Министерство общественной безопасности КНР вынесло на обсуждение проект обновленного нацстандарта «Технические условия безопасности эксплуатации транспортных средств». Ключевая идея — по умолчанию ограничить разгон легковых авто: 0–100 км/ч не быстрее 5 секунд. Это не запрет на мощные машины, а базовая заводская настройка для повседневной езды, чтобы снизить риск аварий из-за излишней «резкости».
Для EV и PHEV предлагается ввести защиту от перепутанной педали. Когда автомобиль стоит или едет очень медленно, если водитель по ошибке нажимает газ вместо тормоза, система автоматически урежет тягу и подаст понятные сигналы — звук и предупреждение на экране. Плюс при серьёзном ударе электроника автоматически отключит высоковольтную цепь: это сработает, если скорость изменится на ≥25 км/ч за 0,15 с (вне зависимости от направления удара).
Отдельный блок обсуждения — безопасность батареи. Машина должна непрерывно отслеживать состояние ячеек и заранее предупреждать об аномалиях. В случае термического разгона должен быть предусмотрен направленный сброс горячих газов: через специальные клапаны и каналы их выводят наружу, в безопасную зону под кузовом, чтобы они не попадали в салон; также требуется выравнивание давления в батарейном отсеке. Для электрических и подключаемых гибридных автобусов длиной от 6 м закрепляют минимум 5 минут между сигналом тревоги и возможным возгоранием/взрывом отсека — чтобы пассажиры успели эвакуироваться.
Требования коснутся и ассистентов вождения. Если в автомобиле есть расширенные функции помощи (город/трасса), водитель должен подтвердить, что прошёл краткий курс: как включать систему, каковы её ограничения и что ответственность остаётся на человеке. Подтверждение — биометрией или входом в аккаунт. При скорости свыше 10 км/ч машина обязана контролировать вовлечённость минимум двумя способами: руки на руле и контроль взгляда. Для снижения отвлечения видео и игры на экране блокируются после набора скорости в 10 км/ч.
И главное - возможности экстренной эвакуации. Для каждого пассажира должно быть как минимум два варианта выхода (например, своя дверь и соседняя/передняя — на случай, если одна сторона заблокирована). Все двери должны снабжаться механическими ручками изнутри и снаружи; при срабатывании подушек или при тепловом инциденте батареи боковые двери со стороны без удара должны автоматически разблокироваться. Предлагается ограничить толщину стекол значением в 5 мм. А также запретить тонировочную пленку, которая бы усложняла возможность разбить стекло в случае экстренной необходимости.
Контекст, почему нормы ускоряют. В Чэнду Xiaomi SU7 Ultra после ДТП загорелся; водитель мог бы остаться в живых, но люди которые пытались ему помочь выбраться не смогли открыть двери или разбить стёкла — тема механического управления ручками дверей стала предметом широкой дискуссии. В Шанхае у Li Auto Li Mega загорелся автомобиль на ходу, но пассажиры выбрались — помогла автоматическая разблокировка дверей; позже производитель объявил отзыв 11 411 авто и обновил алгоритмы раннего предупреждения. Эти два случая наглядно подсветили ценность простых «механических» путей эвакуации в сочетании с умными системами защиты.
Документ пока проходит общественное обсуждение. Если нормы примут близко к текущей редакции, производителям придётся тоньше настраивать поведение машин: спортивный потенциал сохранится, но базовый профиль станет спокойнее — в пользу безопасности и понятной эвакуации в критический момент🫡💬
#pandaway #shortnews #Китай #безопасность #EV #ADAS #регулирование #XiaomiSU7 #LiAuto #LiMega