Найти в Дзене
Mirax | Моторные масла

«Допуск» моторного масла – что именно это означает?

Существует миллион критериев выбора моторного масла, но любое исследование покажет, что на первом месте в списке приоритетов автолюбителей всегда стоит так называемый допуск. Под этим словом обычно понимают определенный список требований автопроизводителя к уровню эксплуатационных свойств смазочного материала: если масло им соответствует, то автоконцерн тем или иным образом выдает одобрение и продукт считается рекомендованным к послепродажному обслуживанию. В общих чертах схема взаимодействия действительно такая, но в реальности 2025 года все «немного» сложнее. Во-первых, со временем допуски становились все более жесткими: список требований и их строгость возросли многократно. Во-вторых, вместе с требованиями расширялась и программа испытаний – ее стоимость могла поставить под вопрос рентабельность продукта даже для брендов с мировой дилерской сетью, не говоря о локальных производителях. В-третьих, допуски преимущественно являются прерогативой европейских производителей, а у них есть с
Оглавление

Существует миллион критериев выбора моторного масла, но любое исследование покажет, что на первом месте в списке приоритетов автолюбителей всегда стоит так называемый допуск. Под этим словом обычно понимают определенный список требований автопроизводителя к уровню эксплуатационных свойств смазочного материала: если масло им соответствует, то автоконцерн тем или иным образом выдает одобрение и продукт считается рекомендованным к послепродажному обслуживанию.

Причем здесь АСЕА?

В общих чертах схема взаимодействия действительно такая, но в реальности 2025 года все «немного» сложнее. Во-первых, со временем допуски становились все более жесткими: список требований и их строгость возросли многократно. Во-вторых, вместе с требованиями расширялась и программа испытаний – ее стоимость могла поставить под вопрос рентабельность продукта даже для брендов с мировой дилерской сетью, не говоря о локальных производителях. В-третьих, допуски преимущественно являются прерогативой европейских производителей, а у них есть собственное объединение под названием АСЕА.

Эта аббревиатура наверняка знакома владельцу любого автомобиля, произведенного в Старом Свете, как раз-таки по спецификациям моторного масла: АСЕА А3/В4, АСЕА С3, АСЕА А5/В5 и другие. Более того, абсолютно все без исключения ОЕМ-допуски европейских автоконцернов содержат в себе требования АСЕА: очень многие параметры так и прописаны - “according to ACEA A3/B4” (или другой версии). В свою очередь, у АСЕА есть не только список соответствующих требований к каждому классу, но и целый Кодекс Практик ATIEL, который описывает и регламентирует весь процесс разработки смазочного материала от чуть ли не от нефтепереработки до упаковки и надписей на этикетке. Немаленький документ вместе с многочисленными дополнениями находится в свободном доступе на одноименном сайте. Последняя редакция от марта 2025 года, ссылками поделимся в конце статьи – учтите, что объем реально немаленький и все на английском языке.

Общая схема взаимодействия в рамках ATIEL и ссылки на соответствующий раздел Кодекса
Общая схема взаимодействия в рамках ATIEL и ссылки на соответствующий раздел Кодекса

Кодекс Практик ATIEL

Как мы писали выше, ATIEL охватывает весь процесс создания смазочного материала под требования АСЕА. Мы сегодня сконцентрируемся именно на разработке самого масла и получении им сертификации – допуска.

Глобально эта часть документа представляет из себя набор тестов по тем или иным методикам ASTM, СЕС и JASO, успешное прохождение которых должно приводить к получению той или иной спецификации АСЕА. Впрочем, не все так просто. Существует ряд ограничений:

  • Испытания должны проводиться в аккредитованных АСЕА и автоконцернами лабораториях. Самые известные (и фактически единственные) среди них: ISP Testing Institute в Германии и Southwest Research Institute в США.
  • Базовые масла можно использовать только в соответствии с огромным приложением 2 (Appendix B) и желательно производителей-членов EELQMS.
  • Вопросами присадок и испытаний занимаются отдельные комитеты производителей присадок! В Европе это The Technical Committee of Petroleum Additive Manufacturers in Europe (ATC), образованный еще в 1974 году, а в США - American Chemistry Council (ACC). В рамках ATIEL первый регулирует тесты по методике CEC, второй - по ASTM. И у каждого комитета есть что? Правильно, свой огромный Кодекс Практик с кучей требований и ограничений – в соответствии с ATIEL на них нужно ориентироваться во всем, что не прописал сам ATIEL.
  • К месту производства тоже будут вопросы, если у вашего завода нет ISO 9001 как минимум. Можете даже не начинать процесс сертификации, вам откажут.
  • Даже если все «круги ада» (включая бюрократические) получится пройти, то вы получите сертификацию только на 1 вид продукции. То есть если получили одобрение A3/B4 на вязкость 5W-30, то ваш 0W-30 на таком же пакете присадок совершенно необязательно получит аналогичную сертификацию автоматически. Какие-то отдельные тесты зачтут – у ATEIL и на этот счет есть соответствующий регламент, а вот какие-то нет, и придется проходить испытание заново.

И напомним, Кодекс ATIEL касается только самой АСЕА – общеевропейской классификации! Требования отдельных ОЕМ-допусков еще шире, строже и дороже, к тому же у автоконцернов есть свои процедуры сертификации и кодексы практик. Безусловно, могут принять в зачет тесты и испытания, ранее проведенные во время сертификации АСЕА и наоборот, но все равно все эти процедуры для среднего производителя масла крайне дорогостоящие. Если начинать процесс сертификации с «нуля» и не забывать о том, что у API и JASO есть точно такие же кодексы - так и вообще разорительные.

VGRA – это Viscosity Grade Read-Across – некая таблица взаимозачета моторных тестов между вязкостями, в данном случае Peugeot DV6C и Mercedes M271EVO. Обратите внимание, что помимо прочего, эта совместимость зависит и от типа применяемого загустителя.
VGRA – это Viscosity Grade Read-Across – некая таблица взаимозачета моторных тестов между вязкостями, в данном случае Peugeot DV6C и Mercedes M271EVO. Обратите внимание, что помимо прочего, эта совместимость зависит и от типа применяемого загустителя.

DI-пакеты

Ответ на этот вопрос уже давно нашли производители присадок - в виде DI-пакетов. Аббревиатура DI здесь расшифровывается как Detergent/Inhibitor, хоть реальный состав современных пакетов присадок все же побогаче. Основное преимущество готового пакета в том, что его производитель на базе своего продукта создал рецептуру и провел для этой рецептуры необходимые дорогостоящие испытания.

В результате получается некий полуфабрикат, при помощи которого вы можете получить готовое моторное масло необходимой спецификации. Как правило, сразу нескольких, что делает приобретение DI-пакета еще привлекательнее. В результате в современном мире именно пакет присадок определяет какие спецификации будут на готовом масле. Примерно так это выглядит в каталогах Infineum и Afton (ради сохранения коммерческой тайны мы будем использовать устаревшие версии).

-4
Разные компании по-разному презентовывают свои продукты, но общей логики это не меняет: используй наши присадки вот так – получишь вот такие спецификации. На фото пример Afton Hitec 9890 и Infineum P6003 – ни тот, ни другой мы не используем.
Разные компании по-разному презентовывают свои продукты, но общей логики это не меняет: используй наши присадки вот так – получишь вот такие спецификации. На фото пример Afton Hitec 9890 и Infineum P6003 – ни тот, ни другой мы не используем.

При этом необходимо понимать, что одобрение выдано исключительно на указанную рецептуру – даже базовые масла нужно использовать именно такие как указано. Указано NEXBASE, а вы собрались делать на аналогичном ADNOC? Нет проблем, но нужно пройти соответствующую процедуру. Внесли более серьезные коррективы в состав базовых масел или модификаторов вязкости? Будьте любезны аттестовать новую рецептуру. Модификации в составе присадок тоже возможны, но регулируют их АСС и АТС. Учитывая, что там сидят представители «Большой Четверки» Infineum, Afton, Chevron, Lubrizol – вряд ли процедура будет для вас простой.

Также необходимо понимать, что АСЕА в Кодексе ATIEL довольно четко разделяет понятия Lubricant Marketer и Lubricant Developer: под первым понятием подразумевается торговая марка и бренд, а под вторым - разработчик рецептуры и содержимое канистры, соответственно. Совершенно необязательно, чтобы это была одна и та же организация.

Таким образом, если вы используете пакеты присадок Infineum или, хоть и в меньшей степени, любого другого представителя «Большой Четверки», то вместо десятков тестов и протоколов для каждого ОЕМ-допуска, вас будет ждать примерно такая картина:

-6

В контексте данной таблицы понятия Reblend и Rebrand нужно понимать следующим образом: Reblend – это оригинальная рецептура с определенными изменениями, Rebrand – оригинальная рецептура без изменений, но в другой канистре (другой Brand). У некоторых автопроизводителей Rebrand стоит существенно дешевле, что в целом логично. Также обращает на себя внимание тот факт, что некоторые производители при использовании Infineum вообще не просят образец масла для сертификации. Большинство процедур получения официального допуска вместо тестов сводятся примерно к этому:

-7
-8
-9
-10

Почему мы выбрали Infineum?

Что у вышеперечисленных требований общего? Даже платить взносы или высылать сэмплы смазочного материала нужно далеко не везде, а вот «confirmation letter from Infineum» нужно абсолютно всем. Да, некоторые производители просят образец продукта, а ребята из BMW, например, требуют отправить 2 литра в лабораторию ISP (мы ее уже упоминали выше). Только при условии, что продукт сделан на основе присадок Infineum – в противном случае процедура будет иной. Строго говоря, похожие привилегированные условия существуют и для клиентов Chevron Oronite, Lubrizol и Afton. Так почему же именно Infineum?

Во-первых, это однозначный лидер данного рынка и у них самый широкий ассортимент ОЕМ-спецификаций. Во-вторых, есть эксклюзивные или почти эксклюзивные продукты: для производства того же VW 504 00/507 00 у вас практически нет другого выхода! Infineum даже сделали для своего пакета P6080A целый промо-сайт: https://www.infineum.com/zh-hans/campaigns/infineum-p6080a/ - вот, пожалуйста, можете почитать. В-третьих, продукция Infineum действительно качественная: при условии соблюдения рецептуры их пакеты присадок отлично себя показывают в реальной эксплуатации – об этом свидетельствуют и наши внутренние испытания, и анализы отработок энтузиастов с ойл-клуба, и публикации в СМИ. Например, обратите внимание, насколько близки показатели продукта Mirax и ближайшего корейского конкурента в тесте 0W-20 в журнале «Автовзгляд» – дело в том, что оба бренда использовали один пакет P6088 и честно соблюдали оригинальную рецептуру.

Таким образом, при использовании так называемых оригинальных пакетов присадок (надеюсь, теперь вы понимаете, почему мы их так называем), разница между продуктом с допуском и продуктом с соответствием заключается лишь в оплате процесса сертификации. Сами же продукты будут если не идентичными, то очень и очень похожими друг на друга – и чем современнее допуск, тем больше будет сходство. Мы в Mirax осознанно решили не оплачивать получение официальных ОЕМ-допусков: бренд мы недорогой, получить одобрение на продукцию из РФ сейчас непросто, да и даст оно главным образом +100 рублей (а то и больше) к литру – сам продукт от этого не изменится никак.

Ассортимент Mirax с присадками Infineum:

Мы эксклюзивно используем продукцию Infineum для своей старшей линейки MX9 – кроме оригинальных пакетов присадок у нас там еще и PAO (все-таки флагман как никак). Главная задача оригинальных DI-пакетов – обеспечить соответствие наших продуктов требованиям автопроизводителя.

Mirax MX9 5W-40 ACEA A3/B4 – продукт разработан на основе новейшего пакета Infineum P6780. Продукт соответствует всем требованиям не только АСЕА, но и ОЕМ: BMW LL-01, MB 229.3/229.5, PSA B71 2296 и VW 502.00/505.00.

Mirax MX9 5W-30 ACEA C3 – продукт на оригинальном пакете P6080A, разработанном специально под допуск VW 504/507. В оригинальных канистрах VAG используется точно такой же пакет присадок. Единственный пакет присадок на рынке, способный вместе с спецификацией Volkswagen обеспечить и BMW LL-04 с MB 229.51.

Mirax MX9 0W-20 ACEA C5 – оригинальный продукт для новейшего допуска VW 508 00/509 00, разработанный на проприетарном пакете P6088. Тоже почти эксклюзив для Infineum – альтернативу вам сможет предложить только Chevron Oronite. Тем не менее, в оригинальных канистрах Volkswagen с 508 00/509 00 для Европы тоже используется именно Infineum P6088.

Mirax MX9 0W-20 и MX9 5W-30 Ilsac GF-6A производятся на основе пакета P5908 и предназначены для техники азиатского или американского производства. Кстати, недавно пакет присадок получил спецификацию API SQ и Dexos 1gen 3 (для вязкости 0W-20) – следом обновимся и мы. Равно как и другие производители с таким же сырьем – еще раз повторимся, спецификацию определяет именно пакет присадок.

Приобрести наше моторное масло можно в официальном магазине на OZON!

Ссылки:

https://atiel.eu/code-of-practice/ - на этой странице можно почитать про кодекс ATIEL, а при желании и скачать ПДФ файл.

https://isp-testing.com/en/services/engine-testing/ - лаборатория ISP, сайт не очень подробный, но можно почитать про оборудование и тесты.

https://www.swri.org/markets/automotive-transportation/fuels-lubricants/lubricant-testing - а вот раздел лаборатории Southwest, посвященный испытаниям смазочных материалов, куда шире – здесь можно ознакомиться с темой подробнее.

https://atc-europe.org – комитет по присадкам в Европе

https://www.americanchemistry.com/industry-groups/petroleum-additives/product-approval-protocol-task-group-paptg/code-of-practice-resources - комитет по присадкам в США