Всём привет! В рамках третьего месяца годового литературного марафона "Открой школьную Вселенную", в ходе которого условная дуэль проходит на этот раз между равноуважаемыми мной классиками русской литературы Чеховым и Островским, роль секунданта в которой отведена Анне, "Аннушка и масло | книжки" (кстати, моему коллеге - филологу, но русоведу и литератору)👇, сегодня читаем условную трилогию Чехова, состоящую из трëх коротких рассказов, объединенных темой рамок и ограничений, в которые люди загоняют сами себя, и трагических последствий этих рамок.
Когда встал вопрос о том, какие произведения Чехова читать в ходе этого марафона, "футлярная" трилогия была первым, что пришло в голову. Дело в том, что тридцать лет назад она сослужила мне замечательную службу на вступительном сочинении в ВУЗ. Была какая -то очередная большая дата Пушкина, было пятидесятилетие Великой Победы. Естественно, все подготовились к сочинениям по этим темам. На школьном выпускном экзамене это прокатило, а вот в ВУЗе... Когда нам открыли темы сочинений, многие просто схватились за головы - ни войны, ни Пушкина. Зато "поэзия серебряного века" и "маленькие люди Чехова". А на уроках литературы в школе учительница так здорово "разжевала" нам всё по "Маленькой трилогии", что вопрос с темой для сочинения отпал сам собой. Оно, кстати, оказалось лучшим на потоке. С тех пор, правда, я к этим рассказам Чехова не возвращался. И вот марафон девчонок предоставил мне этот замечательный шанс. Но для начала краткое биографическое превью автора.
Антон Павлович Чехов настолько же неотъемлемая часть российского культурного кода, как Пушкин и Лермонтов, Достоевский и Тургенев, Толстой и Булгаков... Писатель с образованием врача, один из главных литературных "психологов", создавший за свою короткую жизнь более трëхсот произведений. Его рассказы и пьесы экранизируют и ставят сегодня не только в России, но и за рубежом, в частности, в Японии, в которой Чехова просто боготворят.
Родился будущий писатель в Таганроге в семье купца третьей гильдии. Отец был строг и не поощрял праздность: ежедневно с пяти утра дети пели в церковном хоре, а затем помогали отцу в бакалейной лавке. "Пряником" в семье была мать - именно она научила детей отзывчивости, уважению к окружающим и любви к природе. В тринадцать лет Чехов впервые попал в театр и заболел им навсегда.
После окончания школы Чехов поступил в медицинский институт имени Сеченова, закончив который долгое время отработал уездным врачом. Медицинскую деятельность Антон Павлович совмещал с литературной, печатаясь в популярных юмористических журналах и быстро став популярным автором "малой" формы литературы. О творчестве Чехова благосклонно отзывались многие его современники, включая лично знакомого с ним Толстого, который называл Антона Павловича "несравненным художником жизни". Именно из таких "жизненных" рассказов и состоит "Маленькая трилогия".
Рассказы написаны в популярной в то время форме "путевых" рассказов. Остановившись на ночлег в сарае деревенского старосты, запоздавшие охотники развлекают друг друга житейскими историями.
"Человек в футляре" - как бы чего не вышло!
В первой из них учитель гимназии Буркин знакомит товарища со своим коллегой, учителем греческого языка Беликовым. В рассказе представлен классический для 18 - го века сюжет о противостоянии старого и нового. Консерватора Беликова раздражает всё неизведанное, его пугает действительность и он ограждается от этой опасности "чехлом" - оболочкой, которая уединяла бы его, защищала от внешних влияний. "И зонтик в чехле, и часы в чехле, и лицо казалось тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник"(с). В общем, человек, которого мои ученики назвали бы ёмким словом "душнила", литературный двойник "Премудрого пискаря" Салтыкова - Щедрина.
Правда, есть одно существенное отличие Беликова от его предшественника - если герой известной сатирической сказки никому своего мнения не навязывал, Беликов умудряется своей трусливой теорией "Как бы чего не вышло" словно паршой, словно зловонной язвой, заразить целый город. Удивительно, но под влиянием ничтожного человечишки с лицом хорька, мыслящие прогрессивные люди, читающие Тургенева и Щедрина, стали бояться всего - громко говорить, посылать письма, читать книги, играть в карты, помогать бедным или есть скоромное. В общем, всего. Таким образом, страх перед Беликовым становится футляром для всех жителей.
Неизвестно, сколько бы ещё назревал конфликт, если бы в городе не появился хохол (во времена Чехова вещи можно было называть своими именами, без оглядки на толерантность) Коваленко вместе со своей сестрой Варенькой, на которой все в городе убеждают Беликова жениться. Прогрессивному Коваленко претит и сам Беликов, и установившиеся при нём в гимназии порядки, учителей он называет "чинодралами", а саму гимназию "управой благочиния" (а что в этом, собственно говоря, плохого?), мечтая вырваться из этого душного места и уехать обратно на хутор, учить "хохлят" (а это не футляр?) Впрочем, в отношения Беликова и Вареньки Коваленко не вмешивается.
Их разрушает сам Беликов. Завидев однажды потенциальную невесту на велосипеде, что считает страшным моветоном, Беликов приходит к Коваленко выяснять отношения, оказывается бит на глазах Вареньки и самопоедом за позор доводит себя до смерти.
Самое поразительное, что после смерти Беликов словно бы становится просветлëнным, ведь он достигает идеала, к которому стремился всю свою жизнь - гроб станет для него идеальным футляром, надёжно защищающим от любых невзгод. Потрясающий по своей силе рассказ, не потерявший своей актуальности и сегодня - а мы не превратили свои уютные квартиры в "футляры", в которых прячемся от житейских неурядиц?
"Крыжовник" - "деньги, как водка, делают человека чудаком".
В ответ на историю Буркина, ветеринар Иван Иванович рассказывает ему историю своего брата, мелкого бедного чиновника Николая Иваныча, футляром для которого становится высокий забор его усадьбы, которым он отгораживается от окружающих. Мечтой всей его жизни было прикупить себе маленькую усадебку на берегу реки или озера. На пути к цели он недоедает, недопивает, одевается Бог знает как, словно нищий, и всё копит и кладëт в банк. Более того, ради мечты идёт на сделку с совестью, женившись на немолодой некрасивой, но богатой вдове и держа её в чёрном теле, доводит до смерти. Зато мечту осуществил... И снова отсыл к великому предшественнику - не напоминает вам Николай Иваныч Акакия Акакиевича из гоголевской "Шинели", пусть и в несколько утрированном виде?
Спустя несколько лет Иван Иванович навещает брата в его имении и поражается перемене, произошедшей с ним - тот постарел, располнел, обрюзг, "того и гляди хрюкнет в одеяло" (с). Но самое страшное не внешние перемены. Человек, внук мужика и сын солдата, ранее добрый и кроткий, сегодня обижается, когда его не называют "высокоблагородием". Человек, в бытность чиновником боявшийся даже иметь собственные взгляды, теперь не боится рассуждать о государственном устройстве, высказывая достаточно спорные суждения типа "Образование необходимо, но для народа оно преждевременно" (с). Вот уж действительно, "сытость и праздность развивают в русском человеке самомнение, самое наглое"(с). И снова потрясающий по силе воздействия на сознание рассказ, и снова стопроцентная актуальность с действительностью - каждый раз смотря очередную новость о чиновниках, ворующих миллиардами, я задаюсь вопросом: " Неужели они не понимают, что каждому из нас, будь ты сказочно богат или нищенски беден, нужно только три аршина земли"? И совсем не для того, чтобы посадить крыжовник...
"О любви" - "как ненужно, мелко и обманчиво всё, что мешает нам любить... "
Рассказывает свою историю и провинциальный помещик Алëхин, в поместье которого уже знакомые нам Буркин и Иван Иваныч укрываются от дождя. Он вспоминает историю своей трагической любви к Анне Алексеевне Луганович, супруге его коллеги по окружному суду.
Здесь у нас классический литературный сюжет: Он. Она. И...муж. И "футляр", как и в первых двух историях, правда, в виде боязни общественного порицания и нерешительности главных героев разорвать привычный круг вещей и пойти против принятых в обществе норм. Анна Алексеевна замужем за скорее всего нелюбимым стариком Лугановичем (ну, спасибо, Антон Павлович 😡 - если он в слегка за сорок - старик, то я в свои почти сорок восемь кто? 😮), и любящий её Алёхин боится, а достоин ли он её? Не сделает ли он её несчастной, увлеча из одной будничной обстановки в ещё более будничную атмосферу своего поместья? Мечется и Анна Алексеевна - ей кажется, что она, обременëнная двумя детьми, недостаточно молода для Алëхина и не сможет сделать его счастливым.
Пока наши влюблённые страдают и экзистенциально мечутся, пока в городе о них уже говорят Бог знает что, в чëм нет ни слова правды, жизнь, устав ждать, расставляет всё на свои места: Луганович получает новое назначение и увозит семью из города. И только тогда к Алëхину приходит осознание, что не нужно задаваться вопросом честно это или нечестно, умно или глупо, к чему приведёт эта любовь - нужно просто любить. Но осознание приходит слишком поздно... Красивая и чувственная история. И наиболее понятная для школьников, если уж мы рассматриваем произведение с их точки зрения.
Три прекрасные истории... Короткие - даже при очень скромном желании можно прочитать каждую за пятнадцать минут, но сколько же философских и нравственных смыслов в каждой из них заложено! Чехов тем самым подтвердил звание гения "малой" прозы и одного из главных психологов русской литературы. Я прощаюсь с "Маленькой трилогией", но не прощаюсь с марафоном Анны и с Чеховым - хочу перечитать его рассказы "Душечка" и "Дама с собачкой". Так что расстаюсь с вами совсем ненадолго!