Найти в Дзене
Chelouk Pavek

Велогараж. Ч.7. Доволен новой рамой велосипеда.

Продолжаю вести новую рубрику под названием "Велогараж", посвященную технической подготовке к моим велопутешествиям. Как я уже писал ранее, у меня возникло непреодолимое желание избавиться от переднего переключателя. Это в свою очередь вынуждает меня перейти на 12-ти скоростную трансмиссию, чтобы не сильно потерять в диапазоне передаточных соотношений (хотя потери неизбежны, но на 11-ти скоростной трансмиссии они для меня совсем неприемлемы). Поставить в мою старую раму современную трансмиссию невозможно, поэтому я был вынужден рассмотреть приобретение новой рамы. В целом мой велосипед на данный момент по многим параметрам не подходит под мои хотелки, поэтому я решил вообще создать новый кастомный хороший велосипед с нуля. То, чем я планирую заниматься - можно назвать турингом, но не совсем. Т.к. я достаточно опытный походник, то у меня есть набор хорошего компактного и легкого снаряжения. Мне нет необходимости возить с собой много объемного и тяжелого груза. Я достаточно аскетичен в с
Оглавление
Велогараж. Статьи | Chelouk Pavek | Дзен

Продолжаю вести новую рубрику под названием "Велогараж", посвященную технической подготовке к моим велопутешествиям.

Предыстория

Как я уже писал ранее, у меня возникло непреодолимое желание избавиться от переднего переключателя. Это в свою очередь вынуждает меня перейти на 12-ти скоростную трансмиссию, чтобы не сильно потерять в диапазоне передаточных соотношений (хотя потери неизбежны, но на 11-ти скоростной трансмиссии они для меня совсем неприемлемы). Поставить в мою старую раму современную трансмиссию невозможно, поэтому я был вынужден рассмотреть приобретение новой рамы. В целом мой велосипед на данный момент по многим параметрам не подходит под мои хотелки, поэтому я решил вообще создать новый кастомный хороший велосипед с нуля.

Требования к новой раме

Несколько слов о перевозимом грузе

То, чем я планирую заниматься - можно назвать турингом, но не совсем. Т.к. я достаточно опытный походник, то у меня есть набор хорошего компактного и легкого снаряжения. Мне нет необходимости возить с собой много объемного и тяжелого груза. Я достаточно аскетичен в своих путешествиях. Опыт моих первых велопоходов с ночевками в этом году подтвердил мою теорию, что я вполне комфортно могу путешествовать с минимальным набором снаряжения.
В
этой статье можно ознакомиться с раскладкой в моем крайнем путешествии, когда теплых вещей было собрано с запасом для комфортной ночевки при температуре до 0 градусов (думаю и до -5 этого бы хватило). Вес снаряжения тогда вместе с сумками составил около 11 кг. На теплое время перевозимых вещей будет еще меньше.

Вес велосипеда

С такой загрузкой велосипед был просто неподъемным. Первый тестовый велопоход, все сумки забиты под завязку нужным и ненужным.
С такой загрузкой велосипед был просто неподъемным. Первый тестовый велопоход, все сумки забиты под завязку нужным и ненужным.

В моих велопутешествиях я столкнулся с тем, что мне много раз приходилось переносить мой тяжеленный груженый велосипед. Большой вес принес мне много дискомфорта. Я облегчил, как мог, вес перевозимого груза, и мне стало гораздо проще путешествовать. Осталось облегчить сам велосипед.

С такой загрузкой в последнем путешествии мне было гораздо удобнее, но тяжесть самого велосипеда меня сильно сковывала. Полупустые велоштаны, брал только самое необходимое.
С такой загрузкой в последнем путешествии мне было гораздо удобнее, но тяжесть самого велосипеда меня сильно сковывала. Полупустые велоштаны, брал только самое необходимое.

Мой велосипед без груза весит около 17 кг - это уже с велозамком, крыльями и багажником. Такая цифра меня совсем не устраивает. Я понял, что если смогу снизить вес нового велосипеда на 5-7 кг, то мне станет гораздо комфортнее путешествовать.

Соответственно, рама на моем велосипеде должна быть максимально легкой, но способной перевозить туристическое снаряжение.
Раму весом выше 3 кг я даже рассматривать не планирую. Напомню, что у меня рост 189 см и мне нужна большая рама.

Мягкость рамы

Также в целях снижения веса и упрощения конструкции велосипеда я решил отказаться от амортизации на передней вилке (заднего амортизатора у меня и не было). А это значит, что весь мой велосипед должен обладать мягкостью и "флексить", чтобы мне было относительно комфортно ездить по дорогам, которые бывают далеко не всегда ровными. При этом обязательно велосипед не должен терять "флекс" при нагрузке снаряжением.

Также рама должна быть относительно прочной и в случае крайней необходимости ремонтопригодной.

Бонки

Обязательно на новой раме должны быть бонки на верхней трубе под "сумку-бензобак" - это очень удобно, когда сумка прикручена и не сваливается в сторону. Такие крепления предусмотрены далеко не на всех рамах.

Пример сумки-бензобака, прикручиваемой к верхней трубе.
Пример сумки-бензобака, прикручиваемой к верхней трубе.
Конструкция подобной сумки.
Конструкция подобной сумки.

Бонки под флягодержатели желательны, но не обязательны. Сейчас вроде для бутылок почти на всех современных велосипедах есть бонки.

Проводка троса и гидролинии

Т.к. я собираюсь путешествовать далеко на велосипеде, то он должен быть максимально простым в обслуживании.

На моем велосипеде сейчас внешняя проводка на раме (под верхней трубой) и мне это совсем не нравится, в первую очередь потому, что это мешает хвататься за верхнюю трубу и переносить велосипед в руках или на плече. Кажется, что в таком виде тросы, а особенно гидролиния более подвержены повреждению. Мне было бы спокойнее, если бы они были спрятаны внутри рамы.
Сейчас большинство современных велосипедов делаются со скрытой проводкой через рулевой стакан. Да, это красиво, но сильно усложняет обслуживание.

Я же хочу избежать проводки через рулевой стакан. Мне нужно, чтобы проводка заходила через нижнюю трубу.


Тормоза

Тормоза будут дисковые, гидравлические. Посадочное место под калиперы не принципиально какого типа будет. Сейчас большое разнообразие на рынке адаптеров и переходников. В приоритете, конечно же, постмаунт под 180 ротора, т.к. на желаемых тормозах такой тип крепления. Скорее всего буду также ездить и по горным местностям, поэтому ротора меньше 180 я рассматривать не хочу. 203 ротора тоже не хочу выбирать, т.к. они будут давать повышенный крутящий момент на колеса при торможении. Колеса планирую ставить карбоновые, поэтому перегружать излишне их не хочу.

Дропауты

Однозначно эксцентрики рассматривать даже не буду. Только оси. Задний OLD должен быть обязательно для втулок под сквозную ось 142х12 мм, чтобы я без проблем мог установить современную 12-ти скоростную трансмиссию.

Кареточный узел

Тут для меня самое главное, чтобы не Пресс Фит.

Подседельный штырь

Я бы тут хотел увидеть обычное стандартизованное цилиндрическое посадочное место для максимальной универсальности. Никаких фирменных уникальных специальных аэродинамических профилей.

Ограничение передней звезды по количеству зубьев

Начать собирать трансмиссию планирую с 42-зубой звезды. Там уже по необходимости можно купить побольше/поменьше. Навряд ли мне потребуется больше 46 зубов.

Петух

Тут не принципиально, но лучше, чтобы он был сменным.

Возможность установить передний переключатель

Передний переключатель я не планирую больше использовать на новом велосипеде, поэтому лучше, чтобы для него не было предусмотрено специального посадочного места - чтобы не портить внешний вид заглушками.

Возможность установить задний багажник

Путешествовать я планирую именно с велоштанами, поэтому буду ставить багажник. Соответственно, хотелось бы на новой раме видеть предусмотренные места креплений.

Зазоры под колеса

Колеса планирую использовать 700х40 мм и обязательно с полноразмерными крыльями. Более широкие шины скорее всего не буду ставить, поэтому лишние большие зазоры мне не нужны, позволяющие ставить бездорожные покрышки.

Геометрия

Однозначно табуретная посадка MTB для дальних путешествий никак мне не подойдет. Хочется переместить центр тяжести с сиденья на руль, но не так агрессивно, как на классических шоссейных велосипедах, чтобы сильно шея не уставала. В общем однозначно это будет рама с геометрией шоссейного типа.
Желательно, чтобы рама имела длинную базу для более комфортной и мягкой езды.

Выбор материала рамы

Углеродистые стали Hi-Ten (Hi-Tensile)

Пример рамы из углеродистой стали Hi-Ten (Hi-Tensile).
Пример рамы из углеродистой стали Hi-Ten (Hi-Tensile).

Плюсы:

  • мягкая;
  • остается мягкой с багажом;
  • дешевая;
  • прочная;
  • устойчива к истиранию;
  • легко отремонтировать.

Минусы:

  • низкая коррозионная стойкость;
  • простая форма профиля;
  • большой вес.

Вывод: точно нет.

Алюминиевые сплавы 6061 и 7005

Пример рамы из алюминиевого сплава.
Пример рамы из алюминиевого сплава.

Плюсы:

  • средняя цена;
  • интересные формы профиля;
  • медленное окисление;
  • средняя устойчивость к истиранию.

Минусы:

  • очень сложно отремонтировать;
  • средняя прочность;
  • высокая жесткость;
  • средний вес.

Вывод: точно нет.

Титановые сплавы

Пример рамы из титанового сплава.
Пример рамы из титанового сплава.

Плюсы:

  • мягкая;
  • прочная;
  • остается мягкой с багажом;
  • прочная;
  • не подвержена коррозии;
  • устойчива к истиранию;
  • средний вес.

Минусы:

  • сложность изготовления;
  • простые формы профиля;
  • высокая цена;
  • сложно отремонтировать.

Вывод: один из основных вариантов, но отталкивает высокая цена.

Карбон (углепластик)

Пример рамы из карбона.
Пример рамы из карбона.

Плюсы:

  • может быть мягкая;
  • чаще всего низкий вес;
  • может быть средняя цена;
  • может быть любой формы профиля;
  • прочная.

Минусы:

  • хрупкая;
  • возможна деградация смолы со временем;
  • сложно отремонтировать;
  • с багажом становится жесткой;
  • низкая устойчивость к истиранию.

Вывод: точно нет.

Стали легированные Cro-Mo (хромоль)

Пример рамы из стали хромоль.
Пример рамы из стали хромоль.

Плюсы:

  • может быть очень мягкая;
  • остается мягкой с багажом;
  • может быть средней цены;
  • прочная;
  • устойчива к истиранию;
  • легко отремонтировать;
  • может быть хорошая коррозионная стойкость при должной обработке.

Минусы:

  • простая форма профиля;
  • большой вес.

Вывод: один из основных вариантов, но отталкивает высокий вес.

Выбор рамы

Дмитрий помог выбрать материал рамы

По началу я, бездумно глядя на то, как Саня собирает свой крутой карбоновый двухподвес, хотел себе такой же. Потом я понял, что это слишком дорого приобрести, накладно в содержании и вообще не самый лучший выбор для длительных автономных путешествий в связи с возможными сложностями в обслуживании. Потом я уже начал рассматривать велосипед без амортизации. На тот момент я думал, что карбон это лучший и универсальный материал, из которого получаются самые лучшие по всем параметрам рамы.

Хромолевый велосипед Дмитрия.
Хромолевый велосипед Дмитрия.

Переворот сознания у меня случился, когда я познакомился с Дмитрием, у которого я покупаю самодельную парафиновую смазку (кстати, очень качественную). Он опытный велосипедист и сам с недавних пор категорично перешел на "хромолевый" фреймсет (рама + вилка). На тот момент я не знал, что железные рамы, оказывается, бывают еще и легированные хром-молибденом и гораздо лучше обычных стальных. Дмитрий мне настойчиво и долго объяснял, что для моих нужд карбон вообще не подходит и мой выбор это "хромоль" или титан.

С титаном я хорошо знаком еще с тех времен, когда работал на заводе - это отличный вариант для велосипедной рамы, но очень дорогой. Рамы из этого материала обычно изготавливаются на заказ.

Слово туринг у меня ассоциируется с такими велосипедами.
Слово туринг у меня ассоциируется с такими велосипедами.

Я много раз слышал слово туринг. Но у меня с этим словом всегда возникают ассоции с загруженным с ног до головы велосипедом, который весит целую тонну и который неспеша катится по асфальтовой дороге изо дня в день далеко-далеко.

Я же свои путешествие немного по-другому видел, поэтому я никак ни хотел знакомиться со всем, что относится к турингу.

На дороги хуже таких я планирую лишний раз не заезжать вообще на новом велосипеде.
На дороги хуже таких я планирую лишний раз не заезжать вообще на новом велосипеде.

Мне же хотелось ездить быстро по твердым дорогам разного качества, иногда пробираясь по всяким сложным участкам, чтобы срезать путь, иногда таскать велосипед на себе по необходимости. Грузить велосипед я собирался по-минимуму.

Общение с Дмитрием дало свои плоды (за это ему большое спасибо - много ликбеза для меня провел), семя сомнения проросло, я изучил вопрос с разных сторон и понял, что, действительно, карбон под мои цели абсолютно не подходит. Он был прав, советуя мне на выбор всего два материала рамы.

Хромолевые рамы обладают волшебным свойством - они мягкие, они "флексят", причем независимо от того, сколько груза на велосипеде. Самый главный минус этих рам - огромный вес. Обычно туринговые хромолевые рамы весят 3-5 кг и для меня совсем неприемлемо, ведь я хочу собрать новый велосипед ощутимо легче старого.

Выбор Shulz The Lightning

Рама Shulz The Lightning. Фотография с сайта производителя.
Рама Shulz The Lightning. Фотография с сайта производителя.

Впервые об этой раме я услышал от Дмитрия (за что ему еще раз спасибо), но тогда я её всерьез не рассматривал. Позже я узнал еще из нескольких источников, что хромолевую раму гравийного велосипеда Shulz The Lightning все хвалят. Приглядевшись получше к ней, я понял, что она почти идеально соответствует всем моим вышеперечисленным хотелкам!

Рама размера M по заявлению производителя весит 2,2 кг, но мне нужна L (ее вес нигде не указан). Это уже приемлемые цифры для меня. Рама не совсем соответствует классическому турингу - она имеет более спортивную геометрию и укороченную базу. Предполагаю, что это именно то, что мне нужно.

Рама из титанового сплава TIRIS-CR5. Делают на заказ и опционально можно под свои хотелки её укомплектовать. Основной конкурент.
Рама из титанового сплава TIRIS-CR5. Делают на заказ и опционально можно под свои хотелки её укомплектовать. Основной конкурент.


Пытался найти еще ближайшие подходящие варианты - это либо хромолевые рамы гораздо хуже по всем параметрам, либо гораздо более дорогие варианты, которые по стоимости будут сопоставимы со стоимостью титановых. Титановый вариант тоже себе нашел интересный, но цена там более чем в 2-3 раза выше моего Шульца.

Посмотрел множество обзоров на ютубе, где на базе этого фреймсета многие собирали свои велосипеды. Все счастливые обладатели этой рамы остались довольны. Я не встретил ни одного негативного отзыва.

В своем ценовом диапазоне и со своим характеристиками (которые меня устраивают почти полностью) Shulz The Lightning не имеет конкурентов. Если все устраивает в Шульце, то зачем платить больше за титан? - Подумал я (думал месяца 2-3) и оплатил заказ, как только появились деньги.

Этот фреймсет меня многим устраивает, но не всем:

Рама велосипеда Shulz The Lightning не продается отдельно. Можно купить или велосипед (достаточно слабо укомплектованный, который мне совсем не нравится), или фреймсет.
Фреймсет состоит из рамы и карбоновой вилки. Насчет вилки - я решил, что хромолевая вилка это слишком надежно, но и слишком тяжело. Нагружать вещами вилку я не планирую, поэтому я в любом случае бы выбрал карбоновую.

Ниже приведу описание фреймсета с официального сайта.

Описание фреймсета Shulz The Lightning.
Описание фреймсета Shulz The Lightning.
Характеристики фреймсета Shulz The Lightning.
Характеристики фреймсета Shulz The Lightning.
Геометрия фреймсета Shulz The Lightning
Геометрия фреймсета Shulz The Lightning

  • карбоновая вилка имеет бонки. Я ими не планирую пользоваться и понимаю, что без них вилка была бы прочнее.
  • штатные крепления для дисковых тормозов - флэтмаунт под 160 ротора. Те тормоза, что я хочу установить, имеют постмаунт крепление и хочу поставить на 180 ротора. Придется немного поколхозить с адаптерами. Вопрос решаемый.
  • не предусмотрены крепления для багажника. Придется немного поколхозить с хомутами. Вопрос решаемый.

Если учесть то, что во всем остальном эта рама меня полностью устраивает, то эти недочеты выглядят как незначительные придирки, на которые можно закрыть глаза.

Покупка фреймсета Shulz The Lightning. Размер L. Цвет - Грозовое облако

Пока искал деньги, заказать онлайн товар было нельзя, а в наличии фреймсеты были только в двух магазинах Санкт-Петербурга по 1 штуке в каждом. Тут еще и цена по акции на них снизилась на несколько тысяч рублей. Я очень боялся, что их купят до того, как я их смогу заказать. Как только нашлись средства, появилась еще одна рама в Московском магазине. Повезло, ведь Москва гораздо ближе к моей Калуге, чем северная столица. Приятным бонусом оказалась то, что магазин бесплатно мне отправил СДЭКом товар до пункта выдачи. Маленькой ложечкой дегтя во все этой бочке меда было то, что заказал я в последний день перед праздниками, а еще магазин по техническим причинам не работал несколько дней после праздников. Таким образом ждать заветную посылку я был вынужден две недели. Но торопиться мне некуда, в этом сезоне я никак не успею собрать этот велосипед полностью, а до весны еще времени достаточно. Зимой маловероятно, что будет у меня возможность кататься.

Распаковка посылки, взвешивание и первые впечатления

В такой упаковке я получил товар. Коробка не была тяжелой и меня это сильно обрадовало.
В такой упаковке я получил товар. Коробка не была тяжелой и меня это сильно обрадовало.
Рама и вилка были замотаны поролоном.
Рама и вилка были замотаны поролоном.
Полный комплект.
Полный комплект.
Вес рамы 2660 грамм.
Вес рамы 2660 грамм.
Вес вилки 745 грамм.
Вес вилки 745 грамм.
Вес фреймсета 3400 грамм (погрешность весов 5 грамм).
Вес фреймсета 3400 грамм (погрешность весов 5 грамм).

В большой картонной коробке была рама, обмотанная поролоном, а также в отдельной коробке замотанная в поролон вилка.

  • При первичном осмотре на вилке с внутренней поверхности вилки были парочка дефектов, как мне показалось изначально. Видно их особо не будет, и, похоже, что на работоспособность повлиять не должно. Мне позже подсказал Дмитрий - это похоже на технологические отверстия для выхода воздуха. По ЛКП есть к чему придраться, есть в нескольких местах мелкие царапины и сколы. Мелочи, но осадочек неприятный остался.
Первое отверстие на поверхности вилки с внутренней стороны.
Первое отверстие на поверхности вилки с внутренней стороны.
Второе отверстие на поверхности вилки с внутренней стороны.
Второе отверстие на поверхности вилки с внутренней стороны.
Повреждение ЛКП на раме.
Повреждение ЛКП на раме.
  • Приятно удивила толщина труб, которая оказалась больше, чем я ожидал. На первый взгляд конструкция кажется достаточно прочной и надежной, не смотря на относительно низкий для стальной рамы вес.
  • Понравилось то, что внутри вилки от места крепления калипера до рулевого стакана предусмотрена скрытая проводка гидролинии.
  • Еще одним приятным сюрпризом было то, что петух оказался съемным. Думал, что будет приварной.
Петух съемный.
Петух съемный.
  • Вилка в раму заходит хорошо, все плотно и надежно на первый взгляд.
Моя прелесть ©.
Моя прелесть ©.
  • Производитель заявляет, что рама должна быть обработана изнутри, но какого-то явного покрытия я не заметил. Возможно, это какой-то тонкий слой бесцветного лака. Также стоит отметить, что Shulz дает пожизненную гарантию на ригидную вилку и раму, но коррозия в процессе эксплуатации не входит в эти условия. Поэтому я уточнил этот момент у производителя.
Пожизненная гарантия на раму и ригидную вилку.
Пожизненная гарантия на раму и ригидную вилку.
Ограничения гарантии.
Ограничения гарантии.
Ответ от производителя по поводу обработки.
Ответ от производителя по поводу обработки.

Ответ от Shulz похож на правду, поэтому я спокоен.

На этом моменте я прерву свое повествование. Надеюсь, кто-то смог дочитать до конца и эта статья была интересна и полезна. Спасибо за внимание.

Какой материалы рамы на вашем велосипеде и какого он класса (гревел, туринг, кросс-кантри и т.д.)?

Пожалуйста, поделитесь своим опытом эксплуатации и впечатлениями в комментариях.

Если интересно, подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новый выпуск!

Велогараж. Статьи | Chelouk Pavek | Дзен