Найти в Дзене
Строки фронтовые

«1812: инструкция по разгрому захватчика»

Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит нас знамя великого Ленина! (Сталин) В начале ХІХ в. почти вся Западная Европа была подчинена императору Франции Наполеон. Правители всех стран пресмыкались перед всесильным завоевателем. Только Англия на западе и России на востоке остались независимыми. Наполеон решил экономически удушить Англию, он выдвинул проект континентальной блокады, по которому все государства Европы должны были прекратить всякую торговлю с ней. Однако участие в континентальной блокаде России, самого крупного поставщика в Англию хлеба, леса, пеньки и другого сырья, было тяжелым ударом по русской экономике. Поэтому блокада часто нарушалась. Наполеон решил вооруженной силой заставить Россию подчиниться своим требованиям. Для всех было ясно, что вооруженное столкновение неизбежно. С 1811 г. Наполеон начал активную
Великая Отечественная Война 1941-1945, Карельский фронт, Строки фронтовые, РУДН ПОИСК
Великая Отечественная Война 1941-1945, Карельский фронт, Строки фронтовые, РУДН ПОИСК

Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит нас знамя великого Ленина!

(Сталин)

В начале ХІХ в. почти вся Западная Европа была подчинена императору Франции Наполеон. Правители всех стран пресмыкались перед всесильным завоевателем. Только Англия на западе и России на востоке остались независимыми.

Наполеон решил экономически удушить Англию, он выдвинул проект континентальной блокады, по которому все государства Европы должны были прекратить всякую торговлю с ней. Однако участие в континентальной блокаде России, самого крупного поставщика в Англию хлеба, леса, пеньки и другого сырья, было тяжелым ударом по русской экономике. Поэтому блокада часто нарушалась.

Наполеон решил вооруженной силой заставить Россию подчиниться своим требованиям. Для всех было ясно, что вооруженное столкновение неизбежно.

С 1811 г. Наполеон начал активную подготовку к войне с Россией, стягивая огромные силы к ее западным границам.

В ночь на 24 июня 1812 г «великая армия» Наполеона без объявления войны переправилась через пограничную реку Веман и вступила а территорию России.

Численность французской армии достигала по тому времени колоссальное цифры - около 575 тысяч человек. Во главе армии стоял Наполеон, перед знаменами которого склонилось вся Европа. Французскими войсками командовал талантливые, испытанные в боях маршалы.

Русские войска насчитывали всего лишь 180 тысяч человек и

были разделены на три отдельные армии.

Наполеон рассчитывал вклиниться между русскими армиями и в решительном сражении уничтожить их.

Русская армия была значительно меньше французской, поэтому единственно правильной была тактика, избранная русским командование – тактик временного отступления, использования необъятных пространств России, соединяя русских армий, уклонения от столкновений до тех пор пока не подтянуться резервы.

Война 1812 года стала войной отечественной, войной народной. Весь русский народ поднялся на защиту своей родины. Как только Наполеон вступил на территорию Белоруссии, начали создаваться партизанские отряды.

Все ждали назначения нового главнокомандующего и в августе главнокомандующим был назначен Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов.

Ему в то время было уже 67 лет, но, несмотря на свой преклонный возраст, Кутузов был бодр и энергичен. Старый полководец имел огромный жизненный и военный опыт.

Начав свою военную карьеру юношей, он участвовал во всех войнах, которые вела в тот период Россия. Кутузов посчастливилось воевать под руководством великого русского полководца Суворова, который высоко ценил своего подчиненного. После штурма крепости Измаил Суворов в донесении писал:

«Генерал Кутузов шел у меня на левом крыле, но был моею правою рукою».

Кутузов унаследовал от Суворова заповедь, что война - это высокое искусство, что «воюют не числом, а умением». Кутузов в солдатах видел не военную машину, а людей, он воспитывал и уважал русского солдата, берег его силы, не мучил ненужной муштрой и шагистикой. За это русские солдаты любили старого генерала и готовы были идти за ним и в огонь и в воду.

Кутузов был не только талантливым стратегом, он был и умелым тонким дипломатом, правильно оценивающим обстановку. Ещё Суворов говорил про него: «Хитер, лицемерен! Умен, таков! Никто его не обманет».

Весть о назначении Кутузова главнокомандующим была встречена солдатами с огромным воодушевлением. «Приехал Кутузов бить французов», - повторяли в армии. Назначение нового главнокомандующего все связывали с переходом русской армии в наступление.

Но Кутузов, трезво оценивая обстановку, не побоялся пойти наперекор общественному мнению и приказал отступить в Гжатску. Главнокомандующий был верен своей стратегии сохранить во что бы то ни стало русскую армию, не допустить ее разгрома, изнурять противника, вовлекать его в глубь страны, пока, с подходом резервов, русская армия на станет сильнее армии Наполеона.

Но Кутузов понимал, что народ люто ненавидит захватчиков и слишком горячо любит Москву, чтобы сдать её без боя. Битва нужна была и для поднятия морального состояния армии, которая рвалась в бой с врагом. И главнокомандующий решил дать под Москвой сражение Наполеону.

Позиция для боя была выбрана у деревни Бородино.

Накануне решительной битвы Кутузов, объезжая фронт, говорил солдатам - «Вам придётся защищать землю родную, послужить верой и правдой до последней капли крови». Эти слова главнокомандующего находили отклик в сердцах русских воинов. Они понимали, чьи здесь, под Москвой, они защищают свою родину, свободу, национальную независимость.

Рано утром раздались первые орудийные выстрелы и начало одно из самых кровопролитных и жестоких сражений во всей истории войн.

Русские дрались с невиданной храбростью.

Генерал Ермолов говорил, что под Бородиным «французская армия разбилась о русскую армию».

Бородинска бета, несмотря на отсутствие решительного скачка, в моральном отношении была кутузовской победой русского народа.

Наполеон, перед которым трепетала вся Европа не мог сломить сопротивление русской армии. Память о Бородине сохранилась в памяти народной, как память о мощном и героическом отпоре врагу. «Недаром помнит вся Россия про день Бородина». - говорил Лермонтов устами старого канонира.

Кутузов видел, что русская армия понесла большие потери, понимал, что надо во что бы то ни стало сохранить живую силу.

13 сентября на военном совете в Филях, где обсуждался вопрос об участи Москвы, Кутузов принял единственное правильное решение - сдать на время Москву без боя.

14 сентября французы вошли в русскую столицу. Но это был мертвый город - всё население покинуло его, не желая подчиняться завоевателям. В ту же ночь начались пожары, огненное море бушевало по всему городу.

После занятия Москвы народная война против иноземных захватчиков особенно усилилась. Партизанские отряды не давали наполеоновской армии покоя, держали ее в вечном напряжении и страхе.

33 дня Наполеон пробыл в Москве. 18 октября, следуя советам приближенных, он приказал отступить. На много километров растянулось наполеоновское войско, на сотнях подвод везли награбленное добро. Это была уже не та могучая дисциплинированная армия, которая несколько месяцев тому назад перешла наши границы. Удаляющиеся из Moсквы французы напоминали обозы переселенцев, нагруженные домашним скарбом. Гибель «великой армии» была уже предрешена. Наполеон рассчитывал двигаться от Москвы на Калугу, пополнить там свои запасы и по новой не опустошённой дороге двигаться на Смоленск. Но Кутузов уже давно предвидел этот маневр и преградил путь Наполеону.

У Малоярославца произошло крупное сражение. Восемь раз городок переходил из рук в руки и в конце концов Наполеон был отброшен на старую разграбленную, разоренную Смоленскую дорогу. Голодная, изнурённая французская армия двигалась на запад, подвергаясь непрерывным нападениям партизан.

Из огромной наполеоновской армии едва 30 тысяч добрели до границы. Все остальные нашли себе могилу на бескрайних просторах нашей страны.

Лавры Наполеона не дают покоя фашистских воякам. Гитлер мнит себя Наполеоном. Но, как говорит товарищ Сталин, «во-первых, не следовало бы забывать при этом о судьбе Наполеона. А во-вторых, Гитлер походит на Наполеона не больше, чем котенок на льва».

Гитлеровские полчища постигнет ещё более суровая участь, чем Наполеона в 1812 году. - все до единого немецкий оккупанты будут уничтожены.

Т. Еремеева

Карельский фронт. Красноармейская газета «В БОЙ ЗА РОДИНУ», № 109 от 12 декабря 1941 года.

Подпишитесь 👍 — вдохновите нас на новые архивные поиски!

© РУДН ПОИСК

При копировании статьи, ставить ссылку на канал "Строки фронтовые"

Партнер проекта: Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО)