Найти в Дзене
Чёрные коты

🚀 Школа 2025-2026: Что ждет начальное образование? Обзор главных изменений

✏️ С 1 сентября 2025 года вступил в силу важные приказы Минпросвещения, которые внесут коррективы в работу учителей и школьную жизнь детей. Давайте разберемся, что нового ждет начальную школу! Основой всего становится Федеральная образовательная программа начального общего образования (ФОП НОО). Представьте ее как подробную «дорожную карту» для учителя 🗺️. Ее главная цель — создать единое образовательное пространство по всей России, чтобы ребенок, переезжая из города в город, мог без проблем продолжить обучение. Что это значит на практике? Русский язык и Литературное чтение 📖 Окружающий мир 🌍 Технология (Труд) 🔨 Физическая культура 🏃‍♂️ Также убраны упоминания о «гендерных особенностях» (теперь «пол») и некоторые международные контексты (например, «чемпионаты мира»). Важные ограничения: Например, в 1 классе — не более 1 часа, а в 4-м — до 2 часов. Отдельно ограничено время работы за компьютером 🖥️ (от 20 до 25 минут). Каникулы-2025/2026 🗓️
Рекомендованные даты для обучения
Оглавление

✏️ С 1 сентября 2025 года вступил в силу важные приказы Минпросвещения, которые внесут коррективы в работу учителей и школьную жизнь детей. Давайте разберемся, что нового ждет начальную школу!

📚 Главный документ: Единые федеральные программы

Основой всего становится Федеральная образовательная программа начального общего образования (ФОП НОО).

Представьте ее как подробную «дорожную карту» для учителя 🗺️.

Ее главная цель — создать единое образовательное пространство по всей России, чтобы ребенок, переезжая из города в город, мог без проблем продолжить обучение.

Что это значит на практике?

  • Четкость и определенность: Учителя получают конкретные ориентиры по содержанию уроков.
  • Упрощение планирования: Появились готовые варианты поурочного планирования для популярных учебников.
  • Прозрачность контроля: Во все программы добавлены кодификаторы — подробные списки тем и требований, которые проверяются на ВПР и других контрольных.

✍️ Что поменялось в конкретных предметах?

Русский язык и Литературное чтение 📖

  • Учителям предложили два пути: использовать готовое планирование для учебников Канакиной/Горецкого (русский язык) и Климановой/Горецкого (литература) ИЛИ создавать свое, что сохраняет пространство для творчества!
  • Литературное чтение в некоторых классах теперь рекомендуется изучать по 3 часа в неделю (102 часа в год), что подчеркивает его важность для развития речи и кругозора.

Окружающий мир 🌍

  • Также добавлены варианты планирования для учебника Плешакова и для самостоятельного конструирования.
  • Усилена практическая направленность: больше опытов, наблюдений и проектов.

Технология (Труд) 🔨

  • В программе произошла терминологическая замена: слово «толерантность» повсеместно заменено на «уважение».
  • Добавлено подробное поурочное планирование по классам.

Физическая культура 🏃‍♂️

  • Изменено распределение часов: В 1 классе при 5-дневной неделе теперь 3 часа физкультуры вместо 2-х.
  • Скорректировано содержание: Исключены модули «Гольф» и «Чир спорт», а в модуле «Коньки» внесены правки.

Также убраны упоминания о «гендерных особенностях» (теперь «пол») и некоторые международные контексты (например, «чемпионаты мира»).

📊 Контроль, нагрузки и каникулы: Заботимся о здоровье детей

Важные ограничения:

  • Контрольные работы: Их количество не должно превышать 10% от учебного времени, а длительность — 1 урок (45 минут).
  • Домашние задания: Четко регламентированы по времени.

Например, в 1 классе — не более 1 часа, а в 4-м — до 2 часов.

Отдельно ограничено время работы за компьютером 🖥️ (от 20 до 25 минут).

Каникулы-2025/2026 🗓️
Рекомендованные даты для обучения по четвертям:

  • Осенние: 25.10 – 02.11.2025
  • Зимние: 31.12.2025 – 11.01.2026 🎄
  • Весенние: 28.03 – 05.04.2026
  • Летние: с 27.05.2026
  • Дополнительные для первоклассников: 16.02 – 22.02.2026 (очень важная мера для профилактики переутомления!)

💖 Особое внимание — первоклассникам!

Минпросвещение выпустило отдельные методические рекомендации по адаптации первоклашек.

Главная цель — мягкое вхождение в школьную жизнь без стресса.

Что предусмотрено в сентябре-октябре?

  • Ступенчатый режим: Всего 3 урока в день по 35 минут.
  • Динамическая пауза: Целых 40 минут на игры и движение в середине дня.
  • Облегченная неделя: В среду или четверг учебный день должен быть менее напряженным.
  • Без оценок и домашних заданий! Результаты детей оцениваются только словесно.

Советы учителям:

  • Создавайте благоприятный психологический климат в классе.
  • Используйте нестандартные формы уроков: экскурсии, прогулки, наблюдения.
  • Налаживайте тесный контакт с родителями.

⚠️ Пилотный проект: Оценка поведения

Это одно из самых обсуждаемых нововведений!

С 1 сентября 2025 года в 23 школах Ленинградской области и других регионов стартует апробация системы оценки поведения.

Какими могут быть оценки? Рассматриваются три варианта:

  1. По пятибалльной шкале (как за предметы).
  2. По трехбалльной: «неудовлетворительное», «удовлетворительное», «образцовое».
  3. Система «зачет/незачет».

Также возможны письменные характеристики, где учитель отметит как успехи, так и проблемы.

Для старшеклассников могут учитывать участие в волонтерстве.

Результаты пилота обсудят с общественностью, а с 2026 года систему могут внедрить по всей стране.

💡 Главный тренд: От учебы «для галочки» — к учебе «для жизни»

Все изменения ведут к одной цели: сделать обучение осмысленным и практичным.

Уходят в прошлое приоритеты на простое заучивание.

Вместо этого — развитие критического мышления, коммуникации и умения решать реальные задачи.

Учителям рекомендуется чаще использовать:

  • Опыты и моделирование 🔬
  • Логические задачи и дискуссии
  • Индивидуальный подход к каждому ребенку

❓ Дискуссионные вопросы

  1. Как вы относитесь к введению официальной оценки поведения? Не приведет ли это к субъективизму и излишнему давлению на ребенка?
  2. Готовы ли школы, особенно в малых городах, к увеличению часов физкультуры в 1-х классах с точки зрения материально-технической базы (спортзалы, инвентарь)?
  3. Что, на ваш взгляд, эффективнее: готовое поурочное планирование из ФОП или свобода для учителя в его составлении? Не приведет ли единая программа к сокращению педагогического творчества?
  4. Достаточно ли мер, предусмотренных для адаптации первоклассников, чтобы снизить стресс от начала школьного обучения?

📚 Список источников и полезных ссылок

  1. Приказ Минпросвещения России от 09.10.2024 № 704 (основные изменения в программах). -http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202502120007
  2. Приказ Минпросвещения России от 18.06.2025 № 467 (изменения в ФГОС). -https://ermolkinosooch.02edu.ru/upload/medialibrary/f42/zc8vmk1f5ishnk7zgjw5je8yymaekuh1/0001202507170012.pdf
  3. Федеральная образовательная программа НОО (ФОП НОО). -https://static.edsoo.ru/projects/fop/index.html#/sections/1
  4. Письмо Минпросвещения России от 05.08.2025 № ОК-2142/03 -(рекомендации по каникулам). https://pravo.ppt.ru/pismo/minprosveshcheniya-rossii/n-ok-2142-03-317341
  5. Методические рекомендации по адаптации первоклассников (Письмо Минпросвещения от 01.07.2025 № 03-1326). - https://minobr.nso.ru/sites/minobr.nso.ru/wodby_files/files/wiki/2025/05/36_pismo_minprosveshcheniya_rossii_ot_01.07.2025_n_03-1326.pdf?ysclid=mhuwfm0wdf860378344