1917 — в истории государства нашего Российского произошло ключевое событие мирового масштаба, которое оказало огромное влияние, как на судьбу России в частности, так и на мировую историю в общем.
И имя ей РЕВОЛЮЦИЯ — свержение царской династии RomaNova (ставленников Священной Римской империи), которые правили страной более 300 лет.
1917 — к власти пришёл "дедушка" ЛЕНИН, на смену КАПИТАЛИЗМУ пришёл СОЦИАЛИЗМ, основной смысл которого - "всё для рабочих и крестьян".
Сначала, в 1917 была установлена — Советская Власть, в 1922 — СССР.
Безусловно, архитектура, как зеркало, отражала события такого масштаба. И, прежде, чем мы перейдём к архитектуре того периода — необходимо понять, чем "ЖИЛА" и "ДЫШАЛА" новорождённая СТРАНА.
12 марта 1918 — Москва вернула себе статус столицы.
В 1919 — возник КОМИНТЕРН (Коммунистический интернационал), который объединял различные коммунистические партии разных стран, и который был важным инструментом влияния. НО!...
Коммунистам не верили, им не доверяли, их побаивались... Поэтому, это образование для СССР было не пригодно для установления и развития экономических и политических отношений с другими странами.
И, правительством был выбран другой путь знакомства мировой общественности с новым советским государством... через Москву)))
Москва, как столица, в этом процессе играла первоочередную роль))) Иностранцы хотели понять, что это за "зверь" такой, который СОЦИАЛИЗМ, затеяли русские?! И они ехали в Москву)))
Москва — «Прообраз Будущего».
Столица страны — это всегда витрина страны, но... Советскому социализму нужна была не просто витрина, нужна была «ДЕЙСТВУЮЩАЯ МОДЕЛЬ БУДУЩЕГО В НАТУРАЛЬНУЮ ВЕЛИЧИНУ».
Различные туристы, дипломаты и прочие интеллектуальные умы, которые посещали Москву должны были видеть в городе, а соответственно, и в политике СССР НАДЁЖНОГО ПАРТНЁРА, который можно и нужно рекламировать, т.е. пропагандировать по всему миру.
Согласно задумке, Москва, должна была стать не просто «СТОЛИЦЕЙ МИРОВОГО ПРОЛЕТАРИАТА», но и ГЛОБАЛЬНЫМ ПОЛИТИЧЕСКИМ и КУЛЬТУРНЫМ ЦЕНТРОМ, в первую очередь для иностранцев.
И, это была — задачка со звёздочкой*)))
Какой же была Москва в 1918?!
В архитектурном плане судьба Москвы была предопределена ещё в 1712 году, когда Пётр 1 перенёс столицу в "свой, откопанный, античный, новый" город на Неве — Санкт-Петербург.
К 1920-м Москва, от ведущих европейских столиц, отставала "в своём развитии" лет так на 200... В городе не было ни набережных, ни широких улиц, ни водопровода с канализацией....
Зато был колоссальный поток крестьян, которые побежали в новую столицу, нового государства, которым нужно было где-то жить...
И эти "задачи" новому правительству только предстояло как-то решать🧐
Короче, Москва в 1920-х, однозначно, БЫЛА НЕ ТЕМ, ЧЕМ Сталин её собирался сделать)))
Что творилось в стране, Москве более-менее понятно)))
А что же происходило в мире архитектуры?
Немного истории... или как зарождался АВАНГАРД.
На рубеже 19-20 веков промышленный подъём привёл к появлению новых технологий и материалов. Эти тенденции воплотились в новом архитектурном направлении — модерне, который получил широкое распространение в 1890–1920 годы. Курс на СОВРЕМЕННОСТЬ был запущен и его уже было не остановить.
Авангард в мире.
Примерно, начиная с 1910‑х, на смену модернистам приходит новое поколение экспериментаторов — авангардисты.
Авангард — это не стиль, это множество течений!
Термин «АВАНГАРД» (авангардизм) не имеет точного определения — это обобщающее название течений в мировом, прежде всего в европейском искусстве, возникших на рубеже 19-20 веков. Цель — разрушить устоявшиеся нормы и традиции, и создать принципиально новые способы выражения, причём это должно быть просто, понятно, геометрично.
- Во Франции к этому направлению относится Ле Корбюзье, который уже в начале 1920-х годов проектировал города, заполненные призматическими небоскрёбами.
- В Германии его разрабатывала школа Баухаус (Bauhaus).
«Нет границ между ремеслом, скульптурой или живописью, они и есть здание. Давайте вместе создадим это здание будущего, где всё будет слито в единой форме. Архитектура, скульптура, и живопись».
/Вальтер Гропиус — руководитель художественной школы Bauhaus/
Авангард в России.
А вот авангардное течение дошло и до России)))
- Казимир Малевич в 1915 пишет свой знаменитый «Чёрный квадрат». Ничего лишнего — просто КВАДРАТ, просто ЧЁРНЫЙ.
Архитекторы подхватили призывы художников очистить искусство до формы, цвета и конструкции. Александр Веснин, будущий лидер конструктивистов, самой влиятельной архитектурной группировки этой эпохи, напишет в своей заметке «Кредо» в 1922 году:
«Ясно, что вещи, создаваемые современным художником, должны быть чистыми конструкциями без балласта изобразительности, построенными по принципу прямой и геометрической кривой и по принципу экономии при максимуме действия».
- Владимир Татлин начинает создавать контррельефы — абстрактную скульптуру. В 1919-1920 он спроектировал фантастическое здание, как символ новой эпохи для размещения «МИРОВОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА БУДУЩЕГО» — названную позднее БАШНЯ ТАТЛИНА.
Проект феноменальный, до сих пор дух захватывает...
Замысел был следующим: четыре геометрических тела — куб, пирамида, цилиндр и полусфера — вращаются с разной скоростью внутри стального каркаса высотой 400 метров. Внутри — правительственные учреждения, телеграф, кинотеатр и прочие атрибуты нового мира.
В кубе, расположенном в самом низу, — законодательные,
в пирамиде над ним — исполнительные,
в цилиндре наверху — осведомительные,
в полусфере — также осведомительные.
В 1924 году башня получила золотую медаль на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже.
Но... не судьба! Проект так и не был реализован, в том числе из-за отсутствия, в то время, соответствующих технологий.
А так, представляете, "какова красота" могла бы быть в Москве, например на месте Москвы-Сити?!)))
Поэтому, к 1920 годам, на основе принципов авангарда, в новорождённой стране сформировалось сразу несколько архитектурных течений/группировок, которые могли конкурировать с собой, предлагать свои стили, видение, решения:
- Рационализм
- Неокласика
Основная ЦЕЛЬ новой власти сводилась к следующему: строить нужно было МНОГО, это должно быть ДЁШЕВО, и это должно быть ФУНКЦИОНАЛЬНО.
03 апреля 1922 — Ленин болен, Генеральным секретарём становится СТАЛИН, который, уже, фактически, руководит страной.
30 декабря 1922 — образование СССР (Союз Советских Социалистических Республик)
21 января 1924 — Ленин умер, и
Сталин начинает полноценно управлять страной, где на Москву, как новую «СТОЛИЦУ МИРОВОГО ПРОЛЕТАРИАТА», у него были свои планы)))
Продолжение следует...
Все фото из моего личного архива, если не указано иное.
Благодарю, что читаете и остаётесь со мной.
Благодарю за поддержку💖