Найти в Дзене
О чем кричит редактор

Что препятствует проявлению таланта? (личная заметка)

Я чувствую талант в другом ‒ это моя сверхсила. Талант, словно искра божья в человеке. Это моя всегдашняя боль: видеть талант, которому человек не даёт пробиться на свет. Или бесполезный талант, например, может человек красиво писать и складывать историю, но вложить ему нечего в это. Ничто меня так не выворачивает из себя, как запертый в человеке талант. Всю жизнь я среди творческих людей самых разных сфер, всю жизнь я наблюдаю и участвую в раскопках талантов. У меня опыт спасательных операций, реанимации и прощания. Да-да, прощания ‒ и такое бывает. Как-то указала человеку, что ему в путешественники надо. Он пошел и стал счастливым человеком: ходил по горам и писал картины. Но в нем был внутренний конфликт между «быть свободным и быть ответственным», поэтому он вернулся, чтобы родители его были спокойны, и стал жить правильной жизнью, сгорбился, растерял интерес ко всему, зато зарабатывал стабильно. У меня есть и другая история о прощании с талантом, только уже у музыканта. Но во всяк

Я чувствую талант в другом ‒ это моя сверхсила. Талант, словно искра божья в человеке. Это моя всегдашняя боль: видеть талант, которому человек не даёт пробиться на свет. Или бесполезный талант, например, может человек красиво писать и складывать историю, но вложить ему нечего в это.

Ничто меня так не выворачивает из себя, как запертый в человеке талант. Всю жизнь я среди творческих людей самых разных сфер, всю жизнь я наблюдаю и участвую в раскопках талантов. У меня опыт спасательных операций, реанимации и прощания. Да-да, прощания ‒ и такое бывает.

Как-то указала человеку, что ему в путешественники надо. Он пошел и стал счастливым человеком: ходил по горам и писал картины. Но в нем был внутренний конфликт между «быть свободным и быть ответственным», поэтому он вернулся, чтобы родители его были спокойны, и стал жить правильной жизнью, сгорбился, растерял интерес ко всему, зато зарабатывал стабильно. У меня есть и другая история о прощании с талантом, только уже у музыканта. Но во всяком случае они выбрали это сами, главное, что выбор был.

Прощаться несложно, хотя и очень больно. А вот еле пошевелить лапками, чтобы талант проявился ‒ не так эпично, но куда как ужаснее. Я наблюдаю, как люди учатся творчеству, ходят на курсы и тренируются ежедневно, что дает иллюзию мощного высвобождения таланта. Столько сил и времени тратится, значит, куда-то люди движутся. Но это неправда, точнее, небольшая часть правды.

Когда я говорю о том, что людям мешает: отсутствие вдохновения, стремление к оригинальности, уязвленное эго, путаница с мотивами, вера в себя, жажда общности, ограниченность сознания коллективными догмами, стабильность психики, отсутствие интереса к жизни-как-она-есть, отказ от добычи знания, ‒ где каждый из перечисленных пунктов план-схема по спасению таланта, я испытываю отчаяние. Потому что это очень и очень серьезные препятствия, они про личность, про ее развитие, а это не моя сфера, люди ‒ не моя сфера. А талант ‒ моя. Поэтому я всегда в раздрае.

Я не могу научить людей мыслить оригинально или поработать с разбухшим ноющим эго (бич творческих людей), я не могу заставить людей переосмыслить мотивы творчества (а это очень сильно мешает им работать над текстом, вы даже не представляете насколько мотивы творчества влияют на результат и на процесс) и т.д. Но как же часто именно такие вещи мешают человеку увидеть свой уровень, свой текст, его технику и/или содержание. Я не трогаю содержание ‒ это личностное, я как редактор не имею право лезть туда, я трогаю строго технику текста, но прекрасно вижу ограниченность своего влияния и вижу, как мешает на самом деле личностное.

Легко продать поглаживание творческому человеку: мотивирующую книгу, пост, поддержку на курсе. Но поглаживание работает словно быстрые углеводы: силы появляются, а сути нет. Еще оно работает при очевидном и несомненном таланте, хотя зачастую в итоге губит его. Потому что творчество про другое, это медленные, сложные процессы вызревания личностного и надличностного, и внеличностного, трансформации в иную форму.

Все, что я выше перечислила в качестве препятствий к развитию таланта, разбивается неприятным процессом роста. Неприятным ‒ потому что рост про конфликт, про борьбу, про выбор, про страх. Знаете, у меня под грудью татуировка «муза», потому что на моем счету много вдохновленных на творческие свершения. Меня смешит, когда муз представляют в виде поддерживающих и нежных крылатых созданий. Музы доводят до исступления, ставят перед выбором, вызывают страсть, причиняют боль, требуют и заставляют, до них надо тянуться, а потом стать счастливым, получив одобрение. Где-то в этом хаосе случается освободиться от внутренних препятствий, где-то здесь высвобождается талант в полной мере. Какой кошмар.

__________________

Анна Гутиева