Найти в Дзене
АМД — Авто-Мото-Драйв

Верховный Суд ужесточает требования к доказыванию понесенных расходов

Можно подумать, что суды призвали ставить барьер на пути компенсации понесенных водителем расходов. Но если вдуматься, то определение высшей судебной инстанции все же следует толковать как «Халява не пройдет!» и «Тщательнéе надо». Определение ВС РФ № 21-КГ25-3-К5 от 14 июля с.г. отменило все судебные акты по гражданскому делу, направив его на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По тому делу (№ 2-583/24) Альберт Хашхожев требовал с казны 200 тыс. рублей за оплату услуг защитника по делу об административном правонарушении, 50 тыс. рублей за оплату услуг представителя (по этому гражданскому делу) и 30 тыс. рублей в качестве возмещения нанесенного ему незаконным административным преследованием морального вреда. Конфликт водителя Хашхожева А.В. с инспектором ГАИ Шидовым Т.З. случился 30 января 2023 г., когда последний составил в отношении первого протокол по ч.1 ст.12.26 КоАП РФ за отказ от медосвидетельствования. Правда, когда дело дошло до суда, мировой судья прекратил производство

Можно подумать, что суды призвали ставить барьер на пути компенсации понесенных водителем расходов. Но если вдуматься, то определение высшей судебной инстанции все же следует толковать как «Халява не пройдет!» и «Тщательнéе надо».

Определение ВС РФ № 21-КГ25-3-К5 от 14 июля с.г. отменило все судебные акты по гражданскому делу, направив его на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

По тому делу (№ 2-583/24) Альберт Хашхожев требовал с казны 200 тыс. рублей за оплату услуг защитника по делу об административном правонарушении, 50 тыс. рублей за оплату услуг представителя (по этому гражданскому делу) и 30 тыс. рублей в качестве возмещения нанесенного ему незаконным административным преследованием морального вреда.

Конфликт водителя Хашхожева А.В. с инспектором ГАИ Шидовым Т.З. случился 30 января 2023 г., когда последний составил в отношении первого протокол по ч.1 ст.12.26 КоАП РФ за отказ от медосвидетельствования. Правда, когда дело дошло до суда, мировой судья прекратил производство, причем по реабилитирующим водителя основаниям — за отсутствием события (в определении ВС РФ почему-то сказано, что состава) административного правонарушения.

Безусловно, главная заслуга в этом защитника Н., с которым водитель заключил договор оказания юридических услуг. Однако стоимость этих услуг, мягко говоря, удивляет: 200 тысяч рублей!

Не берусь судить, насколько водительское удостоверение важно и ценно для Альберта Хашхожева, но здесь надо учитывать, что ему грозило не просто два-три месяца вынужденного «фитнеса», а минимум полтора года лишения прав. К тому же по «пьяной» статье, что в мусульманской республике является очень жирным пятном, отмывать которое пришлось бы всю оставшуюся жизнь.

Говорят, что Париж стоит мессы, так и услуги Н. в данном деле, вполне возможно, тоже стоят двухсот тысяч. Истец даже предоставил чек об их оплате.

Для участия в гражданском деле по истребованию этих денег Альберт нанял другого юриста — Ш., заключив с ним договор на 50 тыс. рублей. Эта сумма также был подтверждена чеком об оплате.

-2

Нанесенный ему моральный вред водитель оценил в 30 тыс. рублей.

Нальчикский городской суд, несмотря на возражения представителей ответчиков, счел требования водителя обоснованными и частично удовлетворил их, существенно срезав заявленные суммы до 30, 20 и 2 тысяч рублей соответственно.

Но ответчики и с таким решением не согласились, обжаловав их апелляционно и кассационно. Однако оба суда оставили решение судьи Ольмезова М.И. в девственном виде.

Тогда ответчики подали жалобу в суд Верховный. А вот там увидели нарушения материального права, допущенные нижестоящими судами, и отменили все судебные акты по этому делу, отправив его на второй круг.

Нальчикский городской суд Кабардино-Балкарии
Нальчикский городской суд Кабардино-Балкарии

Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ указала на то, что суды отвергли доводы апеллянтов о том, что нет доказательств, подтверждающих, что указанная в договоре сумма 200 тыс. оплачена именно истцом и именно за услуги Н. по делу о защите его в судебном участке № 1 Урванского судебного района КБР, не указано назначение платежа. Не определен также объем оказанных услуг, не определено время, потраченное защитником на их оказание.

Примерно то же самое касается и оплаты по договору с представителем в гражданском процессе.

Ну, а по поводу морального вреда Коллегия села на своего любимого конька:

«…какие-либо суждения суда первой инстанции в обоснование вывода о причинении Хашхожеву А.В. физических и нравственных страданий в результате привлечения его к административной ответственности в принятом судебном решении отсутствуют, доказательства нарушения личных неимущественных прав истца, непосредственно обусловленных производством по делу об административном правонарушении, в материалы дела не представлены».

Суд первой инстанции допустил такой косяк, а

«Апелляционное определение суда апелляционной инстанции, (…) в нарушение пунктов 5, 7 статьи 329 ГПК РФ не содержит каких-либо выводов относительно доводов апелляционных жалоб ответчиков…»

Интересно, был бы ВС РФ так же щепетилен, если был ответчиком выступали не государственные органы?

В общем, всем тем, кто попадает в похожие ситуации, вывод надо сделать такой, что внимательнее надо быть и тщательнее готовить документы, подтверждающие понесенные расходы и обоснования их несения. Нельзя их писать левой ногой по-французски — халява больше не пройдет. О чем я и сам писал тут недавно на собственном примере.

А гражданское дело Хашхожева А.В. уже вернулось в Нальчик и по нему даже состоялось несколько судебных заседаний (дело № 2-5860/25). Рассматривает его теперь другая судья, и новое решение еще не вынесено.