Он родился в Париже, говорил на французском, носил европейские костюмы, но до мозга костей был русским. Сочетание очарования и драматичности, галантности и внутренней глубины позволило ему стать мужчиной, которого не забыла ни одна возлюбленная даже спустя десятилетия после расставания. На его похороны пришли все его женщины, самые блистательные актрисы Европы, которых он превращал в бриллианты индустрии. «Он не был мачо. У него было большое русское сердце», – скажет о Вадиме Роже его последняя жена Мари-Кристин Барро. И добавит: «Он умел расставаться так, чтобы женщины продолжали его любить».
Как он открыл миру Брижит Бардо
Вадим Ипполитович Племянников был сыном русского эмигранта и французской актрисы. Он родился в Париже в 1928 году, но рос в Египте и Турции, где его отец работал дипломатом. После его смерти Вадим с матерью и сестрой вернулся обратно на родину. Там он изучил актёрское мастерство, поступил на службу в театр, взял псевдоним Вадим Роже и написал роман, который потом показал Андре Жиду. Писатель не оценил литературное творение Роже, зато обеспечил ему знакомство с режиссёром Марком Аллегре. Так началось становление Роже как сценариста и режиссёра.
В 1952 году Роже женился на Брижит Бардо. В то время она была молодой, красивой, но никому ещё не нужной. Её считали очередной кокетливой красоткой с экранной улыбкой и пустыми глазами. Именно Вадим первым увидел в ней потенциал и дал ей роль, которая изменила не только её карьеру, но и женскую сексуальность в кино. Фильм «И Бог создал женщину» (1956) стал провокацией: эротической, социальной, эстетической. Он ввёл в мировое кино образ женщины не как украшения мужчины, а как взрывного, живого, независимого существа. Это была Бардо.
Они были женаты всего четыре года, но остались близкими на всю жизнь. Бардо называла его «братом по крови». Он говорил, что его «самый важный фильм» без неё никогда бы не состоялся.
Европейские музы в его жизни и кино
В 1958 году Роже сочетался браком с датской актрисой Аннетт Стройберг. Она родила ему дочь Наташу, а он снял её в «Опасных связях» и «Умереть от наслаждения». Их брак продлился всего два года, и в 1960-ом 32-летний Роже увидел в 17-летней Катрин Денёв то, что не видел никто: «законченную красоту». Он стал отцом её первого ребёнка – сына Игоря (известного как актёр Кристиан Вадим). Фильм «Грех и добродетель», в котором Денёв снялась у Вадима, раскрыл её драматический диапазон, и, возможно, стал первым шагом на пути к той ледяной королеве французского кино, которой её увидел мир.
Через пять лет гражданского брака они мирно разошлись, и Роже встретил актрису Джейн Фондо. Она была американкой с жёстким лицом, протестной энергией, страхами и желанием казаться сильной. Он – европейским интеллектуалом с желанием лепить, не подавляя. О творческом союзе с Фондо Роже говорил: «Я был лишь гранильщиком бриллианта». Он начал снимать её в кино. И «Барбарелла» закрепила за Фондой имидж богини с лазером. Хотя в браке у них родилась дочь Ванесса, он закончился в 1973 году. Спустя годы Джейн признавалась, что без Вадима не стала бы актрисой, которую помнит мир. Затем у русского француза случился короткий, но яркий роман с Сильвией Кристель – звездой «Эммануэль».
Позже в жизни Роже появилась Катрин Шнайдер, родившая ему сына Ваню. Но и этот, уже четвёртый, брак просуществовал недолго – всего два года. С 1980 по 1986 года Роже был в отношениях с американской писательницей Энн Бидерман, которая была младше его на 30 лет. До брака дело не дошло, пара обручилась, но в 1986 году распалась. Пятой и последней женой французского режиссёра стала актриса Мари-Кристин Барро. Именно она останется рядом до конца и скажет потом: «Он умел не делать из расставания трагедии».
Похороны самого красивого русского мужчины во французском кинематографе
И хотя Вадим Роже снимал французское кино, о себе он говорил так: «В том, что касается воспитания и культуры, я, конечно, француз. Но в отношении к жизни я, в отличие от французов-прагматиков, скорее, русский». В середине 1960-х Вадим вместе с Фондой даже посетил Советский Союз. Это был его первый визит на родину отца. Эта поездка поразила Роже: с одной стороны, бедность, очереди, серость, с другой, студенты, которые знали французскую литературу и кино лучше, чем в Париже. Он писал: «Еще немного, и я начал бы говорить по-русски». И хотя он не остался и не снимал в СССР, он чувствовал, связь с исторической родиной через язык чувств.
Роже Вадим умер 11 февраля 2000 года. Его похоронили в Сен-Тропе. На кладбище пришли все его бывшие жены, которые сохранили самые тёплые чувства к своему наставнику и любимому мужчине. Никто не остался в стороне; не было ни скандалов, ни обвинений, ни обид. Они стояли рядом – Бардо, Денёв, Фонда, Барро... Что объединяло этих женщин? Все они были не только были красивыми, они раскрылись под его вниманием. Вадим не поглощал, он формировал без крика и давления. Он не ломал женщин, как многие творцы, а находил форму, в которой они были собой.
Все книги из статьи – в одном списке:
- «Москва Сталинская», Лион Фейхтвангер, Андре Жид
- «Кармилла», Джозеф Шеридан Ле Фаню
- «Божественные женщины. Елена Прекрасная, Анна Павлова, Фаина Раневская, Коко Шанель, Софи Лорен, Катрин Денев и другие», Виталий Вульф, Серафима Чеботарь
- «Свет женщины», Ромен Гари
- «Любовник леди Чаттерлей, Эммануэль...», Юлия Бекичева, Олег Бондаренко
Продолжайте чтение: