Знатоки утверждают, что это написание неправильное, свойственное только русскоязычному сегменту, а надо писать и говорить ПИСТОЛЕТ-ПУЛЕМЁТ КИРАЯ. Но мы всё-таки в этом сегменте, и по запросу "Кирали" встречается гораздо чаще, чем "Кирай".
А вообще создателя этого довольно необычного оружия звали Пал Дедай Кирай - это если произносить его имя по-венгерски. Но если прочесть, согласно нормам и традициям русской транскрипции нерусских слов, Pál Dedái Király превратится в Пала Дедая Кирали.
В 1939 году этот венгерский конструктор запатентовал систему, на основе которой был создан новый пистолет-пулемёт. Производила его компания Danuvia Külkereskedelm, в результате чего продукцию иногда называют словом "Данувия".
Про самого Кирая-Кирали рассказывают, что до середины 30-х он работал в швейцарской компании SIG и многое перенял из того, с чем там ознакомился. А потом решил сделать нечто своё - естественно, с учётом полученных знаний. Отсюда понятно, почему его детище имеет много общего с пистолет-пулеметом SIG MKMS, где тоже был использован полусвободный затвор, разработанный Готтардом Эндом в 1934.
Что же касается изделия Кирали, то у него есть ряд интересных особенностей, свойственных только ему. В первую очередь, это касается того самого полусвободного затвора, который в авторской версии состоит из двух частей - боевой личинки и тела затвора,. Они соединяются специальным двухплечевым рычагом, который, кроме того, взаимодействует с ствольной коробкой оружия.
Сразу после выстрела тело затвора (массивная цилиндрическая "болванка") начинает движения назад, в то время как боевая личинка остаётся на месте, стопорясь рычагом. Только после того, как рычаг выходит из сцепления со ствольной коробкой, начинает движение боевая личинка, и затвор двигается назад, как единая деталь.
Оружие питалось одним из самых мощных пистолетных патронов того времени - 9х25 мм Mauser. В коробчатый магазин входило 40 патронов. А вот тут была ещё одна особенность: сам магазин мог складываться вперёд, утопая в углублении ложа, что делало пистолет-пулемёт более компактным и со стороны похожим на винтовку или карабин. При необходимости его можно было привести в боевое положение простым нажатием на рычаг, расположенный перед спусковой скобой.
Оружие имело два режима ведения огня - самозарядный и автоматический. Общая длина его составляла 1046 мм при длине ствола 500 мм, что было довольно внушительно для пистолета-пулемёта. С полностью снаряжённым магазином изделие весило 4,4 кг. А ещё к нему прилагался штык-нож, что также было весьма необычно (представьте себе, например, ППШ, ППС или MP40 со штыком!)
В изделии образца 1939 года приклад складывался влево, потом, в 1943 году, пистолет-пулемёт модернизировали, укоротив в целом и сделав приклад скелетным и складывающимся вниз. Но были и просто деревянные приклады, нескладывающиеся.
Рассказывают, что поначалу это оружие всем очень понравилось, и венгерские оружейники уже потирали в руки в предвкушении огромных заказов. Но почему-то начальство дало распоряжение не спешить и сделать всего 600 штук. А всего с 1939 по 1944 годы было произведено не более 16 000 единиц всех модификаций, и прекратили это дело только когда союзники начали бомбить Будапешт. В дальнейшем то, что осталось от производственных линий, было вывезено в СССР. До 50-х годов, когда армии стран Варшавского договора перешли на стандарты Советского Союза, солдаты венгерской армии продолжали пользоваться ПИСТОЛЕТАМИ-ПУЛЕМЁТАМИ КИРАЛИ. Говорят, им они очень нравились, причём взаимно.
А Пал Кирали, он же Пал Кирай, не стал дожидаться, пока к нему придут из НКВД, и уехал в Доминиканскую республику. Там он на основе предыдущих разработок создал карабин Cristbal M2 (известный также как San Cristbal и .30 Király-Cristóbal).
Его авторский полусвободный затвор в дальнейшем использовался во французском пулемете АА-52, французской же штурмовой винтовке FAMAS, а также советских автоматах Коробова и Барышева (в последнем - в модифицированном варианте).
Но в целом наши оружейники остались недовольны этим оружием. По их мнению, у него была плохая кучность, а при стрельбе одиночными он уступал даже ППШ.
Именно поэтому "из Кирали" взяли только то, что было более-менее интересно, и всё.
Жаль, что про самого изобретателя нигде нет информации. Думаю, он того заслуживает, хотя и враг.