Найти в Дзене
Строки фронтовые

«Мы домой!» - последние слова, за которые вермахт расстрелял своих солдат.

Три трупа лежали в землянке. Перед тем как убить, с людей сорвали одежду, стянули с ног обувь. Убивали их в упор, тут же в землянке. Расстреливали троих немецкие солдаты по команде немецкого офицера. Убитые были тоже немцы - солдаты 1-го батальона 137 горно-егерского полка 2-й горно-егерской дивизии горного корпуса «Норвегия». Их расстреляли по приказу командира полка подполковника фон Хейнкеля на высоте 137,7 близ реки Лица. Немцы были выбиты с высоты так неожиданно и быстро, что они не успели схоронить расстрелянных. За что расстреляли немцы немцев? Их расстреляли за то, что они отказались воевать. Они посмели сказать офицеру, что хотят идти домой, что 2-й дивизии давно уже обещаны смена и отдых, что дальше терпеть нет сил. Германское командование расстреляло трех солдат. Но расстрелянные все-таки добились своего: 137 полк был отведен на отдых в тыл. Конечно, через неделю -две, немцы, основательно почистив и перешерстив полк, вновь погонят его на бойню. Но расстрел трех немцев на выс
Великая Отечественная Война 1941-1945, Карельский фронт, Строки фронтовые, РУДН ПОИСК
Великая Отечественная Война 1941-1945, Карельский фронт, Строки фронтовые, РУДН ПОИСК

Три трупа лежали в землянке. Перед тем как убить, с людей сорвали одежду, стянули с ног обувь. Убивали их в упор, тут же в землянке. Расстреливали троих немецкие солдаты по команде немецкого офицера. Убитые были тоже немцы - солдаты 1-го батальона 137 горно-егерского полка 2-й горно-егерской дивизии горного корпуса «Норвегия». Их расстреляли по приказу командира полка подполковника фон Хейнкеля на высоте 137,7 близ реки Лица. Немцы были выбиты с высоты так неожиданно и быстро, что они не успели схоронить расстрелянных.

За что расстреляли немцы немцев? Их расстреляли за то, что они отказались воевать. Они посмели сказать офицеру, что хотят идти домой, что 2-й дивизии давно уже обещаны смена и отдых, что дальше терпеть нет сил.

Германское командование расстреляло трех солдат. Но расстрелянные все-таки добились своего: 137 полк был отведен на отдых в тыл.

Конечно, через неделю -две, немцы, основательно почистив и перешерстив полк, вновь погонят его на бойню. Но расстрел трех немцев на высоте 137,7-свидетельство нового, невиданного ранее в германской армии, явления. Тупой, забитый, бездушный винтик гигантской военной машины-германский солдат – после первых боев с Красной Армией начал думать. Тогда, в конце июня-начале июля немецкие солдаты впервые встретили настоящего противника, который не бежит в панике после первых ударов германского оружия, а сам наносит ответные удары.

Война в России оказалась первой войной, в которой германская военная машина перестала действовать по расписанию.

А потом неделя за неделей, месяц за месяцем, бои становились всё тяжелее. Чем дальше на Восток, тем медленнее становились темпы германского наступления, тем крепче были ответные удары Красной Армии. Каждая пядь земли доставалась немцам с кровью. Миллионы немцев гибели на глазах миллионов, а огромная, необъятная Россия оставалась по-прежнему не завоеванной.

В сентябре германские солдаты начали мерзнуть. Каждый из них стал призадумываться над своей собственной судьбой. Многие из них уже тогда перестали верить, что уцелеют в этой борьбе.

Октябрь и ноябрь оказались ещё страшнее. Немецкое командование, боясь затянуть войну до зимы, бросало в бой дивизию за дивизией с тупой жестокостью.

Подступы к Москве, Ленинграду, Ростову стали могилой для миллионов немцев. Тысячи немецких могил усеяли берега Лицы, болота и топи Кольского полуострова и Советской Карелии.

В ноябре ударили первые русские морозы. Всё безнадежнее и мрачнее становился тон писем немецких солдат. Им вторили полные печали горестные строки писем с родины исстрадавшихся немецких матерей, жен и детей.

И вот всё крепче и основательнее масса германских солдат начала терять веру в то, что вернется когда-либо на родину, уцелеет в этой войне.

В ноябре и декабре в германской армии участились случаи дезертирства и умышленного членовредительства. В ноябре, по показанию пленного финского солдата 14 финского пехотного полка Ярвинена Оскара, в Цетсамо немецкое командование расстреляло 6 немецких солдат за дезертирство с фронта.

Всё чаще стали случаи, когда не отдельные немецкие солдаты, а целые группы германских солдат пытаются попасть в плен. Один из пленных 9 полка дивизии

«Норд» показал, что в конце ноября 10 немецких солдат 9-го полка, действовавшего на Кестеньгском направлении, договорились о сдаче в плен Красной Армии.

Солдаты искали случая перейти на нашу сторону. Командование полка узнало через эсэсовца-шпиона о сговоре. 10 солдат были арестованы и расстреляны.

Таких случаев групповых расстрелов не было в германской армии в июне и июле. Они стали возможны только теперь - в ноябре и декабре - после 5 месяцев войны в СССР.

Три немецких солдата, расстрелянные немцами в землянке на высоте 137,7 близ северной реки Лица, десять немецких солдат, расстрелянных немцами в районе

Кестеньги, шесть немцев, расстрелянных немцами в Петсамо, -далеко не полный список тех, кто только на Северном фронте заплатил жизнью за отказ участвовать в преступной, гибельной для немецкого народа гитлеровской авантюре.

Но это только цветочки. Немецкий солдат еще взвоет по-настоящему. Он только начинает чувствовать первые укусы русской зимы. У него захрустят кости от ее ледяных объятий .

Красная Армия обрушит на немецкую армию такие удары, каких немецкая военная машина еще не испытывала. Гитлер завел немецких солдат прямым путем в могилу и выкарабкаться из нее не удастся.

А. ПЕТРОВСКИЙ.

Карельский фронт. Красноармейская газета «В БОЙ ЗА РОДИНУ», №115 от 18 декабря 1941 года.

Подпишитесь 👍 — вдохновите нас на новые архивные поиски!

© РУДН ПОИСК

При копировании статьи, ставить ссылку на канал "Строки фронтовые"

Партнер проекта: Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО)