Или просто КУЧЕР, Kucher Model K1.
Когда после Великой Отечественной войны Венгрия стала социалистической, пусть и со скрипом, с оговорками, у некоторых её жителей возникло вполне логичное желание создать своё собственное оружие. Которое, с одной стороны, объединило всё то лучшее, что было создано ранее, а с другой - было рассчитано на советские боеприпасы.
Я уже писал про ПИСТОЛЕТ-ПУЛЕМЁТ КИРАЛИ, но он помогал укреплять могущество Третьего Рейха, поэтому, вполне логично, от него отказались.
Однако какие-то идеи, заложенные в это изделие, в 1951 году были реализованы в другом, созданном конструктором-оружейников Йожефом Кучером из Института военной техники в Будапеште. Который, между прочим, ранее работал помощником Пала Кирали. Поэтому иногда этот пистолет-пулемёт называют КИРАЛИ - КУЧЕР, хотя в советские времена первую фамилию предпочитали не упоминать. Да и вторую, если честно, неохотно. Поэтому ещё одно его название - «Pénzügyőr Géppisztoly» (Пистолет-пулемёт казначейской/таможенной охраны).
В нём явно угадываются мотивы уже знакомого вам Danuvia 44.M от Пала Кирали. Но, повторяю, всё остальное принадлежит Йожефу Кучеру, который постарался включить сюда элементы конструкций пистолетов-пулемётов Судаева и Шпагина.
Это оружие питалось пистолетными патронами калибра 7,62×25 мм ТТ, которые в количестве 35 штук в шахматном порядке помещались в отъёмный коробчатый магазин.
(Говорят, при почти таких же параметрах патрон 7,63×25 мм Mauser входил в патронник не до конца, из-за чего возникала опасность разрыва гильзы. Но ведь и поделом - не суй вражеский боеприпас в советское лоно!
Общая длина пистолета-пулемёта составляла 844 мм при длине ствола 280 мм и массе 3700 г с заряженным магазином.
Спусковой механизм позволял вести как одиночный, так и автоматический огонь на эффективном расстоянии до 200 метров. Пишут также, что скорострельность ПП Kucher Model K1 составляла 700 выстрелов в минуту. А фактическая - всего 70 выстрелов. Почему - не понятно.
Автоматика работала на принципах отдачи со свободным затвором. Ударный механизм был ударникового типа.
Сравнивая КУЧЕРА с СУДАЕВЫМ (ППС-43), эксперты отмечали, что венгерское изделие, в целом, ничуть не хуже, хотя спусковое усилие у него значительно выше - 4,8 против 2,2.
После успешно проведённых военных испытаний 11 ноября 1951 года этот пистолет-пулемёт был принят на вооружение Министерством обороны, и его производство было одобрено.
Окрылённый успехом, Йожеф Кучер принялся дорабатывать это оружие и в середине 50-х создал более лёгкую, укороченную и усовершенствованную версию K1 с повышенной скорострельностью. Однако власти решили, что им это не нужно, и всё необходимое можно заказывать в СССР.
Йожеф Кучер (12 ноября 1909 - 25 июня 1976) - венгерский конструктор-оружейник.
Родился в Ковре, окончил начальную школу в Алмасфусите и среднюю школу в Дьере. Затем поступил на электротехническое отделение инженерно-механического факультета Венгерского королевского технологического университета имени Йозефа Палатина, кроме того, прошёл курс обучения в Венском технологическом университете.
Ещё студентом получил работу в компании Brown, Boveri & Cie, а также отвечал за наладку оборудования на Варшавской электростанции.
Во время Второй мировой войны служил в армии, был наблюдателем на аэродромах, дослужился лейтенанта. Принимал участие в боевых действиях в VI корпусе под Ужгородом.
Но потом Кирали решил, что грех разбрасываться толковыми специалистами, и отозвали его в тыл, где устроил на завод Danuvia arms and ammunition Co.
Там Кучер продолжал трудиться вплоть до окончания войны... а потом продолжил, как ни в чём не бывало, однако в 1947 году ему предложили место в Министерстве сельского хозяйства и поручили проведение земельной реформы, связанной с решением задач машиностроения.
Но поскольку делать оружие у Кучера получалось лучше, он в конце 40-х решил, что будет полезен новой Венгрии своим пистолетом-пулемётом. К тому же, компания Kuchen outstanding skills собрала весь цвет инженерного дела.
Йожеф Кучер решил также заняться разработками пехотного оружия К5 под калибр 45 мм (да-да, именно так!). Якобы, оно кумулятивной гранатой пробивало 100-мм броню.
Всё испортило желание Кучера пойти во власть. На первых порах это у него хорошо получалось, но на определённом этапе кто-то вспомнил прошлое инженера и решил, что такие люди в руководстве ни к чему. (Иностранные ресурсы добавляют, мол, Кучер был слишком умным и грамотным специалистом, поэтому его вытеснила убогая серость, но на то они и иностранные, чтобы плохо говорить о Советской Венгрии.)
В общем, в 1953 году ему предъявили обвинение в шпионаже и посадили в следственный изолятор. В квартире также был проведен обыск, и все документы конфискованы.
Те же вражеские источники утверждают, будто Кучера несколько раз водили на казнь, где он смотрел, как вешают других и ждал своей очереди. Верить этому или нет - отдельная тема. Но даже в тюрьме он продолжал работать, создавать проекты и чертежи.
В итоге смертный приговор ему заменили на пожизненное заключение, но в 1956 году выпустили. Понятно, почему.
После этого он попробовал вернуться к своей работе на гражданке, и даже, вроде бы, участвовал в разработке венгерских версий АВТОМАТОВ КАЛАШНИКОВА, но это неточно. Зато, пишут, Кучер создавал великолепное спортивное и охотничье оружие.
Впрочем, финал его был тихим и незаметным. То есть, когда он в 1976 году ушёл на тот свет, об этом никто не написал и не сообщил. Только в начале 90-х его дело было пересмотрено, сам он реабилитирован, восстановлен в звании майора и посмертно повышен в звании.