его здесь не хватает! Но, к сожалению, он в то время уже плотно был в секте, и там, конечно, было не до фильмов. Очень жаль» (В. Иванов).

Киновед Александр Федоров