Найти в Дзене
Учёный КотоПëс

"Душечка" и "Дама с собачкой" Чехова - "просто такая разная любовь"...

Всем привет! В рамках продолжающейся литературной дуэли между Чеховым и Островским, секундантом которой является Анна, канал ("Аннушка и масло | книжки)👇, сегодня продолжаем знакомиться с необъятным литературным наследием, оставленным нам Антоном Павловичем Чеховым (на прочитанную вчера маленькую трилогию отзыв здесь.👇 Кстати, для Бэллы, представлявшей книгу вчера, обе истории оказались очень личными: ну, во - первых, она померанский шпиц, пусть и с приставкой "той", как собака Анны Сергеевны из " Дамы с собачкой", а во - вторых, её маму согласно паспорту зовут Душечка) и сегодня читаем две коротких истории о любви, изображающие это чувство с двух разных точек зрения. "Душечка" - рассказ на разрыв о женской миссии на Земле. Ольга Семëновна Племянникова, тихая, добродушная, жалостливая жещина, которую все в городе называют исключительно "душечкой". Кажется, что Племянникова не может прожить без привязанности и одного года, испытывая постоянную потребность любить кого-то. Антрепренёр

Всем привет! В рамках продолжающейся литературной дуэли между Чеховым и Островским, секундантом которой является Анна, канал ("Аннушка и масло | книжки)👇, сегодня продолжаем знакомиться с необъятным литературным наследием, оставленным нам Антоном Павловичем Чеховым (на прочитанную вчера маленькую трилогию отзыв здесь.👇 Кстати, для Бэллы, представлявшей книгу вчера, обе истории оказались очень личными: ну, во - первых, она померанский шпиц, пусть и с приставкой "той", как собака Анны Сергеевны из " Дамы с собачкой", а во - вторых, её маму согласно паспорту зовут Душечка) и сегодня читаем две коротких истории о любви, изображающие это чувство с двух разных точек зрения.

"Душечка" - рассказ на разрыв о женской миссии на Земле.

Ольга Семëновна Племянникова, тихая, добродушная, жалостливая жещина, которую все в городе называют исключительно "душечкой". Кажется, что Племянникова не может прожить без привязанности и одного года, испытывая постоянную потребность любить кого-то. Антрепренёра ли Кукина, управляющего ли лесным складом Пустовалова, ветеринарного ли врача Смирнина, за каждого из которых Ольга Семёновна выходит замуж после смерти предыдущего мужа.

Поначалу героиня вызывала во мне раздражение своей "амëбностью" и бесхребетностью - живя с очередным мужем, она словно бы подстраивается под его мысли и мнения: с Кукиным рассуждает о равнодушии провинциальной публики к серьëзной драматургии, с Пустоваловым начинает разбираться в тарифах на лес, сетуя, что им с мужем, "людям труда, не до пустяков. В театрах этих что хорошего?"(с), со Смирниным, к неудовольствию последнего, почти становится экспертом по ветеринарному надзору... А после позорного бегства ветврача к бывшей жене вдруг на целый год замыкается в себе и молчит, словно бы ей больше не о чем стало разговаривать. В общем, ничего, кроме неприятия, героиня во мне поначалу не вызывала... Дура дурой.

Но Чехов на то и гений, чтобы в столь коротком произведении, за каких -то две страницы, суметь изменить мнение читателя о героине на 190 градусов. И происходит это с появлением Саши, сына Смирнина, брошенного непутëвыми родителями на попечение Племянниковой. Забота о Саше сразу преображает её, захватывая всё существо Ольги Семёновны, всю еë душу, разум, даёт ей мысли и направление в жизни, согревает стареющую кровь. Ни одна из ее предыдущих привязанностей не была настолько глубокой, никому раньше её душа не покорялась с такой беззаветностью и отрадой, как этому некрасивому пухлому мальчику, ни один мужчина не смог осчастливить её так, как Саша. Всё предыдущие привязанности"душечки" были лишь промежуточными остановками на пути к главной женской миссии - материнству.

Знаю, что Чехов так и не смог убедить многих, и они по прежнему отзываются об Оленьке как о легкомысленной пустышке. Даже Толстой, написавший пространное послесловие к "Душечке", высказался о ней неоднозначно. Для меня же с героиней всё понятно - она всю жизнь искала счастья, для любой женщины заключающегося в материнстве. Шокирующая, выбивающая почву из под ног история. Лично для меня, конечно, мнение никому не навязываю.

Иллюстрация к рассказу "Душечка", на которой художник допустил неточность - сам Чехов описывал Сашу как пухлого мальчика.
Иллюстрация к рассказу "Душечка", на которой художник допустил неточность - сам Чехов описывал Сашу как пухлого мальчика.

"Дама с собачкой" - простая и светлая история о том, что планировалось, как курортная интрижка, а переросло в единственную в жизни, пусть и позднюю, любовь.

Изнемогая от скуки на отдыхе в Ялте, сорокалетний москвич Дмитрий Дмитриевич Гуров идёт на курортную интрижку с провинциалкой Анной Сергеевной, женщиной, годящейся ему в дочери. Гуров ещё даже не представляет, что его поступок перерастёт в позднюю и пожалуй, по - настоящему, единственную в его жизни любовь.

Гуров поначалу, как и Ольга Племянникова, не вызвал во мне никаких чувств, кроме омерзения. "Благородный" отец семейства, отец уже взрослой дочери и двух сыновей - гимназистов, давно и часто изменяющий жене, отзывающийся обо всех объектах своих интрижек как о "низшей расе". Крайне неприятный тип.

Впрочем, чем больше мы узнаëм героя, тем больше он располагает читателя к себе. Чуть ли не насильно пожененный в юности, Дмитрий к сорока годам оброс домашним скарбом, детьми, затюкан бытом и женой, считающей себя "мыслящей" женщиной. Удивительно ли, что Дмитрий при первой же возможности пытается найти утешение от опостылевшего быта в очередной интрижке? Слабое оправдание, конечно, но в Анну то Гуров влюбляется по - настоящему.

Не от хорошей жизни бросается в отношения с ним и Анна. Вышедшая замуж не по любви, а из интереса ещё совсем молоденькой девчонкой, она скорее всего так и не смогла полюбить супруга (то, что она даже точно не знает, где работает муж, очень показательно). В общем, Анна и Дмитрий - это пара птиц, рассаженных пои разным клеткам.

Измена супругам, тем не менее, не даётся обоим легко - Анна противна сама себе, Гуров понимает, что не имеет права разбивать и собственную семью, и семью Анны. И, тем не менее, понимая, что эта любовь единственная и, возможно, последняя в его жизни, решается на нечто большее, чем Алëхин и Луганович из прочитанного вчера рассказа "О любви", отказавшиеся от любви, боясь общественного порицания. И открытый финал как бы намекает, что смелость его однажды будет вознаграждена. Простая и светлая история, безо всяких подводных философских камней, не совсем типичная для Чехова, и этим подкупающая.

Иллюстрация к рассказу.
Иллюстрация к рассказу.
Постер одной из моих любимых экранизаций Чехова с нежно красивыми Ией Саввиной и Алексеем Баталовым.
Постер одной из моих любимых экранизаций Чехова с нежно красивыми Ией Саввиной и Алексеем Баталовым.

Хочется ещё раз поблагодарить девчонок, и в частности, Анну, за то, что они своим марафоном дали возможность вернуться к творчеству Чехова, рассказы которого не перечитывал очень давно. С Чеховым на этом прощаюсь, а вот с марафоном нет - пора перечитать пьесы чеховского оппонента, Островского, к творчеству которого не возвращался с самой школы. Так что прощаюсь с вами совсем ненадолго.

А вы любите эти рассказы Чехова? Какой из них вам больше нравится: "Душечка" или "Дама с собачкой"? Предлагаю поделиться мнениями в комментариях, обсудить, подискутировать. Ну, а пока- 👋! Всем только позитивных эмоций от книг! И до новых книжных встреч на канале "Учëный КотоПëс"!