Время диктует свои правила и порой ставит человека перед трагическим выбором: мечта или родина, любимый человек или родители, дом или свобода. Такие решения ломали судьбы и рушили самые крепкие союзы. Александр Годунов и Людмила Власова были самой красивой парой советского балета 70-х. Их отношениями и танцем восхищались миллионы. Но однажды всё рухнуло в аэропорту Нью-Йорка: советский самолёт три дня не выпускали в небо, ФБР и дипломаты спорили прямо в трапе, Годунов ждал в машине рядом, а Власова отказывалась выйти к нему. Так они оказались по разные стороны железного занавеса и дипломатического скандала.
Он влюбился и сказал: «я уведу её»
В 1971 году Александр Годунов только начинал карьеру в Большом театре. Он был на семь лет моложе Людмилы Власовой, примы труппы, уже имевшей за плечами брак с успешным артистом Станиславом Власовым. У Людмилы к тому времени было всё, что считалось редкой роскошью в СССР: просторная двухкомнатная квартира, меха, украшения. У Годунова – только комната в общежитии и репутация многообещающего танцовщика.
Несмотря на разницу в возрасте и положении, он влюбился с первого взгляда и признался друзьям, что «обязательно её уведёт». Ухаживания продолжались несколько лет. Постепенно их партнёрство на сцене переросло в личную близость. В итоге Людмила решилась на развод и переехала к Александру. Они поженились и стали одной из самых заметных пар в советском балете.
В 1978 году супруги вместе снялись в музыкальной сказке «31 июня». Картина сразу выделялась на фоне привычного советского кинорепертуара и сделала их заметной экранной парой: публика увидела в Годунове и Власовой не только талантливых артистов, но и воплощение романтической истории. Однако вскоре из-за рокового решения Годунова фильм отправили «на полку», его показ ограничили, широкую известность он обрёл уже много лет спустя.
Он ждал её у трапа в машине, но она вернулась к маме
К концу 70-х Александр Годунов уже считался одним из самых заметных солистов Большого театра. В его репертуаре были ключевые партии классики, а для него самого Юрий Григорович создал роль Тибальда в новой постановке «Ромео и Джульетты». Именно с этим спектаклем труппа летом 1979 года отправилась на гастроли в США. 19 августа Годунов в последний раз вышел на сцену в этой роли. После спектакля он не вернулся в гостиницу. Власова не придала этому большого значения: у мужа было много друзей среди эмигрантов, и она решила, что он задержался у кого-то из них.
Но к следующему дню стало ясно: он покинул труппу и попросил политическое убежище. Для Людмилы это был удар: ни объяснения, ни записки, ни разговора. Через день её вызвали в советское консульство, где прямо сказали: Годунов остаётся в Америке, решение теперь за ней. Она ответила коротко: хочет вернуться к матери. Самолёт «Аэрофлота» уже готовился к взлёту, когда его внезапно остановили. Американская сторона потребовала удостовериться, что жену артиста не вывозят насильно.
Переговоры шли прямо в трапе, между советскими чиновниками и представителями ФБР и ООН. Александр находился рядом, в машине, и надеялся, что жена согласится выйти к нему. Но Людмила отказалась: позже она признавалась, что после встречи с мужем не смогла бы уйти, а оставить мать она считала невозможным. Ей пришлось выбирать между ними. Самолёт с Власовой выпустили только через три дня. К тому моменту за их судьбой следили и Брежнев, и Картер.
Чем они заплатили за это решение
Вернувшись в Москву, Людмила Власова продолжила танцевать в Большом театре. Все партии за ней сохранили, но звание, которое в её положении казалось закономерным, так и не дали. Через два года их брак официально расторгли. Позже Власова вышла замуж за оперного певца, оставила сцену и занялась постановками. Её талант быстро нашёл применение в художественной гимнастике и фигурном катании: она работала с ведущими спортсменами и оказалась востребована в новом для себя мире.
Годунов остался в США. Сначала его взяли в Американский театр балета, но конфликт с Михаилом Барышниковым привёл к уходу уже в 1982 году. Он пытался собрать собственную труппу, гастролировал, но большого успеха не добился. В 1985 году он завершил балетную карьеру и ушёл в кино. Запомнился зрителям по ролям второго плана в «Крепком орешке», «Пассажире 57» и других фильмах, однако главной роли, которая могла бы определить его в Голливуде, так и не получил.
В личной жизни тоже не всё было ладно. Семь лет он был рядом с актрисой Жаклин Биссет, хотел жениться, мечтал о совместных детях. Она выбрала карьеру, позже взяла опеку над дочерью умершей подруги, и отношения закончились. После этого Годунов созванивался с Людмилой. Возможно, он скучал и жалел о том, что ушёл и потерял её. Встречи не произошло: когда границы открылись, его уже никто не ждал.
В мае 1995 года друзья Годунова забеспокоились: он перестал выходить на связь. Медсестра, направленная проверить его состояние, обнаружила тело в квартире в Западном Голливуде. Годунову было 45. Официальной причиной смерти назвали осложнения гепатита на фоне хронического алкоголизма. Но друзья говорили: его погубила тоска. На панихиде стены зала были увешаны работами фотографа Михаила Блиоха – это он убеждал Годунова остаться в США. Он стоял в слезах и говорил: «Это я во всём виноват».
Прах артиста развеяли над Тихим океаном. На его кенотафе в Лос-Анджелесе выбили слова: «Его будущее осталось в прошлом». В Москве, на Введенском кладбище, установлен второй памятный знак. Там написано: «Ты всегда с нами».
Подборка книг о балете для тех, кто хочет идти дальше:
- «Жизнь в балете. Семейные хроники Плисецких и Мессереров», Азарий Плисецкий
- «Чёрные лебеди. Новейшая история Большого театра», Б. С. Александров
- «Большой театр от Фёдора Шаляпина до Майи Плисецкой», Александр Васькин
- «Воспоминания», Матильда Кшесинская
- «Балет Большого. Искусство, покорившее мир», Евгений Тростин
- «Рудольф Нуреев. Жизнь», Джули Кавана
Подборка материалов в том же духе: