Бывают люди, о которых нельзя сказать однозначно. Не получится взять и разложить их жизнь по полочкам: вот тут – хорошо, а тут – плохо. Они как яркая, но сложная музыкальная композиция – с диссонансами, неожиданными кульминациями и щемящей тишиной в финале. Борис Моисеев был именно таким человеком. Артист, который одним своим появлением на сцене делил зал на восторженных поклонников и яростных критиков.
Сегодня я предлагаю отбросить сухие факты и попробовать понять путь этого невероятного человека. Путь, полный боли, триумфа, лжи и откровенности.
Начало пути: легенды и суровая правда детства
История Бориса Михайловича начиналась как детектив с элементами трагедии. Он сам тщательно вышивал канву своей биографии, создавая миф. Рождение в могилёвской колонии, мать-политзаключённая, интеллигентка, прошедшая через ужасы войны, таинственный отец-надзиратель… Это была готовая основа для образа «дитЯ порока», рожденного в неволе. Борис рассказывал, что мать, мечтавшая о дочке, наряжала его в платьица, и эта деталь идеально ложилась в создаваемую им легенду.
Грустная правда открылась много позже, уже после его ухода. Его брат рассказал иную историю: никакой тюрьмы, мать – простая работница завода, отец – сосед, не интересовавшийся сыном. Та самая история с убийством матери глухонемым соседом, воспетая в «Глухонемой любви», тоже оказалась вымыслом. Женщина умерла от гангрены, а Борис в тот момент был на гастролях.
Что это было? Патологическая ложь или гениальный пиар-ход до рождения самого понятия «пиар»? Я склоняюсь ко второму. Моисеев интуитивно создавал себе трагический, изломанный образ, который станет его визитной карточкой. Он брал грубую ткань реальности и перешивал ее в роскошный, пусть и местами потрепанный, сценический костюм. Его детство, даже без тюремных решеток, было непростым: бедность, отсутствие отца, жизнь с матерью, у которой на руках было трое сыновей. Танцы в местном Доме культуры стали для замкнутого мальчика не просто увлечением, а спасением, способом вырваться из серой действительности.
Танцуют все! Взлёт хореографа и встреча с Пугачёвой
Его талант был очевиден. Минское хореографическое училище, классическая школа у балерины Нины Млодзинской – вот прочный фундамент, на котором Борис выстроил свою карьеру. Он не был самоучкой, он был профессионалом высшей пробы. Харьковский оперный театр, Каунас, оркестр «Тримитас» – везде он прошел путь от артиста кордебалета до постановщика.
Но душа требовала другого. Классика становилась для него тесна. Так родилось трио «Экспрессия» – тот самый творческий сплав, где его харизма дополнялась красотой двух танцовщиц. И вот тут случилась судьбоносная встреча – Алла Пугачёва. Она, как королева-пчела, чуяла таланты за версту. Увидев «Экспрессию» в юрмальском варьете, Примадонна без раздумий пригласила их в Москву. Это был билет в большую жизнь.
Я считаю, что роль Аллы Борисовны в его судьбе невозможно переоценить. Она была не просто спонсором или покровителем. Она стала тем трамплином, который позволил гению Моисеева раскрыться в полную силу. (Стоит учитывать в какое время все это происходило). Гастроли с ней, с Орбакайте, с Пресняковым закалили его и дали бесценный опыт. А в 1987-м трио, окрыленное успехом, отправилось в самостоятельное плавание, покорив затем клубы Европы и Америки. Борис даже работал хореографом в Новом Орлеане – факт, говорящий сам за себя.
Эпатаж и откровенность: «Голубая луна» и звание «первого», сами знаете кого, российской эстрады
Возвращение в Россию начала 90-х стало точкой отсчета новой эпохи – эпохи певца Бориса Моисеева. Спектакль «Боря М + Бони M» был громким заявлением. А потом он запел. И именно здесь началось самое интересное.
Его признание в «Аргументах и фактах» в 1991-м был поступком, на который не решались тогда ни политики, ни артисты. В обществе, лишь недавно вышедшем из-под гнета советской морали, это был взрыв бомбы. Моисеев сделал свою ориентацию частью сценического образа. Спектакли «Дитя порока» и «Падший ангел» были шокирующими, откровенными, провокационными. А дуэт с Николаем Трубачом на песню «Голубая луна» и вовсе стал неофициальным гимном целого поколения.
Но тут мы подходим к сложному моменту. Был ли этот образ искренним? Или это была лишь маска, дань эпатажу? Сам Моисеев в 2010-м заявил, что он не с той стороны баррикад, а все это – лишь пиар-ход для достижения славы. Позже он и вовсе сообщил о свадьбе с американкой Адель Тодд, в которую мало кто поверил.
Сдается мне, что правда, как всегда, где-то посередине. Он стал заложником созданного им же образа. Сначала эпатаж помог ему выделиться, но со временем эта маска приросла к лицу. Общество, с одной стороны, с интересом наблюдало за его выходками, с другой – не было готово принять его настоящим. Его политические заявления (вступление в «Единую Россию», поддержка власти) и критика «радуги» выглядели противоречиво на фоне его сценической деятельности. Это был сложный и очень одинокий человек, разрывавшийся между желанием быть принятым и необходимостью шокировать.
Тихие годы: борьба с недугом и уход
2010-й стал роковым. Первый инсульт. Паралич, борьба за речь, долгая реабилитация. Для артиста, чье тело было главным инструментом, это стало страшным ударом. Он ненадолго вернулся на сцену, но в 2015-м последовал второй удар, после которого он уже не оправился.
Последние годы жизни Моисеева – это грустная история угасания. Запертый в своей московской квартире, с проблемами речи и подвижности, он практически не появлялся на публике. Что поражает – его гордость. Он отказался от финансовой помощи, которую предлагали Пугачёва и Кобзон. Он до конца старался сохранить достоинство, даже когда денег хватало лишь на самое необходимое.
Его не стало 27 сентября 2022-го. Он ушел тихо, но оставил после себя громкое наследие. Наследие блестящего танцовщика, смелого хореографа и эпатажного певца, который не боялся быть собой, даже если этот «я» постоянно менялся и ускользал от определения.
Каким он вам запомнился?
Вот мы и подошли к финалу этого непростого рассказа. Борис Моисеев – фигура, не поддающаяся однозначной оценке. Талантливый мистификатор или искренний страдалец? Жертва собственного имиджа или его гениальный творец?
Если этот материал затронул вас, если вы хотите и дальше вспоминать ярких персонажей нашей эстрады – подписывайтесь на канал, ставьте лайк. Ваша поддержка помогает нам говорить о важном.
Отключите мешающую рекламу и читайте уникальные материалы по подписке
Благотворительная акция "ПАМЯТЬ"