Найти в Дзене
Галс-Девелопмент

Сплав архитектуры, биологии и математики: параметрическая архитектура

По всему миру «приземлились» здания необычных форм, напоминающие космические корабли. Кажется, вот-вот и они придут в движение. Но это не инопланетное вторжение, а самый молодой глобальный стиль архитектуры — параметризм. Как же создают такие необычные здания? Раньше архитекторы были вооружены только своим воображением и карандашом. Теперь проекты рождаются из диалога с машиной. О параметрической или, как ее еще называют, алгоритмической архитектуре говорят с начала 2000-х. Сам термин ввел и описал в манифесте партнер архитектора Захи Хадид — Патрик Шумахер, дизайнер и доктор философии. Архитекторы параметризма создают формы, которые рассчитываются по заданным параметрам. Среди основных принципов — взгляд на здание как на единый организм, многоуровневость, поиск решений через исследование природных объектов и обращение к локальной культуре в эстетике. Им стало проще экспериментировать, когда в их арсенале появились компьютерные программы для моделирования и передовые материалы, наприме
Оглавление

По всему миру «приземлились» здания необычных форм, напоминающие космические корабли. Кажется, вот-вот и они придут в движение. Но это не инопланетное вторжение, а самый молодой глобальный стиль архитектуры — параметризм. Как же создают такие необычные здания?

Построенный для Dubai Expo 2020 павильон устойчивого развития от Grimshaw Architects
Построенный для Dubai Expo 2020 павильон устойчивого развития от Grimshaw Architects

Раньше архитекторы были вооружены только своим воображением и карандашом. Теперь проекты рождаются из диалога с машиной. О параметрической или, как ее еще называют, алгоритмической архитектуре говорят с начала 2000-х. Сам термин ввел и описал в манифесте партнер архитектора Захи Хадид — Патрик Шумахер, дизайнер и доктор философии.

Архитекторы параметризма создают формы, которые рассчитываются по заданным параметрам. Среди основных принципов — взгляд на здание как на единый организм, многоуровневость, поиск решений через исследование природных объектов и обращение к локальной культуре в эстетике. Им стало проще экспериментировать, когда в их арсенале появились компьютерные программы для моделирования и передовые материалы, например, фибробетон. Хотя исследованием движения, гравитации и формы люди занимались, кажется, испокон веков.

От циркуля к цифре

Некоторым необычным архитектурным конструкциям — сотни и тысячи лет. Одни, как пирамиды и мегалиты, до сих пор остаются загадкой. Другие тоже удивляют, но их происхождение объяснимо, как у собора Саграда Фамилия Антонио Гауди. Чтобы создать неземные по виду арки, архитектор придумал свой способ рассчитать нагрузки. Он создавал перевернутую модель сводов, подвешивая цепи с утяжелителями. Под конструкцией лежало зеркало, и в отражении Гауди видел ту самую фантастическую, но логичную форму, которую срисовывал.

Перевернутая модель собора Гауди из сцепленных грузов.
Перевернутая модель собора Гауди из сцепленных грузов.

Во второй половине XX века интеллектуальные и технологические прорывы в архитектурном моделировании следовали один за другим. Феликс Кандела придумал свои легкие, но очень прочные железобетонные оболочки сложной кривизны. Фрэнк Гери поразил публику биоморфным объемом Музея Гуггенхайма в Бильбао. Для проектирования он использовал программы, которые применяли в аэрокосмической промышленности.

Фасады Музея Гуггенхайма покрывают более 30 тысяч титановых листов, которые работают как отражатели света в жарком испанском климате.
Фасады Музея Гуггенхайма покрывают более 30 тысяч титановых листов, которые работают как отражатели света в жарком испанском климате.

Природа — первый учитель

С новыми цифровыми технологиями архитекторы ощущают себя исследователями старого мира и создателями нового. Они изучают алгоритмы, которые лежат в основе природных структур, и с помощью вычислительных технологий находят инженерный ответ, как и из какого материала построить здание похожей структуры. Так появляются объекты с метафорическими формами и говорящими названиями. Например, стадион «Птичье гнездо» в Пекине от мастерской Herzog & de Meuron. Фактически, у него нет стен, но оболочка продуманная: она учитывает движение солнца и ветра, регулируя естественно микроклимат внутри.

Музей «Соумайя» в Мехико, построенный для личной художественной коллекции миллиардера Карлоса Слима Элу, архитектором-параметристом Фернандо Ромеро.
Музей «Соумайя» в Мехико, построенный для личной художественной коллекции миллиардера Карлоса Слима Элу, архитектором-параметристом Фернандо Ромеро.

Роботы — приходят на стройку

Кора деревьев, чешуя рыб, скелеты и раковины – природа подбрасывала идеи задолго до появления искусственного интеллекта. Однако работать на стыке биологии и инженерии архитекторам помогают не только цифровые модели. Так, один из последних прорывов — роботизированная сборка каркаса Музея будущего в Дубае. Инженеры компании Buro Happold использовали параметрические инструменты, в частности «алгоритм роста» - технологию, при которой форма здания не рисуется вручную, а как бы «растет» из заданных условий: потоков воздуха, освещения, нагрузок и других параметров. Такой подход был применен для разработки стальной конструкции, позволившей создать здание без колонн.

-5

Параметризм все больше превращается в способ размышлять и изобретать город, удобный для горожан. В этом помогает анализ взаимосвязей будущих сценариев использования зданий, внешних условий и связей между жизнью людей внутри и снаружи этих пространств. Такую архитектуру сегодня разрабатывают ведущие мировые бюро: BIG, MAD, Foster + Partners и, конечно, амбассадоры параметризма Zaha Hadid Architects.

Поскольку архитекторы могут задать для анализа самые разные параметры – от особенностей самого участка, его окружения и климата до будущих функций объекта, – параметрические здания получаются логичными для людей и гармоничными для среды. Алгоритмы учитывают то, как люди будут перемещаться внутри и вокруг, форму участка, инсоляцию, культурные и социальные параметры территории — проще говоря, то, как место используется горожанами.

Алгоритмы счастья по-московски

В Москве тоже есть пионеры параметрического подхода. Передовые инженерно-строительные технологии успешно используют архитекторы бюро PRIDE. Один из ярких примеров — созданные бюро футуристические здания для нового научно-исследовательского кластера МГТУ имени Н.Э. Баумана. К параметризму команда обратилась и при проектировании нового жилого квартала премиум-класса «Дом 56». Потоки света и воздуха, ритм улиц, соседние здания и виды — все это повлияло на динамическую форму, геометрию окон и устройство жилых пространств. Использовали и культурный код места: для фасадов выбрали металлические пластины оттенка никеля, меди и стали, как напоминание об искусстве Басманной слободы — ювелирной чеканки.

У башен интересный асимметричный изгиб. Они словно вращаются вокруг своей оси, формируя эффект кручения. Как объясняют архитекторы, в основу скругленных объемов легли повторяющиеся параметрические модули фасадов. Как выглядят планировки квартир в таких необычных зданиях, можно увидеть на сайте проекта.

«Дом 56»
«Дом 56»

Для каждой башни квартала «Дом 56» архитекторами PRIDE придуман индивидуальный силуэт и рисунок из металлических элементов.