Минфин опубликовал предварительные результаты бюджета за 10 месяцев. Осталось совсем мало до конца года: можно аккуратно поэкстраполировать и оценить ситуацию, которую получим по итогам года. Начну с обычной статистики, оценки и мысли в итогах.
Вся представленная информация – личное мнение автора, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, побуждением к покупке или продаже финансовых инструментов, заключению договоров. Выбор объектов инвестирования должен отвечать персональным предпочтениям и возможности принимать различные риски. Рассматриваемые бумаги и другие инструменты эмитентов могут входить в портфель автора, быть предметом плановой покупки или продажи.
Статистика по доходам бюджета
Октябрь ожидаемо оказался хуже сентября: бюджет получил 3 трлн руб. в сравнении с 3,2 трлн руб. Сказалось сезонное сокращение НДС, который последовательно растёт к концу каждого квартала. Не сильно помог НДД, налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.
Бюджет получил 29,9 трлн руб. с начала года в сравнении с 29,7 трлн руб. за 10 месяцев 2024 года и 23,1 трлн руб. за январь-октябрь 2023 года. Уже не так оптимистично даже без учёта инфляции: с трудом обходим 2024 год, не сильно помог рост налогов + подвёл нефтегаз. Результаты с поправкой на инфляцию:
- Обошли на 2,7% годовых или 8,4% в абсолюте 10 месяцев 2022 года.
- Лучше на 9,7% в сравнении с аналогичным периодом 2023 года.
- Отстали на 7,6% от января-октября 2024 года: приплыли, не сильно помогла инфляция.
Приняли поправки в бюджет 2025, можно поэкстраполировать оставшиеся 2 месяца. Осталось собрать 6,6 трлн руб. до годового плана по доходам 36,6 трлн руб.: 3,3 трлн руб./месяц. В теории может получиться: доходы бюджета росли в декабре. Консервативно можем отстать на 0,5 трлн руб.: не такая большая цифра, чтобы переживать.
Статистика по нефтегазовым доходам
Нефтегазовые доходы составили до 0,9 трлн руб., снова чуть выше модельной оценки: оставались ограниченными демпферные выплаты.
Результат с начала года: 7,3 трлн руб. в сравнении с 9,5 трлн руб. за январь – октябрь 2024 года и 7,3 трлн руб. за 10 месяцев 2023 году.
Осталось 1,2 трлн руб. или 0,6 трлн руб./месяц, немного не дотягиваем с учётом курса и роста дисконта по Urals.
Остался на месте НДПИ на нефть: 575 млрд руб., рублёвая цена нефти выросла с 4613 руб./баррель до 4714 руб./баррель. Это может говорить о снижении добычи, от которой рассчитывают НДПИ.
Без изменений НДПИ на газ, сократилась с 43 млрд руб. до 39 млрд руб. экспортная пошлина: не радуют газовые доходы в этом году.
Оценка нефтегазовых доходов
Оценка нефтегазовых доходов за ноябрь: 0,5 трлн руб. для рублёвой цены нефти 4349 руб./баррель: курс 81 руб./$, цена Urals 53,7 $/баррель.
Выходим на 8,5 трлн руб. по году с учётом большего дисконта Urals к Brent. Зря пересматривали план: не добиваем 0,2 трлн руб.
Ненефтегазовые доходы
Резко замедлились с 2,6 трлн руб. до 2,1 трлн руб. ненефтегазовые доходы октября: закончился дивидендный сезон, сезонно снизился НДС.
Результат с начала года: 22,4 трлн руб. в сравнении с 20,1 трлн руб. в январе-октябре 2024 года, продолжаем двигаться на 3,5% быстрее инфляции: помог рост налогов, не смогли полностью компенсировать просадку по нефтегазу. Осталось 5,5 трлн руб. до плановых показателей или 2,7 трлн руб./месяц. Можно ожидать 2,6 трлн руб./месяц до конца года, отстаём на 0,3 трлн руб. Пока не заметно большого эффекта от повышения НДФЛ, поступления должны ускориться к декабрю.
Бюджет получил 0,9 трлн руб. НДС в октябре: ожидаемый низкий старт для начала квартала, близко к уровням октября 2024 года, не впечатляет.
Бюджет получил 11,5 трлн руб. с начала года в сравнении с 10,8 трлн руб. в 2024 году. Можем не добить до годового плана 0,1-0,2 трлн руб. даже с учётом роста поступлений к концу года.
Остаётся дождаться свежих данных Росказны, чтобы оценить динамику внутреннего и внешнего НДС + налога на прибыль.
Расходы и дефицит
Ускорили траты в октябре, что привело к дефициту 0,4 трлн руб. по месяцу и 4,2 трлн руб. с начала года. Осталось немного до планового дефицита 5,7 трлн руб.
Отличаются от бюджетного плана цифры по расходам в ГИИС Электронный бюджет: 42,3 трлн руб. в сравнении с 43 трлн руб. Оставлю консервативную оценку: 43 трлн руб. Впереди траты на 8,8 трлн руб. или 4,4 трлн руб./месяц, бюджетный навес сохраняется.
Итоги
Пока всё сложно: рискуем отстать на 0,5 трлн руб. по доходам от нового плана, ещё 0,6-0,8 трлн руб. превышение по расходам, если смотреть на данные ГИИС Электронный бюджет. Дефицит может приблизиться к 7 трлн руб. по итогам года: понадобится ещё 1,1-1,3 трлн руб. Деньги есть в ФНБ: ликвидная часть 4,2 трлн руб. по итогам октября или занять с запасом на аукционах, пока есть спрос.
Ситуация управляемая: забавный термин, который озвучили на августовском эфире. Другой вопрос, что становится хроническим отставание от плана по доходам и перерасход относительно начальных оценок. Сложно замещаются нефтегазовые доходы: негативно влияют на ненефтегаз охлаждение спроса, падение прибыли компаний и замедление темпов роста экономики, повышение налогов не даёт линейного прироста бюджетных доходов. Увеличился дисконт по Urals из-за санкционных историй, остаётся крепким рубль: это будет давить на нефтегазовые доходы в начале 2026 года. Не удивлюсь очередному расширению дефицита в следующем году: придётся больше занимать Минфину, что окажет давление на облигационный рынок. Планирую проанализировать бюджет 2026 в ноябре-декабре.
Посмотрим, как пройдёт сегодняшнее размещение спецфлоатеров: соберут нужные 2 трлн руб. или что-то пойдёт не так.
НДПИ – налог на добычу полезных ископаемых.
НДД – налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.
Не допускается полная или частичная перепечатка без согласия автора.