По всему миру «приземлились» здания необычных форм, напоминающие космические корабли. Кажется, вот-вот и они придут в движение. Но это не инопланетное вторжение, а самый молодой глобальный стиль архитектуры — параметризм. Как же создают такие необычные здания?
Раньше архитекторы были вооружены только своим воображением и карандашом. Теперь проекты рождаются из диалога с машиной. О параметрической или, как ее еще называют, алгоритмической архитектуре говорят с начала 2000-х. Сам термин ввел и описал в манифесте партнер архитектора Захи Хадид — Патрик Шумахер, дизайнер и доктор философии.
Архитекторы параметризма создают формы, которые рассчитываются по заданным параметрам. Среди основных принципов — взгляд на здание как на единый организм, многоуровневость, поиск решений через исследование природных объектов и обращение к локальной культуре в эстетике. Им стало проще экспериментировать, когда в их арсенале появились компьютерные программы для моделирования и передовые материалы, например, фибробетон. Хотя исследованием движения, гравитации и формы люди занимались, кажется, испокон веков.
От циркуля к цифре
Некоторым необычным архитектурным конструкциям — сотни и тысячи лет. Одни, как пирамиды и мегалиты, до сих пор остаются загадкой. Другие тоже удивляют, но их происхождение объяснимо, как у собора Саграда Фамилия Антонио Гауди. Чтобы создать неземные по виду арки, архитектор придумал свой способ рассчитать нагрузки. Он создавал перевернутую модель сводов, подвешивая цепи с утяжелителями. Под конструкцией лежало зеркало, и в отражении Гауди видел ту самую фантастическую, но логичную форму, которую срисовывал.
Во второй половине XX века интеллектуальные и технологические прорывы в архитектурном моделировании следовали один за другим. Феликс Кандела придумал свои легкие, но очень прочные железобетонные оболочки сложной кривизны. Фрэнк Гери поразил публику биоморфным объемом Музея Гуггенхайма в Бильбао. Для проектирования он использовал программы, которые применяли в аэрокосмической промышленности.
Природа — первый учитель
С новыми цифровыми технологиями архитекторы ощущают себя исследователями старого мира и создателями нового. Они изучают алгоритмы, которые лежат в основе природных структур, и с помощью вычислительных технологий находят инженерный ответ, как и из какого материала построить здание похожей структуры. Так появляются объекты с метафорическими формами и говорящими названиями. Например, стадион «Птичье гнездо» в Пекине от мастерской Herzog & de Meuron. Фактически, у него нет стен, но оболочка продуманная: она учитывает движение солнца и ветра, регулируя естественно микроклимат внутри.
Роботы — приходят на стройку
Кора деревьев, чешуя рыб, скелеты и раковины – природа подбрасывала идеи задолго до появления искусственного интеллекта. Однако работать на стыке биологии и инженерии архитекторам помогают не только цифровые модели. Так, один из последних прорывов — роботизированная сборка каркаса Музея будущего в Дубае. Инженеры компании Buro Happold использовали параметрические инструменты, в частности «алгоритм роста» - технологию, при которой форма здания не рисуется вручную, а как бы «растет» из заданных условий: потоков воздуха, освещения, нагрузок и других параметров. Такой подход был применен для разработки стальной конструкции, позволившей создать здание без колонн.
Параметризм все больше превращается в способ размышлять и изобретать город, удобный для горожан. В этом помогает анализ взаимосвязей будущих сценариев использования зданий, внешних условий и связей между жизнью людей внутри и снаружи этих пространств. Такую архитектуру сегодня разрабатывают ведущие мировые бюро: BIG, MAD, Foster + Partners и, конечно, амбассадоры параметризма Zaha Hadid Architects.
Поскольку архитекторы могут задать для анализа самые разные параметры – от особенностей самого участка, его окружения и климата до будущих функций объекта, – параметрические здания получаются логичными для людей и гармоничными для среды. Алгоритмы учитывают то, как люди будут перемещаться внутри и вокруг, форму участка, инсоляцию, культурные и социальные параметры территории — проще говоря, то, как место используется горожанами.
Алгоритмы счастья по-московски
В Москве тоже есть пионеры параметрического подхода. Передовые инженерно-строительные технологии успешно используют архитекторы бюро PRIDE. Один из ярких примеров — созданные бюро футуристические здания для нового научно-исследовательского кластера МГТУ имени Н.Э. Баумана. К параметризму команда обратилась и при проектировании нового жилого квартала премиум-класса «Дом 56». Потоки света и воздуха, ритм улиц, соседние здания и виды — все это повлияло на динамическую форму, геометрию окон и устройство жилых пространств. Использовали и культурный код места: для фасадов выбрали металлические пластины оттенка никеля, меди и стали, как напоминание об искусстве Басманной слободы — ювелирной чеканки.
У башен интересный асимметричный изгиб. Они словно вращаются вокруг своей оси, формируя эффект кручения. Как объясняют архитекторы, в основу скругленных объемов легли повторяющиеся параметрические модули фасадов. Как выглядят планировки квартир в таких необычных зданиях, можно увидеть на сайте проекта.
Для каждой башни квартала «Дом 56» архитекторами PRIDE придуман индивидуальный силуэт и рисунок из металлических элементов.