Вместо предисловия
Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П.Чехова ежегодно выпускает сборники научных трудов, представленных на Международную научную конференцию по творчеству одного из самых читаемых классиков в современном мире – Антона Павловича Чехова. Некоторые из работ, там размещённых, бывают очень интересными. Например, работа О.Т. Могильного и Г.И. Тамарли: "Рассказ Чехова "Страх"в свете философии Кьеркегора". Публикация настолько понравилась, что выйдя на пенсию, на волне захлёстывающей скуки, любопытства и склонности к собственным изысканиям решила проследить положения статьи авторов на примере другого, схожего по названию, рассказа "Страхи".
Статья написана с целью участия в марафоне "Открой школьную вселенную. Битва титанов"
О рассказе
Как много могут сказать примечания к произведению!
Судите сами:
Дата создания рассказа "Страхи": 1886, опубл.: " Петербургская газета", 1886, № 162, 16 июня, стр. 3, отдел "Летучие заметки". Подзаголовок: Рассказ дачника. Подпись: А. Чехонте.
Подпись - А. Чехонте. говорит о том, что рассказ относится к раннему периоду творчества писателя. Ранний период - не только потому, что автору в это время всего лишь 26 лет, но и потому, что его произведения ещё носят характер зарисовок, набросков : коротких, в основном – юмористических рассказов.
Дата написания тоже говорит о многом. В то время, по его собственному признанию, он писал по рассказу в день (создано около 400 произведений). Печатал в газетах, потому что там платили сразу (не Бог весть какой заработок, но всё же деньги) да и известность быстрее находила своего героя.
1885—1886 годы — период расцвета Чехова как "беллетриста-миниатюриста" Современники считали, что он так и останется в этом жанре, но весной 1886 года писатель получил письмо от известного русского литератора Дмитрия Григоровича, где тот укорял Чехова, что тот тратит свой талант на "мелочишки".
Голодайте лучше, как мы в своё время голодали, поберегите ваши впечатления для труда обдуманного (…) Один такой труд будет во сто раз выше оценён сотни прекрасных рассказов, разбросанных в разное время по газетам
Рассказ "Страхи" подписан : А. Чехонте… Уже не Антоша, но фамилию, по которой узнавали автора почти анекдотических рассказов, он пока оставил. Подпись – А. Чехов – появится позднее под повестью "Степь", где он покажет себя уже зрелым автором.
Но если присмотреться внимательно к рассказу "Страхи", мы уже увидим в нём Чехова-языкотворца. Юмор в его рассказах уже соседствует с лиризмом, появляются серьёзные, философские линии, поднимаются вопросы о смысле жизни, о счастье, о страхах... Большое внимание уделяется пейзажным зарисовкам, передающим состояние героя.
Вечер был тихий, теплый и почти душный, как все те однообразные июльские вечера, которые, раз начавшись, правильной, непрерывной чередой тянутся один за другим неделю-две, иногда и больше, и вдруг обрываются бурной грозой с роскошным, надолго освежающим ливнем. Солнце давно уже село, и на всей земле лежала сплошная серая тень. В неподвижном, застоявшемся воздухе сгущались медово-приторные испарения трав и цветов...
А вот сюжет ещё сохраняет признаки развлекательности, хотя уже с обобщениями и выводами, согласно публикациям известного философа Сёрена Кьеркегора
Но давайте о рассказе подробнее.
Сюжет и композиция рассказа "Страхи"
Собственно композиция рассказа заявлена уже в первом предложении
За всё время, пока я живу на этом свете, мне было страшно только три раза.
Дальше следуют повествования о трёх случаях, когда герой-рассказчик испытал эти панические страхи.
Первый настоящий страх, от которого шевелились волосы рассказчика и бегали по телу мурашки, он испытал однажды летней ночью, когда ехал на почтовую станцию вместе с дворовым мальчиком за газетами. Проезжая сельцо, которое находилось в низине, рассказчик обратил внимание, что
в самом верхнем ярусе колокольни, в крошечном окне, между куполом и колоколами, мерцал огонек. Этот огонь, похожий на свет потухающей лампадки, то замирал на мгновение, то ярко вспыхивал. Откуда он мог взяться? (вход на колокольню был много лет заколочен. – Л.В.) Происхождение его было непонятно : бледная, совсем уже потухшая полоска зари не могла отражаться, потому что окно с огоньком глядело не на запад, а на восток.
Этот огонек мог скорее всего быть отражением внешнего света, но как рассказчик ни напрягал свое зрение, на всём громадном пространстве, которое расстилалось перед колокольней, не было видно кроме этого огня ни одной светлой точки, даже луны не было.
Мало-помалу, рассказчиком овладело неприятное чувство, которое переросло в суеверный страх.
Тут уж, не помня себя от страха, я обхватил мальчика одной рукой, прижался к нему и сильно ударил по лошади. «Глупо! — говорил я себе. — Это явление страшно только потому, что непонятно… Всё непонятное таинственно и потому страшно».
Эта мысль находит отражение и в работах датского учёного Сёрена Кьеркегора, который ещё 1842 году, исследуя природу страха, записывает в "Дневнике":
Мистический "страх - это чуждая сила, которая захватывает индивида, и он не может освободиться от неё <…> Страх делает индивида бессильным…"
Делает бессильным, несмотря на способность критического мышления. Именно эта мысль подчёркивается Чеховым в конце знакомства с каждым эпизодом, повествующим о страхах его персонажа.
Второй эпизод, когда рассказчик испытал сильный ничем необоснованный страх, связан со встречей в лесу "обыкновенного" товарного вагона, который мчался по рельсам сам по себе.
он не представлял ничего особенного, но появление его одного, без локомотива, да еще ночью, меня озадачило. Откуда он мог взяться, и какие силы мчали его с такой страшной быстротой по рельсам? Откуда и куда он летел? Будь я с предрассудками, я порешил бы, что это черти и ведьмы покатили на шабаш, … это явление было для меня решительно необъяснимо. Я не верил глазам своим и путался в догадках, как муха в паутине…
Я вдруг почувствовал, что я одинок, один как перст на всем громадном пространстве, что ночь, которая казалась уже нелюдимой, засматривает мне в лицо и сторожит мои шаги; все звуки, крики птиц и шёпот деревьев казались уже зловещими, существующими только для того, чтобы пугать мое воображение. Я как сумасшедший рванулся с места и, не отдавая себе отчета, побежал, стараясь бежать быстрей и быстрей. И тотчас же я услышал то, на что раньше не обращал внимания, а именно жалобный стон телеграфных проволок. «Чёрт знает что! — стыдил я себя. — Это малодушие, глупо!..»
Но малодушие сильнее здравого смысла.
Страх - это определение грезящего духа, -
замечает Сёрен Кьеркегор Грезящий дух , другими словами, – фантазии, воображение, иллюзии.
Интересная деталь, подтверждающая мысль датского философа : когда странное явление было объяснено встреченным мужиком :
От товарного поезда оторвался. На сто двадцать первой версте уклон… на гору поезд тащит. Цепи в заднем вагоне не выдержали, ну он оторвался и назад, -
фантастичность восприятия появившегося вроде ниоткуда вагона, преследовавшего рассказчика, и предположения, что тут замешаны сверхъестественные силы, исчезли, страх пропал, и герой смог продолжить путь дальше.
Третий эпизод (встреча с чёрной собакой) иллюстрация к ещё одному положению датского философа :
…человек сам создаёт страх...
Рассказчик вспоминает, как однажды, возвращаясь с охоты он встретил в лесу огромную собаку - водолаза.
Откуда же он мог взяться здесь, в глухом лесу, на дороге, по которой никто никогда не ездил и только возили дрова? Отстать от какого-нибудь проезжего он едва ли мог, потому что по этой дороге проезжать барам было некуда.
А надо заметить, что ньюфаундленды, действительно, бывают огромных размеров. Есть от чего родиться страху. Ну вот для впечатления вам нашла 😊
Но не размеры смутили рассказчика, а глубокий осмысленный взгляд пса. Признаюсь, я сама иногда теряюсь от взгляда Ричарда : таким "говорящим" он бывает. Поэтому хорошо понимаю рассказчика :
Не знаю, под влиянием ли тишины, лесных теней и звуков, или, быть может, вследствие утомления, от пристального взгляда обыкновенных собачьих глаз мне стало вдруг жутко. Я вспомнил про Фауста и его бульдога …Мне бы следовало приласкать его, но фаустовский бульдог не выходил из моей головы, и чувство страха становилось всё острей и острей… Наступали потемки, которые меня окончательно смутили, и я всякий раз, когда пес подбегал ко мне и бил меня своим хвостом, малодушно закрывал глаза.
Повторилась та же история, что с огоньком в колокольне и с вагоном : я не выдержал и побежал…
Дома рассказчик застал у себя гостя, приятеля, который был огорчён тем, что заблудившись по дороге к дому рассказчика, потерял дорогую хорошую собаку.
Радость от встречи хозяина и пса Чехов не описывает, но её можно представить. Собаки вообще такие существа, что встречают хозяина даже на несколько минут отошедших от них, такой бурной радостью, что на ногах иногда трудно устоять…
Подведём итоги
Как врач Чехов, конечно, не мог быть не знакомым с исследованиями датского учёного (см. Могильный О.Т., Тамарли Г.И., "Рассказ Чехова "Страх"в свете философии Кьеркегора", в сб. статей с XXIII Чеховских чтений, Таганрог, 2017 г, стр 69-81), поэтому можно считать рассказ молодого врача Антона Чехова красочным дополнением к работе Сёрена Кьеркегора, главной мыслью которой является такая : "страх сопряжён с духовностью".
"Чем больше духа, тем меньше страха", то есть, "страх — это нечто весьма опасное для слабых духом".
Что ж возьмём на вооружение! Будем сильными и не станем поддаваться необоснованным, суеверным страхам.