В 2026 году производителям смартфонов, ноутбуков, планшетов, светотехники и ряда другой радиоэлектронной продукции предстоит сделать стратегический выбор: адаптировать собственное производство под нанесение маркировки «Честный знак» или доверить эту задачу российским партнерам. Андрей Тарасов, исполнительный директор компании diHouse, объясняет, как подготовиться вендору, чтобы не потерять один из ключевых рынков сбыта.
Что такое «Честный Знак»
Маркировка «Честный Знак» — система отслеживания пути товаров от ввода в оборот до вывода из оборота, информации о цене, месте реализации. Со стороны правительства, это — попытка государственных регуляторов систематизировать и упорядочить рынок товаров во избежание нелегальных поставок. Ключевой особенностью системы «Честный Знак» является то, что в ней прослеживается каждая единица товара, а не партия. Это позволяет отследить жизненный цикл каждого товара по отдельности.
Поэтапный запуск: следующая очередь — электроники
Введение обязательной маркировки для товаров «Честный Знак» осуществлялось поэтапно с 2016 года. Первой категорией, попавшей в эксперимент, стали… шубы, затем в последующие годы под обязательную маркировку попали лекарства, табак, обувь, парфюмерия, фототехника, шины, велосипеды и другие категории.
Применительно к рынку электроники, предполагается (законопроект еще не утвержден) с 1 марта 2026 года обязательная регистрация всех участников рынка (производитель, импортер, розничный продавец) в системе «Честный знак», С 1 июня 2026 года соответствующие товары категории — светильники, ноутбуки, смартфоны, планшеты и пр. — без маркировки будут запрещены к ввозу на рынок РФ.
Нанесение маркировки: вопрос производителя или импортера?
Введение «Честного Знака» вносит изменения в привычную схему взаимодействия «поставщик-дистрибьютор-локальный продавец» и добавляет новый обязательный этап нанесения кодов маркировки: его может взять на себя и сам производитель, и дистрибьютор. Принимая решение о том, на чьей стороне она будет осуществляться, необходимо обратить внимание на два пункта — потраченные ресурсы и стоимость.
- Ресурсы
Маркирование товара — трудоемкий процесс, и, вне зависимости от того, осуществляет его вендор или дистрибьютор, требует дополнительных затрат в виде оборудования, человеческих ресурсов, материалов и ПО.
Производителю выгоднее обратиться к дистрибьютору, так как ему уже знакомы все нюансы; процесс маркировки уже налажен, а с вендора снимается большая нагрузка в виде этого этапа на бизнес. Кроме того, дистрибьютор заинтересован в разработке самой системы этикетирования. Как правило, он инвестирует в ее развитие, делая более гибкой и удобной для всех участников процесса.
Например, в случае если производитель импортирует товар в большое количество стран по всему миру, каждую со своей спецификой рынка, подстраивать весь фабричный процесс под маркировку для одного российского рынка ему неудобно и невыгодно. В этом случае вопрос решает дистрибьютор, а процесс на стороне вендора не нарушается.
- Стоимость
Импортер затрачивает средства на маркировку ‒ на данный момент, в среднем, около 20 центов на одну коробку товара, что увеличивает стоимость товара. В эту сумму входит как сам код маркировки, так и сопутствующие шаги. Выбирая самостоятельное нанесение маркировки на своей фабрике, вендор может сэкономить какую-то часть средств, но все дополнительные расходы, связанные с нанесением и логистикой, возлагаются на него.
Преимущества системы «Честный знак» для бизнеса
Помимо выполнения требований закона, система предлагает бизнесу реальные выгоды.
- ЛК (личный кабинет) как источник быстрых и точных данных
Если для государства «Честный знак» — это инструмент систематизации товарооборота, то для производителя он становится источником ценных данных, превосходящих отчеты традиционных исследовательских компаний вроде GfK. Эта система, не имеющая на сегодняшний день прямых аналогов за рубежом, предоставляет производителям детальную аналитику в режиме реального времени, позволяя отслеживать цепочку движения каждой(!) единицы товара.
- Защита бренда
Система усложняет жизнь серым импортерам и контрафакту, помогая защищать долю рынка и репутацию бренда, хотя с этой перспективы она пока еще находится в процессе доработки. Сложность представляют товары брендов, ушедших с рынка, ввиду отсутствия официальных правообладателей на территории РФ, которые имеют право официально инициировать механизмы по защите бренда.
Советы вендорам
Можно ли обойти маркировку? На данный момент поставки могут осуществляться через крупные торговые кроссбордные онлайн-платформы вроде AliExpress и OZON, однако, учитывая ужесточение условий маркировки «Честный Знак» со стороны государства, по прогнозам на ближайшее будущее, постепенно эти каналы будут перекрыты. Некоторые ограничения уже существуют: трансграничная система распространяется только на небольшие партии товара, при превышении определенного размера партия будет расценена регулятором, как коммерческая, и будет заблокирована.
Чтобы не оказаться перед фактом блокировки грузов на таможне и увеличения сроков обработки партий товара, иностранным производителям стоит действовать на опережение. Следующие три рекомендации помогут заранее выработать надежную стратегию и минимизировать издержки.
1. «Честный Знак» — это стратегическая необходимость
Российское законодательство с каждым годом только укрепляет позиции «Честного Знака», добавляя в список обязательной маркировки новые категории: система развивается и расширяется. Нарушение правил маркировки грозит не просто штрафами, а полным изъятием товара из оборота. Если производитель хочет работать на российском рынке широкоформатно, он обязан соблюдать эти правила — без маркировки легально торговать будет невозможно.
2. Проведение тщательного анализа затрат
Вендору следует оценить, что будет дешевле и проще для бизнеса: самостоятельное нанесение кодов или оплата услуг дистрибьютора. Необходимо помнить, что маркировка — это не только цена наклейки, но и затраты на организацию процесса: оборудование, ПО, логистика, персонал и прочее.
3. Грамотный выбор импортера
Дистрибьютор в России должен быть не просто посредником, а зрелым IT-игроком, который имеет отработанные процессы маркировки и готов взять на себя все технические и административные трудности. Это спасет производителя от колоссальных трудозатрат и позволит сосредоточиться на других задачах.
«Честный Знак» — не временная мера, а новая реальность российского рынка. Для иностранного производителя система представляет собой двойную возможность: обеспечить беспрепятственный вход на емкий рынок и получить мощный инструмент для аналитики и контроля своих продаж. Правильное стратегическое решение станет конкурентным преимуществом в 2026 году и последующий период.