Найти в Дзене

Лужа на дороге: как не получить гидроудар?

Осень (а в некоторых регионах и зима тоже) = лужи на дорогах. Могут ли они навредить автомобилю? Давайте разбираться. Каждая лужа потенциально опасна как минимум по трём причинам: С первым пунктом всё понятно – в недрах лужи могут быть опасные ямы, штыри или другой железный хлам, а то и открытый люк. Резкий удар колесом способен привести к боковым порезам шин, пробоям, повреждениям дисков и элементов подвески. Для аквапланирования не обязательна глубокая лужа, может хватить просто мокрого асфальта. Это явление, при котором шины автомобиля теряют сцепление с дорожным покрытием из-за образования слоя воды между ними и дорогой. Если такое происходит, руль становится менее отзывчивым и не реагирует на повороты водителя, скорость машины падает, но её не получается разогнать. Автомобиль может потерять управление. Конечно, не при каждом заезде в лужу происходит аквапланирование. Есть факторы, которые его провоцируют: Теперь про глубину. Основная опасность глубокой лужи – гидроудар. Он возник
Оглавление

Осень (а в некоторых регионах и зима тоже) = лужи на дорогах. Могут ли они навредить автомобилю? Давайте разбираться.

Каждая лужа потенциально опасна как минимум по трём причинам:

  • Непонятно, что в ней может скрываться
  • Есть возможность аквапланирования
  • Она может оказаться глубже, чем вы ожидали

С первым пунктом всё понятно – в недрах лужи могут быть опасные ямы, штыри или другой железный хлам, а то и открытый люк. Резкий удар колесом способен привести к боковым порезам шин, пробоям, повреждениям дисков и элементов подвески.

Для аквапланирования не обязательна глубокая лужа, может хватить просто мокрого асфальта. Это явление, при котором шины автомобиля теряют сцепление с дорожным покрытием из-за образования слоя воды между ними и дорогой. Если такое происходит, руль становится менее отзывчивым и не реагирует на повороты водителя, скорость машины падает, но её не получается разогнать. Автомобиль может потерять управление.

Конечно, не при каждом заезде в лужу происходит аквапланирование. Есть факторы, которые его провоцируют:

  • Износ шин – чем слабее протектор, тем меньше воды он способен отвести
  • Скорость – на высокой скорости занос вероятнее
  • Глубина воды – лужи, сильный дождь, потоки по проезжей части
  • Давление в шинах – неправильное давление (слишком низкое или слишком высокое) ухудшает сцепление
  • Состояние дорожного покрытия – гладкий или сильно изношенный асфальт не способен эффективно отводить воду, в отличие от свежего, шероховатого покрытия

Теперь про глубину.

Основная опасность глубокой лужи – гидроудар. Он возникает, когда внутрь цилиндров двигателя попадает большое количество воды, обычно через воздухозаборник, находящийся низко относительно дороги. В отличие от воздуха или топливовоздушной смеси, вода практически несжимаема. Когда поршни пытаются сжать эту жидкость, возникает резкий скачок давления, который может привести к деформации или поломке поршней, шатунов и других деталей двигателя. Такое повреждение часто ведет к дорогостоящему ремонту.

Если вам очень не повезёт, то брызги могут попасть в систему зажигания и электронику. Для этого у автомобиля должна быть определённая «подготовка» – износ уплотнений и прокладок вокруг двигателя и системы зажигания, повреждения защитных кожухов и пыльников около катушек, свечей и электроники, трещины и т.д. В самом неудачном случае это может привести к короткому замыканию или сбоям в работе мотора.

-2

Как проехать через глубокую лужу?

  • Если избежать проезда не получается – проезжайте медленно, на пониженных оборотах, без резких маневров.
  • Оптимальная скорость – не более 10-15 км/ч.
  • При выезде «на сушу» проверьте тормоза: несколько раз плавно нажмите на педаль тормоза на небольшой скорости, чтобы просушить диски и колодки.
  • После попадания в глубокую лужу есть смысл остановиться и осмотреть воздушный фильтр – если он мокрый, его надо заменить, чтобы вода не попала в двигатель и не вызвала гидроудар.

Относительно безопасная глубина:

  • для легковых автомобилей – 20-25 см (примерно по нижнюю кромку двери)
  • для кроссоверов – до 30 см
  • для внедорожников – около 50 см

Вода выше этих значений может привести к попаданию влаги в моторный отсек и риску гидроудара.​ А в целом, лучше ориентироваться на расположение электрооборудования и чувствительных деталей в вашем автомобиле, а также на его техническое состояние.

-3

Как понять, что в цилиндры попала вода и что делать?

Есть два варианта:

  • Сразу после лужи двигатель застучал, завибрировал или заглох – вполне вероятно, что вода попала в цилиндры или случился гидроудар. При этом из свечных отверстий может вытекать вода, воздушный фильтр будет влажным, а прокрутка коленвала затруднена или невозможна.​

В таком случае нужно заглушить мотор, чтобы не усугубить повреждения и вызвать эвакуатор, чтобы ехать в сервис.

  • Воды попало не так много, чтобы двигатель остро среагировал, но она есть. В таких случаях мотор может работать с перебоями, вибрацией или потерей мощности. Могут возникать посторонние шумы, повышенный расход топлива и масла, появляться белый дым из выхлопной трубы – признаки, что вода осталась в камерах сгорания.

Водителю нужно немедленно снизить нагрузку на двигатель и, если это возможно, остановить автомобиль, чтобы избежать усугубления повреждений. Следует проверить состояние воздушного фильтра и свечей зажигания – наличие влаги или деформаций будет подтверждать проблемы с попаданием воды в цилиндры. Также важно посмотреть на моторное масло: если оно помутнело или имеет пенистую структуру, это признак смешивания с водой. Не стоит продолжать эксплуатацию автомобиля в таком состоянии, так как это может привести к серьёзным поломкам двигателя. Оптимальное решение – вызвать эвакуатор и доставить машину в сервис.

Драматизировать из-за луж, конечно, не стоит – всё-таки в России живём, состояние дорожного покрытия нередко оставляет желать лучшего. Но нужно относиться к ним со здоровым опасением и даже пессимизмом. В конце концов, по данным ГИБДД и различных исследований, около 25-33% ДТП происходит из-за плохих дорог, в том числе из-за ям и выбоин, часто скрытых под водой.

Желаем всем удачи на дорогах!

-4

Материал подготовлен брендом Havens

Havens – моторные масла премиум-уровня из ОАЭ, пришли в Россию на смену пропавшим брендам. Ознакомиться с ассортиментом можно на нашем официальном магазине на OZON.

Причины присмотреться к Havens:

🛢️Производитель – Oscar Lubricants, один из крупнейших заводов по производству смазочных материалов на Ближнем Востоке.

🛢️У масел Havens отличная база на основе лёгких сортов нефти Саудовской Аравии, с низким содержанием серы и присадками от ведущих мировых производителей.

🛢️Молибден в составе, высокое щелочное число и повышенная вязкость при 100°C позволяют увеличивать интервалы замены.

🛢️Масло официально ввозят в РФ, оно проходит контроль качества и дополнительные испытания в независимой лаборатории.

Подробнее о составе и преимуществах рассказываем тут.

Моторные масла Havens соответствуют и превосходят стандарты качества ISO 9001, ISO 14001 и ISO 1800, требования API (American Petroleum Institute), ACEA (European Automobile Manufacturers Associations), JASO (Japanese Automotive Standards Organisation), ILSAC (International Lubricant Standardization and Approval Committee). А также соответствуют требованиям таких ОЕМ-производителей, как Mercedes, Volkswagen, Porsche, MTU, Renault, MAN, Daimler, BMW, PSA, Ford, GM, Volvo.