В прошлой статье вы могли прочитать о том, как начинается предпроверочный анализ компании (который в итоге рискует перерасти в выездную налоговую проверку). Сегодня статья — о том, как понять, что в отношении вашего бизнеса идёт предпроверочный анализ и случаи из моей практики, как мне удавалось предотвратить выездную проверку.
В прошлый раз мы остановились на том, что инспекция собрала достаточно фактов, чтобы подозревать фирму в уклонении от уплаты налогов. Но этого ещё недостаточно, чтобы назначать выездную: налоговая попытается заставить компанию заплатить без трудоёмкой и длительной выездной проверки.
Это делается на комиссии по легализации налоговой базы. Эта комиссия — однозначный сигнал о том, что в отношении вас идёт предпроверочный анализ, причём он уже не на первом этапе.
Все мои контакты и соцсети: https://taplink.cc/romanchernenko. Подпишитесь и читайте меня там, где вам удобно.
Этап 4. Комиссия по легализации налоговой базы
Компания получает приглашение на комиссию. На таком разборе инспекторы обычно указывают на уже выявленные признаки нарушений: «технические» контрагенты, фиктивные сделки, несформированные источники для вычета НДС в бюджете.
Главная цель комиссии — показать директору, что лучше доплатить. Иначе, говорят инспектора, будет назначена выездная (и это правда так). Но при этом надо понимать, что юридически предложение инспекции доплатить — это именно предложение. Это не требование. С правовой точки зрения вы доплачивать не обязаны.
Почему многие компании соглашаются доплатить (предполагаем, что нарушения и правда есть)?
Добровольная корректировка освобождает от штрафа. И практически всегда нет обязанности доплачивать налог на прибыль. И есть ещё один момент. Когда налоговая готовится к комиссии по легализации налоговой базы, инспекция особенно глубоко не копает. А если дело дойдет до выездной, то раскопано будет все. Поэтому возможна ситуация, что на комиссии вам предъявляют на 5 млн руб, а если будет выездная, то предъявят на 25 млн руб. И директора, понимая это, соглашаются доплатить 5. Хотя и эту цифру можно снизить, об этом опять же ниже.
Если же компания уверена в своей позиции, она может отказаться от добровольного уточнения налоговых обязательств и доказывать свою правоту (реальность сделок с сомнительными контрагентами, проявления должной осмотрительности и т.д. ). Но это увеличивает вероятность следующего шага.
Этап 5. Выездная налоговая проверка
Если налогоплательщик отказывается корректировать налоговую базу, инспекция, как правило, переходит к назначению выездной проверки. К этому моменту:
- собраны документы и пояснения;
- проведен анализ операций и банковских выписок;
- посчитано, сколько можно доначислить вашей компании (+ пеня и штраф);
- инспекция уже знает, за счёт какого имущества будут удовлетворяться эти требования;
- уже известно, какими активами обладает ваша семья (чтобы привлечь вас к субсидиарной ответственности);
- продуман вопрос привлечения к проверке сотрудников УЭБиПК.
Как понять, что предпроверочный анализ уже начался
Наблюдайте за запросами и действиями инспекции. Типичные признаки:
1. Регулярные требования о пояснениях. Причём вопросы не формальные, а «вглубь»: по операциям, взаимоотношениям с контрагентами, формированию убытков, заработной плате.
2. Запросы подтверждения деловой цели операций и «добросовестности» контрагентов. Инспекторы затрагивают экономическую природу сделок, а не только документы.
3. Встречные проверки. ФНС запрашивает документы у ваших контрагентов — вы можете об этом даже не знать (или знать, если контрагенты начнут вам звонить). Собранные данные затем используют против налогоплательщика.
4. Вызовы в инспекцию. Для объяснений или на комиссию. Ну, тут уже не ошибетесь. Здесь критически важно: каждая фраза в протоколе может стать доказательством в будущем споре.
А теперь пара кейсов МКА «Налоговые адвокаты». Их объединяет одно: все они прошли, когда предпроверочный анализ был в самом разгаре. И оба завершились благополучно для клиентов — сумма доплаты была невелика и обошлось без выездной.
Кейс: снизили доначисления с 18 млн руб. до 1,5 млн руб.
Ситуация: строительную компанию вызвали на комиссию и потребовали доплатить 18 млн руб. Инспекция посчитала, что часть субподрядчиков «недобросовестные», а компания через них оптимизировала налоги. На втором визите в инспекцию директор пришёл уже со мной.
1. Проверили «сомнительных» контрагентов. Мы подтвердили реальность работ и готовность обеспечить явку директоров подрядчиков в инспекцию.
Результат: инспекция убрала часть претензий → минус 3–4 млн руб.
2. Определили, какие претензии идут «сверху», из УФНС. Спросили прямо: каких контрагентов и периоды указало УФНС? Оказалось — только 3 компании за 2–4 кв. 2021 года. Нижестоящая же инспекция пыталась доначислять и за другие периоды.
Результат: сумма снизилась до 6 млн руб.
3. Показали финансовую ситуацию и целевое использование средств. Компания закупала оборудование и материалы для помощи участникам СВО. Предоставили благодарственные письма.
Результат: инспекция передала материалы в УФНС и согласилась на компромисс.
Итоги: 1,5 млн руб. в рассрочку по составленному графику, без выездной проверки, возможность вернуться к вопросу позже, когда будут поступления от заказчиков.
Как заплатить налоговой в 10 раз меньше и не получить выездную проверку
Клиент: директор компании.
Требование инспекции: доплатить 12 млн руб. по контрагентам за три года.
Директор не смог возразить на комиссии и обратился ко мне.
Что я увидел в документах: претензии касались разных контрагентов из разных периодов. Реальные доказательства работы были: номера машин, водители, маршрут доставки → можно подтвердить факт движения товара.
Риск выездной проверки был низкий, потому что потенциальная сумма доначислений не дотягивала до уровня, на котором обычно назначают выездную.
Ключевой момент: часть требований инспекция выдвинула по указанию УФНС, а часть — по инициативе инспектора (чтобы «нарастить сумму» и улучшить показатели).
Это принципиально: по тем контрагентам что указало УФНС, доплатить придётся, потому что инспектор ИФНС не отстанет. Он не может не выполнить указаний руководства.
Тех контрагентов, которые инспектор «нашёл сам» можно убрать при аргументации и доказательствах реальности.
Встреча с инспектором. Цель — выяснить, какие контрагенты находятся на контроле УФНС. После обсуждения инспектор признал: управление требует доплатить только по 2 контрагентам за один период — менее 1 млн руб.
Итог: мы предложили: заплатить сумму менее 1 млн руб. по тем контрагентам, на которых указало УФНС; вернуться к остальным вопросам позже, если потребуются доказательства.
Компания так и сделала.
Выводы
Комиссия по легализации налоговой базы — это не формальность. Если вас пригласили на комиссию, значит предпроверочный анализ уже идёт, и инспекция собрала аргументы, чтобы убедить вас в необходимости доплаты.
Предложение доплатить — это не обязанность. Юридически это рекомендация, но практически отказ повышает риск выездной проверки.
Сумму доплаты можно и нужно снижать. Даже если нарушения есть, почти всегда можно: убрать из расчёта «лишних» контрагентов; уточнить периоды; показать реальность хозяйственных операций.
Ключевой навык — понимать, что идёт «сверху», а что инициатива инспектора. По контрагентам, на которых указало УФНС, почти всегда придется доплатить. По контрагентам, которых «добавила» ИФНС, — сумма часто снижается, если есть доказательства реальности.
Выездная — это крайняя мера. Если грамотно отработать комиссию, представить аргументы и показать позицию — в большинстве случаев до выездной дело не доходит.
Практика показывает: компании в похожих ситуациях доплачивали не 18 млн и не 12 млн, а 1–1,5 млн руб., в рассрочку и без выездной проверки.
____________________________________
С 2008 года я защищаю бизнес, его руководителей и собственников от претензий налоговой.
Если она проявляет к вам повышенный интерес, пишите или звоните. Я разберусь в ситуации, и мы решим, что делать дальше.
Телефон:📱+7 (499) 283-80-20
Мой Телеграм-аккаунт: https://t.me/Roman7999