Найти в Дзене
Погнали Дальше✌

Архитектурные стили Москвы. #9/2. Конструктивизм — эпоха Авангарда. Народный дом = рабочий клуб = дом культуры. (1920 - 1935).

Архитектура Москвы многогранна и многолика. Она формировалась на протяжении веков и отличается большим разнообразием. В советский период её становление было обусловлено идеей создать эталонную модель советского города. И эпоха авангарда, эпоха конструктивизма это нарядно демонстрирует. Одной из важных задач 1920-х годов было создание экономичного массового жилья, которое будет формировать НОВОГО ЧЕЛОВЕКА — МАКСИМАЛЬНО ПРОДУКТИВНОГО и чувствующего себя ЧАСТЬЮ БОЛЬШОГО ОБЩЕСТВА. Именно так появились — дома-коммуны, где помимо жилых комнат и квартир было продумано множество общих мест на которых собирался народ: столовые, прачечные, читальни, библиотеки, ясли и даже кинотеатры. Но, на практике, оказалось, не так просто объединить людей под одной крышей и разделить весь быт, да ещё и досуг друг с другом. Так как все мы разные, у каждого свои интересы, свои тараканы... И за ориентир объединения людей был взят другой принцип - профессия))) Так, с середины 1920-х годов появляется и входит в м
Оглавление

Архитектура Москвы многогранна и многолика. Она формировалась на протяжении веков и отличается большим разнообразием.

В советский период её становление было обусловлено идеей создать эталонную модель советского города. И эпоха авангарда, эпоха конструктивизма это нарядно демонстрирует.

Одной из важных задач 1920-х годов было создание экономичного массового жилья, которое будет формировать НОВОГО ЧЕЛОВЕКА — МАКСИМАЛЬНО ПРОДУКТИВНОГО и чувствующего себя ЧАСТЬЮ БОЛЬШОГО ОБЩЕСТВА.

Жильё НОВОГО ТИПА формирует НОВОГО ЧЕЛОВЕКА.

Именно так появились — дома-коммуны, где помимо жилых комнат и квартир было продумано множество общих мест на которых собирался народ: столовые, прачечные, читальни, библиотеки, ясли и даже кинотеатры.

Но, на практике, оказалось, не так просто объединить людей под одной крышей и разделить весь быт, да ещё и досуг друг с другом. Так как все мы разные, у каждого свои интересы, свои тараканы... И за ориентир объединения людей был взят другой принцип - профессия)))

Так, с середины 1920-х годов появляется и входит в моду новый термин —

«РАБОЧИЙ КЛУБ» — универсальный культурно-образовательный центр,

который чаще всего был при заводе, фабрике, комбинате. Даже его строительство финансировалось за счёт профсоюзных сборов предприятия.

Рабочий клуб стал символом и манифестом новой, социально ориентированной архитектуры 1920-х, который пришёл на смену церквям и народным домам.

Народный дом — общедоступные культурно-образовательные учреждения конца 19 — начала 20 века, предназначенные для взрослых и детей. Обычно включали в себя библиотеки, театральные и концертные залы, комнаты для занятий, воскресную школу, чайную и т. д.

За разработку новых принципов проектирования берутся лидеры новой архитектуры — московские конструктивисты братья Веснины, Яков Корнфельд, Игнатий Милинис, Иван Леонидов, их творческий оппонент Константин Мельников. Уже к 1927 году строятся десятки новых зданий.

С середины 1930-х рабочие клубы снова переименовывают. В употребление входит более привычный нам термин — «ДОМ (ДВОРЕЦ) КУЛЬТУРЫ».

Дом культуры имени И. В. Русакова

Дата строительства: 1927—1929
Архитектор:
К.С. Мельников
Настоящее время: Театр Романа Виктюка
Адрес:
ул. Стромынка, 6, Москва

Было/стало (листай галерею)👇

Дом культуры имени С.М. Зуева

Дата строительства: 1927—1929
Архитектор:
И.А. Голосов
Настоящее время: работают различные театры
Адрес:
Лесная ул., 18, Москва

Дом культуры имени С.М. Зуева. Изображение из открытых источников.
Дом культуры имени С.М. Зуева. Изображение из открытых источников.

Клуб фабрики «Свобода»

(также известен как «Дворец культуры им. М. Горького», «Дворец культуры работников торговли» и «Суриковъ-Холл»)

Дата строительства: 1927—1929
Архитектор:
К.С. Мельников
Адрес:
Вятская ул., 41А, Москва

Клуб фабрики «Свобода». Изображение из открытых источников.
Клуб фабрики «Свобода». Изображение из открытых источников.

И всё бы хорошо, НО!

«Перемен требуют наши сердца»

Уже в начале 1930-х советская власть понимала, что не правильной дорогой они идут!) Стало ясно, что Москва стала совсем НЕ ТЕМ, ЧТО из неё хотели сделать лидеры советской власти.

Где МАСШТАБ, где ВЕЛИЧИЕ, где СИЛА ВЛАСТИ?!?!?!🧐

В "коробочной" архитектуре этого, явно, не было.... Поэтому,

авангард в общем, и конструктивизм в частности, в начале 1930-х подвергаются жёсткой критике.

«Сознание того, что рабочий класс не для того в великих муках свергал капитализм, чтобы замкнуться в бездушной „коробочной“ архитектуре и построить безрадостную, скучную жизнь, стало проникать в самые широкие круги архитекторов. <…> Конструктивизм в архитектуре, сыграв свою известную положительную роль, обнажил всю ошибочность важнейших принципиальных моментов своей системы творчества».
Ю.В. Александров

Советская власть, в начале 1930-х, затевает ПЕРЕСТРОЙКУ ИДЕОЛОГИИ ВО ВСЁМ, в том числе и в архитектуре.

Да, эпоха советского авангарда и конструктивизма длилась совсем не долго — 15 лет, с 1920-1935, но оставила свой яркий след в архитектуре Москвы. Она оставила богатое наследие, которое, даже в наши дни, выглядит актуально и уместно. И, в своё время, на советских архитекторов равнялся весь мир.👍

Все фото из моего личного архива, если не указано иное.
Благодарю, что читаете и остаётесь со мной.
Благодарю за поддержку💖