Добрый день, уважаемые подписчики и гости моего канала!
Сегодня день рождения Астрид Линдгрен - шведской писательницы, автора детских книг, которые знают и любят во всем мире.
Наверное, у каждого из нас есть свои любимые произведения Линдгрен. Мои фавориты - истории о Мадикен и детях из Бюллербю. Эти книги стали первыми из обширного списка ее произведений, что я прочитала. И до сих пор они мне нравятся больше всего. Скорее всего, потому, что попали мне в руки в нужное время. Я как раз была ровесницей героев (возможно, чуть старше), поэтому эти истории тогда очень перекликались с моим внутренним миром.
Я не покривлю душой, если скажу, что Астрид Линдгрен - моя любимая детская писательница. Нет, конечно, у меня много любимых писательниц, но она, пожалуй, самая любимая 😊
Даже не могу выразить словами, что меня привлекает в ее книгах. Они забавные, но в то же время серьезные, простые и одновременно сложные. Они лишены мимимишности, которой изобилует современная литература.
Астрид Линдгрен не стеснялась говорить о смерти и нищете, болезнях и голоде, социальном расслоении общества, конфликтах детей с детьми и детей с родителями. Ее произведения не оторваны от реальности. И все равно они добрые, уютные и родные. От них исходит свет и тепло.
А в день рождения любимой писательницы я хочу показать книгу, написанную не ею, а о ней.
Называется книга "Детство Астрид". Авторы - Кристина Бьорк и Эва Эриксон.
Эва Эриксон проиллюстрировала издание, однако я соглашусь, что она также является и автором. По той причине, что иллюстрации здесь не просто дополнение текста, но и полноправные нарративные элементы повествования.
Из названия понятно, что книга посвящена детским годам Астрид Линдгрен. Годам, когда началось ее становление как автора (хотя сама она об этом еще не догадывалась). Постепенно, планомерно, но очень и очень уверенно.
Я убеждена, что литературный талант рождается вместе с человеком. Писательские навыки можно развивать и совершенствовать в течение жизни, но чтобы стать Астрид Линдгрен, нужно родиться Астрид Линдгрен. Есть что-то такое в талантливых людях, чего нет в простых обывателях. И это дано им с рождения.
Помню, когда я читала автобиографию Агаты Кристи, то поражалась ее бурной фантазии. Нет, мы все в детстве фантазировали, но чтобы ТАК! Целые вымышленные семьи и даже миры существовали в воображении 5-летней девочки! Иногда она днями напролет пропадала в своем выдуманном мире. Со стороны это выглядело странно и, наверное, даже пугающе, но Агате было вполне комфортно в своих грезах 🙃
Так же и с Астрид Линдгрен. Мы знаем, что очень многое она перенесла в свои произведения из детского опыта. Я читала об этом урывками в разных источниках. Книга "Детство Астрид" помогла систематизировать информацию в моей голове.
Книга написана для детей, поэтому информация преподнесена в довольно урезанном виде. Но она обильно сдобрена рисунками и фотографиями из семейного архива писательницы, поэтому воспринимается комфортно и легко. И даже небольшого количества текста хватает, чтобы проследить биографию Астрид с рождения до смерти.
Астрид Анна Эмилия Эрикссон (в замужестве Линдгрен) родилась 14 ноября 1907 года в шведском городке Виммербю (провинция Смоланд) на хуторе Нэс.
Всего в семье было четверо детей. Старший брат и младшие сестры составляли компанию Астрид в играх, в которые они играли с утра и до ночи.
Семья жила в частном доме сельского типа. Во дворе было несколько хозяйственных построек и огромный хлев. Участок Эрикссонов находился на самой окраине города: вокруг были поля и луга, лес. Часто всем семейством они выезжали к озеру, откуда плавали на лодке к небольшому лесному острову.
Стоит ли говорить, что места для игр детей хватало!
"Мы играли, играли без конца, удивительно, что не заигрались до смерти! Мы, как обезьяны, лазали по деревьям и крышам, прыгали со штабелей досок и стогов сена до того, что начинало ныть в животе, ползали в выдуманных опасных подземных ходах - в больших кучах опилок, плавали, еще не научившись плавать. Но все четверо выжили."
Перевод Н. Белякова, цитируется по книге "Самуэль Август и Севедстропа и Ханна из Хюльта".
Родители не ругали и не одергивали детей. Они воспитывали их богобоязненными и послушными, как было принято в то время, но в играх предоставляли им полную свободу.
Дети росли в семье, где все любили друг друга, любили соседей, любили животных, любили природу, любили родные места. Писательница не раз вспоминала, что счастливым ее детство делала именно семья, а также надежность и свобода.
А потом в ее жизнь пришли книги.
"У меня была колоссальная ненасытная жажда чтения. Странно, что я до смерти не зачиталась, дорвавшись до книг" - рассказывала Астрид.
Фрагмент книги "Детство Астрид", К. Бьорк, Э. Эриксон.
И такое страстное увлечение книгами, бесспорно, стало основной причиной того, что впоследствии Астрид Линдгрен стала писательницей. Она с ранних лет читала сказочные истории младшим сестрам, часто придумывала новые сюжеты. В школе учителя зачитывали ее сочинения перед классом, а одно из них даже было опубликовано в местной газете.
Так постепенно развивался ее писательский талант...
Я не вижу смысла пересказывать все содержание книги. Уверена, что поклонники писательницы прочтут ее с интересом. Или уже прочитали 😉
Мне, например, было очень интересно узнать о прототипе книжной Мадикен - подружке Астрид Анн-Мари (по прозвищу Мадикен), с которой они дружили с 7 лет и до смерти Анн-Мари.
Также было интересно узнать о том, какие моменты из детства писательница перенесла в свои произведения. Они даны в виде сносок после каждой главы.
И конечно, самую большую ценность для меня представляют фотографии из семейного архива Астрид Линдгрен. Удивительно, что для того времени их довольно много.
Мы видим Астрид в младенчестве, в раннем детстве, подростком, в юности.
Видим ее дома, в школе, в училище, на вечеринке по случаю 17-летия Мадикен.
Видим ее родителей, брата и сестер, работников, одноклассников, учителей. Даже дома и окрестности видим на фотографиях! Поразительно, если учесть, что фотографирование в начале 20 века было довольно трудоемким занятием.
Основная часть книги посвящена детским годам Астрид Линдгрен.
Став подростком, Астрид обнаружила, что больше не может играть, как прежде. Она чувствует себя глупо, притворяясь Дианой Барри из книги "Аня из Зеленых Мезонинов". Открытие поразило ее. Вот что она рассказывает: "Мои подростковые годы были безжизненными и бесцветными, я часто пребывала в унынии. Кроме того, как и большинство подростков, я считала себя некрасивой и не могла ни в кого влюбиться, хотя кругом все влюблялись".
Фрагмент книги "Детство Астрид", К. Бьорк, Э. Эриксон.
Взросление и зрелые годы описаны сжато (но емко) на двух разворотах. В конце книги дана хронология основных событий из жизни писательницы, библиография, вкратце описана судьба ее брата и сестер.
Также есть информация для тех, кто собирается поехать в места, где прошло детство Астрид. Написано интересно, но мои глаза все время спотыкались о названия шведских населенных пунктов. Сразу вспомнила мемы из интернета о названиях товаров из Икеи 😂 Вроде этого:
"Однажды один редактор одного мужского журнала читал вслух названия товаров из каталога «Икеи» и вызвал дьявола".
И фотографии объектов и домов не подписаны. Приходится долго разбираться, например, типография это или редакция газеты, дом пастора или дом Мадикен и т. д.
Могила Астрид Линдгрен находится здесь же, на кладбище Виммербю. Рядом могилы ее близких людей и подруги Мадикен.
Я удивлена, как две женщины пронесли дружбу через годы и десятилетия. Вместе росли, учились, взрослели и старились. И даже после смерти не расстались.
А еще говорят, что женской дружбы не бывает...
Мне остается добавить, что эта книга была написана в сотрудничестве с родными, близкими и земляками Астрид Линдгрен. Авторов консультировала дочь писательницы и дочь Мадикен, а также ее внук и люди, живущие в Виммербю и интересующиеся феноменом Астрид Линдгрен.
На русский язык книгу перевела Ксения Коваленко.
У меня есть еще одна книга, посвященная писательнице, но о ней я расскажу как-нибудь в другой раз 😊
Спасибо за внимание! Если вам было интересно, поставьте, пожалуйста, пальчик вверх 👍 Желаю хорошего дня!