С декабря 2025 года российский авторынок ждет настоящая перезагрузка. Повышение утильсбора в первую очередь затронет машины мощнее 160 л. с. Разбираем, какие бренды пострадают сильнее всего — от кроссоверов до бизнес-седанов, и как покупателям адаптироваться к новым реалиям. В зоне наибольшего риска оказались бренды, которые считались беспроигрышным выбором.
С декабря 2025 года владельцы мощных иномарок могут ощутить себя владельцами раритетов. Государство вводит новую формулу расчета утилизационного сбора, где главным критерием станет мощность двигателя. Льготы останутся только для скромных агрегатов до 160 л.с. Для остальных — многомиллионные доплаты. Этот шаг выборочно бьет по самым популярным маркам, и мы выяснили, кто возглавит хит-парад аутсайдеров.
Топ-5 брендов, которые пострадают сильнее всех
Эксперты единодушны: новый утильсбор не просто изменит цены, он перекроет кислород целым брендам на российском рынке. Вот пятерка тех, кого ждут самые серьезные потери.
1. Toyota: крах «серого» императора
Бесспорный «лидер» антирейтинга. Философия бренда — надежность и мощь — теперь сыграет против него. Подавляющее большинство моделей, ввозимых по параллельным каналам, оснащены моторами мощнее 170 л.с.
Land Cruiser 300 и Prado: Их культовый статус не спасет от экономики. Утильсбор в 3-4 миллиона рублей перечеркнет всю выгоду от покупки.
RAV4 и Camry: Эти бестселлеры часто выбирали с двигателями 2.5 литра (около 180-200 л.с.). Теперь их цена на «сером» рынке сравняется со стоимостью в официальных салонах, ассортимент которых ограничен.
Вердикт: После распродажи текущих запасов Toyota может надолго покинуть топы продаж, уступив место более «скромным» конкурентам.
2. Lexus: премиум под ударом
Премиальный суббренд Toyota разделит его участь. Мощные двигатели — неотъемлемая часть ДНК марки, что станет ее главной проблемой.
Lexus RX 350 и LX 600: Их моторы мощностью 250-400 л.с. станут предметом роскоши даже для состоятельных покупателей. Доплата в 3–4 миллиона рублей за утилизацию — серьезный аргумент в пользу поиска альтернативы среди европейских брендов, у которых есть «безопасные» версии.
Вердикт: Доля Lexus на рынке существенно сократится, а сами автомобили станут еще более эксклюзивными.
3. BMW: прощание с «удовольствием от вождения»
Немецкий бренд, чья философия — «удовольствие от вождения», сильно просядет на рынке альтернативного импорта. Баварские автомобили с моторами от 250 л.с. станут значительно дороже.
BMW X5, X6, 5-й и 7-й серии: Именно эти модели составляют костяк «серого» импорта. Новый сбор добавит к их цене от 1.5 до 3 миллионов рублей.
Исключением могут стать лишь младшие модели вроде BMW X1 с двигателем 1.5 (140 л.с.), на которые уже сейчас наблюдается ажиотажный спрос и которые станут главными хитами бренда.
Вердикт: Бренд сохранит присутствие, но сместится в нишу более доступных и маломощных моделей.
4. Land Rover: британская мощь в тисках сборов
Британские внедорожники, чья мощь является ключевым преимуществом, могут стать эксклюзивными.
Range Rover Sport и Discovery: Высокий утильсбор в 3–4 млн рублей существенно сократит их присутствие на российских дорогах. Экономика ввоза этих автомобилей будет одной из самых невыгодных.
Вердикт: Land Rover рискует превратиться в экзотику, которую будут ввозить в единичных экземплярах.
5. Infiniti и мощные внедорожники Nissan
Японский премиум-бренд Infiniti, а также флагманские модели Nissan (например, Patrol) также попадают под раздачу. Их мощные двигатели и относительно невысокие цены на вторичном рынке были главным козырем, который теперь будет нивелирован утильсбором.
Стратегия для автовладельцев: ловить волну или выходить из игры?
Основной поток покупок сместится в сторону более доступных и «безопасных» с фискальной точки зрения моделей. На первый план для покупателей выйдут не только характеристики автомобиля, но и долгосрочная экономика его владения в новых реалиях.
Сложившаяся ситуация ставит владельцев мощных иномарок перед стратегическим выбором. С одной стороны, на фоне ажиотажа и будущего дефицита цена на их автомобиль может достичь пика. С другой — после декабря 2025 года долгосрочные перспективы меняются: спрос может надолго остыть, а стоимость обслуживания и ремонта (из-за удорожания запчастей) — продолжить рост.
Ключевой вопрос: как извлечь выгоду из текущего момента и минимизировать риски?
Главное в такой ситуации — скорость и надежность. Классическая продажа через частные объявления сейчас сопряжена с рисками и может затянуться, лишив вас выгодной возможности.
В условиях рыночной нестабильности особенно ценятся решения, которые позволяют быстро оценить автомобиль онлайн, зафиксировать цену и получить деньги в день обращения. Например, с помощью сервиса CarPrice можно получить точную онлайн-оценку всего за несколько минут и провести сделку максимально быстро. Такой подход дает финансовую мобильность, позволяя сразу направить средства на покупку автомобиля, который не пострадает от новых правил.
Частые вопросы
1. Стоит ли сейчас покупать мощный автомобиль с большей скидкой, пока дилеры распродают остатки?
Это палка о двух концах. С одной стороны, краткосрочные выгоды могут быть привлекательными. С другой — вы приобретаете актив, который в среднесрочной перспективе будет стремительно терять в ликвидности и дорожать в обслуживании. Такую покупку стоит рассматривать только как осознанный выбор с готовностью к высоким затратам на владение в будущем.
2. Как нововведения отразятся на стоимости владения автомобилями, которые уже зарегистрированы в России?
Прямого влияния на растаможенные автомобили нет, но косвенные последствия будут значительными. Уже прогнозируется рост цен на оригинальные запчасти (на 15-25%) и увеличение страховых выплат, что неизбежно скажется на стоимости ОСАГО и КАСКО. Дороговизна обслуживания станет новым фактором при выборе подержанного авто.
3. Может ли это спровоцировать волну переоборудования автомобилей — например, установку газового оборудования для снижения налогов?
Теоретически — да, но на практике это сложнореализуемо. Мощность двигателя остается прежней, а значит, она продолжит учитываться при расчете утильсбора. Что касается транспортного налога, то его доля в совокупных расходах не столь значительна, чтобы радикально менять конструкцию автомобиля.
4. Увеличится ли спрос на автомобили с пробегом, ввезенные до 2025 года?
Безусловно. Уже ввозимые и растаможенные автомобили получат премию к стоимости, поскольку станут фактически «законсервированным» активом. Особенно это коснется хорошо сохранившихся экземпляров с полной сервисной историей — они превратятся в своего рода «синие фишки» авторынка.
5. Могут ли производители начать специально для России выпускать версии популярных моделей с пониженной мощностью?
Это один из вероятных сценариев, особенно для корейских и китайских брендов. Уже есть прецеденты — например, некоторые модели в отдельных странах выпускаются с двигателями разной мощности. Технически это реализуемо, а экономически может стать выгоднее, чем терять целый рыночный сегмент.
Что еще почитать по теме:
Чтобы лучше разобраться в грядущих изменениях, рекомендуем наши другие материалы:
Дисклеймер: мнение редакции может не совпадать с вашим. Все рекомендации носят ознакомительный характер.