Найти в Дзене

Могилы знаменитостей: Арно Бабаджанян. Тридцать лет вопреки диагнозу. Композитор, который стал саундтреком целой страны

Оглавление

Сегодня мы вспоминаем Арно Бабаджаняна - человека, чьи мелодии стали саундтреком целой эпохи, композитора, который мог бы остаться просто "автором тех самых песен", но стал явлением в мировой музыке.

Представьте себе мальчика, который родился в день национального траура. Судьба будто с самого начала подкинула ему испытание - появиться на свет 21 января 1921-го, когда вся страна прощалась с Лениным. Отец, прагматичный учитель математики, в метрике указал другую дату - 22 января. Так началась жизнь, в которой реальность часто подстраивалась под обстоятельства, но музыка всегда оставалась единственной и непоколебимой правдой.

Не просто вундеркинд: как все начиналось

В Ереване начала 20-х годов в семье преподавателей родился мальчик, которому было суждено перевернуть представление о советской музыке. Его отец, Арутюн Яковлевич, виртуозно игравший на армянских народных инструментах, и мать, Арцвик Иосифовна, учительница литературы, создали ту питательную среду, в которой талант Арно расцвел буйным цветом.

Арно Бабаджанян с родителями
Арно Бабаджанян с родителями

Уже в три года малыш уверенно играл на старой домашней фисгармонии. А в 1926-м произошла судьбоносная встреча - пятилетнего Арно услышал сам Арам Хачатурян. Маэстро сразу разглядел в ребенке не просто способности, а будущее армянской музыки и настоятельно рекомендовал родителям отдать сына в специальную музыкальную школу.

Что чувствовали родители, глядя на девятилетнего сына, сочинившего "Пионерский марш"? Гордость? Тревогу? Вряд ли они тогда понимали, что этот марш - лишь первая ступень к мировой славе.

Уже в двенадцать лет Арно получает первый приз на конкурсе молодых музыкантов, виртуозно исполнив Бетховена и Мендельсона. А в 1938-м он смело едет покорять Москву и поступает сразу на последний курс музыкального училища имени Гнесиных. Представьте: юноша из Еревана, который поражает даже столичных мэтров!

Между двумя мирами: классика и эстрада

После войны Бабаджанян возвращается в Ереван и с 1950 по 1956 годы преподает в консерватории. Но Москва уже не отпускала его - в 1956-м он окончательно перебирается в столицу .

И здесь происходит удивительное превращение: композитор, написавший к тому времени серьезные академические произведения, вдруг обращается к эстраде. И делает это так блестяще, что его песни начинает петь вся страна.

Основные произведения Арно Бабаджаняна
Основные произведения Арно Бабаджаняна

Бабаджанян не просто писал музыку - он чувствовал время. В конце 50-х, когда в Москву пришла мода на джинсы и джаз, он стал первым советским композитором, написавшим песню в ритме твиста. И это в то время, когда власти с подозрением относились к любым "западным веяниям"! Его "Королева красоты", написанная после участия в одном из первых в СССР конкурсов красоты в Ереване, стала настоящим гражданским поступком.

Триумвират: Бабаджанян, Рождественский, Магомаев

1964-й стал поворотным в биографии композитора. Образовалось творческое трио, которое сегодня назвали бы супергруппой: Арно Бабаджанян, поэт Роберт Рождественский и певец Муслим Магомаев. Их сотрудничество было удивительно плодотворным: песни, созданные ими, мгновенно становились хитами, звучали по радио, их пели в каждом дворе.

Арно Бабаджанян и Муслим Магомаев
Арно Бабаджанян и Муслим Магомаев

Магомаев вспоминал: "Мы встретились с ним так, словно знали друг друга давно... У Арно был редкий дар - он умудрялся, услышав популярную тему и взяв какие-то стилистические элементы, переплавить в золото собственной мелодии".

Именно в этом союзе родились "Свадьба", "Благодарю тебя", "Позови меня", "Загадай желание" - песни, которые и сегодня трогают сердца . Каждая пластинка расходилась миллионными тиражами, а концерты проходили с неизменными аншлагами.

Арно Бабаджанян в фильме "Женщина, которая поёт"
Арно Бабаджанян в фильме "Женщина, которая поёт"

Личная жизнь: одна любовь на всю жизнь

За внешностью серьезного, даже несколько сурового мужчины с крупными чертами лица, которые он со временем научился воспринимать с иронией, скрывался человек с огромным и верным сердцем.

Со своей будущей женой Терезой Оганесян Арно познакомился в 1945-м после своего концерта в Доме культуры Армении. Студентка Московской консерватории подошла к нему и восторженно сказала, что он играл как Бог. Этой девушке было суждено стать его музой и ангелом-хранителем.

Арно Бабаджанян с женой и сыном
Арно Бабаджанян с женой и сыном

Талантливая пианистка, которой пророчили большое будущее, Тереза пожертвовала собственной карьерой и всецело посвятила себя мужу. В 1953-м у них родился сын Ара, который продолжит музыкальную династию .

Именно Терезе мы обязаны появлением уникального дуэта Бабаджанян-Магомаев. Это она, увидев молодого певца по телевидению, предложила записать одну из песен мужа.

Тридцать лет вопреки диагнозу

В 1953-м, в самый расцвет творческих сил, Арно поставили страшный диагноз - рак крови. В то время эта болезнь считалась практически неизлечимой. Казалось бы, это конец, приговор. Но друзьям композитора удалось почти невозможное - организовать консультацию с выдающимся французским онкологом, который в то время находился в СССР.

"Самая любимая мелодия, та - которую я еще не создал", - говорил Арно Бабаджанян.
"Самая любимая мелодия, та - которую я еще не создал", - говорил Арно Бабаджанян.

Благодаря усилиям врачей и заботе Терезы композитор не просто победил болезнь - он прожил после этого еще тридцать лет . Представьте: каждый день в течение тридцати лет он просыпался с мыслью, что подаренное ему время нужно использовать по максимуму. И он использовал!

Осознавая всю серьезность своего заболевания, он оставался веселым, компанейским человеком, любящим шутки, смех, анекдоты, всевозможные розыгрыши. Его оптимизм был оружием против недуга.

Прощание с маэстро

В 1983-м болезнь вернулась. На этот раз организм, три десятилетия боровшийся с страшным недугом, сдался. Арно Бабаджанян ушел от нас 11 ноября 1983-го в Москве.

Арно Арутюнович Бабаджанян (1921–1983) похоронен в Ереване на Тохмахском кладбище
Арно Арутюнович Бабаджанян (1921–1983) похоронен в Ереване на Тохмахском кладбище

Его похоронили в Ереване, городе, который он безумно любил и который часто повторял, что в Ереване он живет, а в Москве - просто проживает.

После смерти маэстро Роберт Рождественский написал стихи к знаменитому "Ноктюрну" - произведению, которое Бабаджанян не хотел видеть с текстом. Эта лирическая композиция была посвящена Терезе Сократовне... Она пережила мужа на 7 лет.

Наследие, которое продолжает жить

Арно Бабаджанян был тем редким композитором, которого одинаково высоко ценили и в академической среде, и простые слушатели. Арам Хачатурян называл его великим симфонистом, а его "Героическую балладу" исполняли такие мастера, как Ростропович, Гилельс, Ойстрах .

Но главное наследие Бабаджаняна - это не список наград и званий, а те чувства, которые испытывают люди, слушая его музыку. Без его "Королевы красоты", "Лучшего города Земли", "Чертова колеса", "Свадьбы", "Ноктюрна" золотой век отечественного эстрадного искусства был бы попросту невозможен.

Памятник Арно Бабаджаняну — достопримечательность Еревана, установлена в память о выдающемся армянском советском композиторе
Памятник Арно Бабаджаняну — достопримечательность Еревана, установлена в память о выдающемся армянском советском композиторе

В 2003-м в центре Еревана был установлен выполненный в остросовременном стиле памятник композитору. Иосиф Кобзон, часто бывавший в Армении, говорил, что этот монумент "полностью передает эмоции и энергетику" Бабаджаняна.

Его музыка продолжает жить в каждом из нас. И пока мы помним эти мелодии, пока они находят отклик в наших сердцах, Арно Бабаджанян продолжает творить - уже через нас.

Если эта статья нашла отклик в вашей душе, подпишитесь на наш канал - мы продолжаем рассказывать о людях, составивших золотой фонд нашей культуры. Ваши лайки и репосты помогают сохранить память о великих. Отдельная благодарность тем, кто поддерживает наш проект донатами - именно вы помогаете нам находить уникальные материалы.