Найти в Дзене
Об учёте с любовью

Как провести быстрый комплексный анализ бизнеса на основании трех форм отчетности: пошагово с отраслевыми нормами (часть 1)

Многие собственники, при определении успешности или неуспешности бизнеса смотрят только на один отчёт, а бывает и только на одну цифру: кто-то на прибыль, кто-то на выручку, а кто-то просто на остаток денег на счёте. Но чтобы понять реальное здоровье бизнеса, нужно анализировать все три формы в комплексе: Чтобы этот анализ был полезным, используем финансовые коэффициенты. Они позволяют не только смотреть на динамику внутри компании, но и сравнивать себя с отраслью. Рентабельность показывает нам эффективность использования компанией своих денежных средств. Чем выше рентабельность тем больше получает компания с каждого вложенного рубля, доллара, евро. Формула: Откуда брать: Отчет о прибылях и убытках (P&L) две верхние строки отчета. Ориентиры: 1.2 Чистая рентабельность продаж — Net Profit Margin Формула: Откуда брать: Отчет о прибылях и убытках (P&L). Первая строка отчета (Объем продаж) и последняя строка отчета (Чистая прибыль). Ориентиры: Рекомендации Если рассчитанные вами показатели
Оглавление

Многие собственники, при определении успешности или неуспешности бизнеса смотрят только на один отчёт, а бывает и только на одну цифру: кто-то на прибыль, кто-то на выручку, а кто-то просто на остаток денег на счёте. Но чтобы понять реальное здоровье бизнеса, нужно анализировать все три формы в комплексе:

  • Отчёт о прибылях и убытках (P&L ) — в этой форме мы видим финансовый результат по предприятию, (он может быть помесячный, поквартальный, годовой)
  • Баланс (Balance Sheet) — срез по финансового состояния предприятия на конец каждого отчетного периода (месяц, квартал, год). То есть кому и сколько мы должны, кто и сколько должен нам, какие у нас остатки денежных средств и различных материальных активов.
  • Отчёт о движении денежных средств (Cash Flow) — движение денежных средств. С помощью этого отчета определяем объем финансовых потоков, а так же существующие и потенциально возможные кассовые разрывы.

Чтобы этот анализ был полезным, используем финансовые коэффициенты. Они позволяют не только смотреть на динамику внутри компании, но и сравнивать себя с отраслью.

Шаг 1. Рентабельность (Profitability ratios)

Рентабельность показывает нам эффективность использования компанией своих денежных средств. Чем выше рентабельность тем больше получает компания с каждого вложенного рубля, доллара, евро.

1.1 Валовая маржа — Gross Profit Margin

Формула:

-2

Откуда брать: Отчет о прибылях и убытках (P&L) две верхние строки отчета.

Ориентиры:

-3

1.2 Чистая рентабельность продаж — Net Profit Margin

Формула:

-4

Откуда брать: Отчет о прибылях и убытках (P&L). Первая строка отчета (Объем продаж) и последняя строка отчета (Чистая прибыль).

Ориентиры:

-5

Рекомендации

Если рассчитанные вами показатели находятся не ниже указанных ориентиров, то значит ваш бизнес достаточно эффективен. Если же рассчитанный показатель находится ниже, то это означает, что необходимо либо повышать цену продаж, ибо уменьшать себестоимость продукции. Поднять цену как правило вряд ли получится, а с себестоимость можно и нужно постоянно работать. То есть анализировать цены на входящие материалы и комплектующие, оптимизировать бизнес-процессы внутри предприятия, логистику и т.д.

Кроме того, если ваши показатели сильно выше указанного коридора: проверьте - возможно у вас были какие-то разовые, не типичные для вашего бизнеса продажи.

Продолжение следует

Приглашаю вас на свой сайт, где вы сможете не только прочитать эту статью (кстати в статье на сайте указаны источники данных по значениям показателей), но и найдете много полезной информации по управленческому учету без воды, а также различные электронные таблицы, для удобства вашей работы.