Найти в Дзене
Navygaming Channel

"Приказ - шведским ВМС атаковать все подводные лодки..."/2/ Главный вопрос - как считать 6-мильную зону...

...в годы Второй мировой войны Швеция прилагала все усилия, чтобы не дать втянуть себя в войну, и в то же время проводила активную внешнюю политику, и при этом не забывала и о своей выгоде, что выразилось в активных "экономических" связях с Германией. В этой непростой ситуации и самой стране, и ее флоту на Балтике пришлось столкнуться с советским флотом и возникла проблема, о которой не часто говорили.... Продолжаем знакомиться (вспоминать) о непростых и далеко не нейтральных взаимных действий двух стран...
Шведские эсминцы в базе
Шведские эсминцы в базе

Продолжение

Ранее мы рассмотрели несколько примеров того, каким образом советские подводные лодки действовали на Балтике, в частности затронули историю советской подводной лодки Щ-317 успешные торпедные атаки которой вызвали даже дипломатический демарш со стороны шведской дипломатии. Свои действия в сфере дипломатии шведы подкрепили усилением минных заграждений и средств противолодочной обороны, однако это не сказалось на действиях советских подводных лодок.

Советская подводная лодка Щ-317 (виновница дипломатического кризиса) тем временем (июнь 1942 года) сместилась в район юго-западнее острова Эланд (в некоторых источниках утверждается, что в этот период она потопила у Карлскроны немецкий пароход «Райн» (2600 брт), но на самом деле это судно (бывшее бельгийское «Люссак») было потоплено 6 августа 1944 года у Сен-Мало (Франция).

Шведский эсминец "Эреншельд"
Шведский эсминец "Эреншельд"

1 июля в районе Ландсорт – Херадшер подводной лодкой был атакован шведский транспорт «Галеон» (1206 брт). Торпеда взорвалась в прибрежных скалах, а сопровождавший судно эсминец «Эреншельд» контратаковал субмарину, заставив ее отказаться от повторной атаки. Через два дня место атаки было обследовано водолазами и на поверхность подняты части советской торпеды, которые сейчас являются экспонатом одного из морских музеев Швеции (по информации авторов их, как минимум, три – в Стокгольме, Гётеборге и Карлскроне). 2-4 июля подводную лодку неоднократно наблю­дали в треугольнике Борнхольм - Рюген - Треллеборг. 4 июля в этом районе у мыса Смигехюк в 0.45 Щ-317 атаковала шведский парусно-моторный галеас «Фортуна», но из-за малой осадки судна торпеда в цель не попала.

6 июля 1942 года в 12.31 шведский эскадренный миноносец «Норденшельд» под командованием кэптена Перси Гамильтона обнаружил в 2 милях юго-восточнее маяка Хегбю на острове Эланд перископ неизвестной подводной лодки и атаковал её глубинными бомбами. Позже береговая станция Хегбю наблюдала в этом районе масляные пятна, свидетельству­ющие о том, что подводная лодка получила повреждения.

7 июля глав­нокомандующий вооруженными силами Швеции генерал О.Г.Тернелл отдал приказ командующему шведскими военно-морскими силам ата­ковать любые подводные лодки - как в территориальных водах, так и вне их. 8 июля 1942 года в 7.47 по берлинскому времени Щ-317 юго-восточнее Блекинге потопила немецкий пароход «Отто Кордс» (966 брт).

Немецкий пароход "Отто Кордс"
Немецкий пароход "Отто Кордс"

Считается, что это было "заключительным аккордом" похода «Щ-317», очевидно, была использована последняя торпеда. В тоже время шведы приписывают субмарине еще одну "жертву" - 10 июля в бухте Хане (Ханёбуктен) шведская шхуна «Ханна» (96 брт), следовавшая из Штеттина в Кальмар с грузом 180 т песка, столкнулась с неизвестным подводным препятствием и затонула. Глубины в этом месте исключали удар о рифы. Скорее (по одной из версий) всего «Ханна» столкнулась с выходящей в атаку Щ-317 (такие случаи имели место в 1942 году с С-9 и Л-3) или же в корпус шхуны попала неразорвавшаяся торпеда. Лично представляется странным, чтобы подводная лодка торпедой (!) пыталась потопить 100-тонную шхуну, которой вполне бы хватило десятка 45-мм снарядов.

При возвращении на базу Щ-317 погибла. Точные обстоятельства ее гибели долгое время оставались неизвестными. 12 июля 1942 года шведский эскадренный миноносец «Стокгольм» в районе Сторклёппен (57°52`с.ш., 16°55,5' в.д.) обнаружил перископ подводной лодки и атаковал ее глубинными бомбами. На месте атаки наблюдалось большое пятно соляра, что дало основание командиру корабля доложить о потоплении подводной лодки.

Найденный корпус подводной лодки Щ-317 на дне моря
Найденный корпус подводной лодки Щ-317 на дне моря

В тоже время согласно финским документам, в устье Финского залива лодка была освещена ночью прожекторами немецкой береговой охраны и вынуждена погру­зиться. 12 июля в точке с координатами (59°41`с.ш., 24°06' в.д.) был за­фиксирован взрыв мины. Вечером 13 июля финский патрульный самолет из 6-й авиафлотилии обнаружил южнее Порккалан-Каллбода масляный след, двигающийся на восток. Самолет сбросил глубинную бомбу, но без видимых результатов. 14 июля ещё два самолета СБ из той же авиафлотилии сбросили точно перед началом следа две глубинные бом­бы, взрыватели которых были установлены на глубину 25 и 60 метров. По радио на лодку были наведены финские корабли - минный загради­тель «Руотсинсальми» под командой капитан-лейтенанта Олави Архо и сторожевой катер VMV6.

Финский минный загради­тель «Руотсинсальми»
Финский минный загради­тель «Руотсинсальми»

Они следовали за полосой соляра и периоди­чески сбрасывали глубинные бомбы. 15 июля после взрыва одиннадца­той бомбы выделение соляра усилилось, из глубины начал бурно выхо­дить воздух, всплыли различные деревянные предметы и матросская бес­козырка. По мнению финских источников, возможно, что именно так погибла Щ-317. Как теперь известно (см. первую часть статьи), субмарина погибла на линии мин заграждения «Зееигель-3» недалеко до своих берегов. Вероятно, подводная лодка подвсплыла, намереваясь определить свое место и наткнулась на антенну мины «EMC».

У кормовог 45-мм орудия Щ-317
У кормовог 45-мм орудия Щ-317

23 июня 1942 года с Лавенсари в поход пошла подводная лодка Щ-406 (капи­тан-лейтенант Е.Я.Осипов). 28 июня она завершила форсирование Финс­кого залива, а 30 июня заняла позицию у шведского побережья в районе Ландсорт - Херадшер.

Для заметок: В материалах И.Г. Устименко описывается атака Щ-406 на одиночный транспорт: "...1 июля вахтенный офицер обнаружил одиночное судно южнее Ландсорта. По нему была выпущена торпеда, но безре­зультатно. Шведские документы свидетельствуют, что атаке подвергся пароход «Галеон», шедший с грузом железной руды на юг. В 11.40 с него была замечена торпеда, прошедшая в 5 метрах перед форштевнем и взорвавшаяся в прибрежных скалах. На помощь «Галеону» устремил­ся шведский эсминец "Эреншельд" под командой командор-капитана К.Поссе. Он сбросил несколько глубинных бомб и заставил подводную лодку отказаться от повторной атаки. 3 июля обломки торпеды с надпи­сями русским шрифтом были подняты водолазами эсминца «Норденшельд» (эти обломки впоследствии переданы в военно-морской музей Швеции в качестве экспонатов)". Любопытно, что атаку на "Галеон" современные источники (сайт "Великая отечественная под водой") приписывают Щ-317, причем в тех же фразах с упоминанием обломков торпеды в музеях. Что касается Щ-406, то по мнению этого уважаемого ресурса "Галеон" не фигурирует как цель.

Утром 6 июля у Ландсорта Щ-406 встре­тила другой конвой из 2 транспортов и 2 кораблей охранения. В 8.29 дан двухторпедный залп, после чего лодка ушла на глубину. В отсеках были слышны взрывы торпед, затем началось бомбометание с эскортных ко­раблей.

Командир подводной лодки «Щ-406» Е.Я. Осипов
Командир подводной лодки «Щ-406» Е.Я. Осипов

Проконтролировать результаты атаки не удалось, но Евгений Яковлевич Осипов считал, что потоплено судно в 8 тысяч тонн. Согласно шведским данным атаке подвергся их конвой. Выпущенные торпеды прошли мимо цели и взорвались от удара о скалу Геддан (Щука). Сторожевой корабль «Капарен» под командованием лейтенанта Т.Беньюра безрезультатно сбро­сил 9 глубинных бомб. На следующий день Щ-406 атаковала ещё один конвой в районе Херадшер. По наблюдениям, он состоял из транспор­та, 3 парусных судов и 2 кораблей эскорта. В 14.28 по конвою выпуще­на торпеда, после чего слышен был взрыв. Считалось, что в этой атаке потоплен транспорт водоизмещением около 6 тысяч тонн, однако это не подтверждается шведскими и немецкими данными.

Шведский миноносец "Ромулус"
Шведский миноносец "Ромулус"

Тем не менее активные действия Щ-406 серьезно обеспокоили шведское командование В район Ландсорт - Херадшер - Готска-Санде были направлены боевые корабли и самолеты. 8 июля в 1.50 Щ-406 обнаружили южнее Ландсорта, а через некоторое время наблюдали погружение подводной лодки в 18 милях восточнее Сандзёнкан. В последнем случае лодку в течении часа преследовал шведский эскадренный миноносец «Ромулус» под коман­дованием кэптена С.Рибена, пока перископ не исчез. Это, однако не помешало Щ-406 вечером того же дня торпедировать немецкую парусно-моторную шхуну «Фидес» (545 брт). Судно удержалось на плаву благодаря грузу древесины.

Повреждения шхуны "Фидес" от торпеды Щ-406
Повреждения шхуны "Фидес" от торпеды Щ-406

Участившиеся ноты правительства Швеции в связи с атаками шведс­ких судов привели к тому, что Народный Комиссар Военно-Морского Флота СССР адмирал Н.Г.Кузнецов отдал 14 июля приказ, запрещаю­щий атаки в территориальных водах Швеции. Подводные лодки, опери­ровавшие у шведского побережья, были переведены на новые позиции. 16 июля Щ-406 перешла в район Аландского моря, где провела две ата­ки против финских конвоев (к этой субмарине мы еще вернемся в нашем обзоре).

Однако, перед тем как Щ-406 еще раз напомнила шведам о себе, шведам немало крови попортила и подводная лодка С-7 (капитан­-лейтенант С.П.Лисин), действовавшая в Норчёппингской бухте. Рано ут­ром 9 июля 1942 года, находясь на позиции у острова Арке, С-7 во время зарядки аккумуляторных батарей была атакована шведским патрульным само­лётом. Самолет обстрелял лодку из пулемета и сбросил две бомбы, ког­да она уходила на глубину. Взрывы не причинили С-7 серьезных повреж­дений, но в зенитный перископ ещё долго было видно, как самолет кру­жит над местом погружения. В тот же день в 16.17 С-7 обнаружила и атаковала двумя торпедами одиночный транспорт. Судно сумело укло­ниться от торпед и, увеличив ход, скрылось из вида.

Советская подводная лодка С-7
Советская подводная лодка С-7

Это был шведский пароход «Норег», атакованный в пределах трёхмильной зоны террито­риальных вод. Через час показался конвой в составе 8 торговых судов под охраной 4 шведских боевых кораблей - 2 эсминцев типа «Гётеборг» и 2 сторожевых кораблей типа «Ягарен». С-7 попыталась выйти в атаку, но поднятый перископ был обнаружен эскортом. Шведский эсминец уст­ремился на таран, но лодка в последний момент успела уйти на глубину, так, что винты корабля проревели над рубкой. Это был эскадренный миноносец «Норденшельд», который затем сообщил о якобы прове­денной атаке против него и даже уклонился от торпеды. Как бы то ни было, атака С-7 была сорвана. И всё же 9 июля подводной лодке удалось от­крыть боевой счёт.

Шведский эсминец "Норденшельд"
Шведский эсминец "Норденшельд"

Вечером в том же районе было обнаружено одиноч­ное судно. Лисин попытался атаковать его из подводного положения, но у торпеды зажало хвостовой стопор и она не вышла из аппарата. Транс­порт стал удалятся. Раздосадованный неудачами командир приказал всплыть в надводное положение и начать преследование. Через 15 ми­нут С-7 догнала судно и, развернувшись, в 19.58 выпустила торпеду с дистанции в 4 кабельтова. Транспорт попытался уклониться, но торпеда попала в район ходового мостика, и он, разломившись на две части, зато­нул. Жертвой стал шведский пароход «Маргарета» (1272 брт, по другим данным - "Принцесса Маргарита"), шедший из Норденхам в Тёрнгрен с грузом кокса. 14 членов команды, в том чис­ле капитан Кнут-Магнус Тёрнгрен погибли. Четверо моряков были спасе­ны проходившим пароходом «Хемсе».

Командир С-7 С.П.Лисин на мостике подводной лодки
Командир С-7 С.П.Лисин на мостике подводной лодки

В 20.11 командир эсминца «Сток­гольм» радировал командующему ВМС Швеции о потоплении «Маргареты». В ночь на 11 июля Лисин по радио получил приказ сменить пози­цию, переместившись южнее, к северному входу в пролив Кальмарзунд.

После полудня был обнаружен конвой, состоявший, по мнению коман­дира, из 16 транспортов, миноносца и 2 сторожевых кораблей. Над кон­воем кружил самолёт. В 16.58 по самому крупному судну были выпуще­ны две торпеды. Уже после залпа эскортный корабль обнаружил под­водную лодку и контратаковал её. Всего было сброшено 23 глубинные бомбы, 9 из которых разорвались в непосредственной близости от С-7, причинив ей лёгкие повреждения. Когда лодка вновь всплыла под перис­коп, на месте гибели транспорта Лисин увидел только плавающие облом­ки. Рядом без хода стояли небольшой транспорт и сторожевой корабль, а спущенные с них шлюпки подбирали из воды людей. По шведским дан­ным, атаке подвергся конвой из 28 торговых судов в охранении эсминца «Норденшельд» (кэптен П.Гамильтон), сторожевых кораблей «Снаппханен» (кэптен Х.Викстрем) и «Ягарен» (лейтенант Х.Хеллке).

Шведский рудовоз "Лулео"
Шведский рудовоз "Лулео"

К югу от Херадшер был встречен другой, идущий на север конвой, к которому присоединился и «Норденшельд». Торпеды С-7 были выпущены по мо­торному судну (по другими данным - шведский рудовоз) «Лулео» (5659 брт), шедшему с грузом железной руды из Лулео в Гамбург. Судно уже обошло отмели Хенделёпет, как в его носовую часть, в район первого трюма попала торпеда. «Лулео» затонул на мелководье в течение двух минут так, что над водой остались видны одна мачта и часть мостика. Вместе с судном погибли 8 человек, в том числе капитан Р.Вестин. Количество жертв мог­ло бы быть и большим, если бы второй машинист Й.Веннерстрём не со­хранил присутствие духа и после взрыва торпеды не остановил машины -в противном случае многих людей могло затянуть под винты. В момент залпа одна из торпед выскочила на поверхность в 200 метрах от сторо­жевого корабля «Снаппханен». Шведский корабль устремился к ней и сбросил 4 глубинные бомбы, надеясь сбить торпеду с курса. Одновре­менно подавались предупредительные сигналы для судов конвоя, но было уже поздно.

Последние минуты рудовоза "Лулео"
Последние минуты рудовоза "Лулео"

После гибели «Лулео» преследование С-7 продолжалось, всего «Снаппханен» сбросил на неё 20 глубинных бомб, «Ягарен» - 6. За­тем «Ягарен», шведский пароход «А.Т.Йонассон» и финский «Навигатор» приступили к спасению экипажа «Лулео». Всего из воды было подобрано 18 человек во главе с лоцманом. Для усиления конвоя был вызван эскад­ренный миноносец «Ремус». На месте взрыва глубинных бомб наблюда­лось большое пятно соляра, что дало основание шведским морякам счи­тать подводную лодку потопленной.

Миноносец "Ремус" (тип "Спика")
Миноносец "Ремус" (тип "Спика")

Атаки «Норег», «Маргарета», «Лулео» послужили основанием для нот протеста МИД Швеции, ибо у «Лулео», как и в предыдущих случаях водолазами быи обнаружены обломки советской торпеды. Ноты были вручены советским представителям в Куйбышев 11 и 20 июля. Советская сторона продолжала отрицать свою причастность к этим инцидентам.

Для заметок: По заявлению МИД Швеции, оба транспорта "Маргарита" и "Лулео") были потоплены в пределах 6-мильной зоны территориальных вод
Швеции, по советским данным - оба судна потоплены за пределами 6-мильной зоны). Но С-7 все таки отозвали с ее позиции.
Подводная лодка С-7
Подводная лодка С-7

С-7 тем временем продолжала свои боевые действия. Утром 14 июля в перископ был обнаружен транспорт, но из-за большого расстояния выйти на него в атаку не удалось. В 11.53 было обнаружено ещё одно судно и в 12.23 атаковано одиночной торпедой, но безрезультатно В 14.03 был замечен конвой, в 14.20 по головному транспорту была вы­пущена торпеда, прошедшая мимо. Попытка в 15.40 атаковать конвой из кормовых аппаратов была сорвана из-за приближения кораблей эс­корта. К тому же на С-7 вышел из строя шумопеленгатор. По данным военного архива Швеции, в тот день у шведского побережья безрезуль­татно была атакована финская канонерская лодка «Карьяла», однако район атаки в документах конкретно не указан. 18 июля С-7, как и Щ-406 получила приказ покинуть позицию у шведского побережья и перейти в район порта Венстпилс - Виндава.

Финская канонерская лодка "Карьяла"
Финская канонерская лодка "Карьяла"

Тем не менее легкие дни для шведского военно-морского флота не наступили...

P.S. По материалам И.Г.Устименко.

Продолжение следует, ссылка - ЗДЕСЬ

P.S.Кнопка для желающих поддержать автора - ниже, она называется "Поддержать", )).