Кинотеатры в Советском Союзе балансировали между показом авантюрных историй и демонстрацией идеологических картин. Отношение к западному искусству в стране было настороженным. Однако, пока цензура запрещала голливудские шедевры, французские ленты не просто просачивались на советские экраны, они становились культовыми, а их персонажи – народными любимцами. Лёгкость сюжета, яркие благородные герои, комедийный абсурд и романтические приключения покоряли зрителей.
Наибольшую популярность в СССР обретали такие фильмы, как «Фантомас», «Фанфан-тюльпан», цикл об Анжелике и картины с Луи де Фюнесом и Пьером Ришаром. Однако их путь на советский экран был не всегда гладким. Некоторые из них цензурировались или даже позже попадали в чёрный список из-за содержания или влияния на публику. Но зрители всё равно их любили за возможность погрузиться мир, полный романтики, юмора и авантюры.
«Анжелика»: романтика, которую боялись цензоры
Фильмы о приключениях Анжелики, основанные на романах Анн Голон, появились во Франции в 1964 году, но до Советского Союза они добрались лишь в конце 60-ых. И хотя официальная идеология не одобряла такие легкомысленные истории, цикл попал в прокат, и публика, привыкшая к более сдержанным сюжетам, с восторгом приняла его. Любопытно, что советские зрители познакомились с Анжеликой в странном порядке: сначала в 1968 году им показали третью часть «Анжелика и король», затем в 1969-м – первую «Анжелика – маркиза ангелов», а вторую и четвёртую – «Великолепная Анжелика» и «Неукротимая Анжелика» – лишь в 1980-х.
Причина такого хаотичного показа была в осторожности цензоров. Серия фильмов о красавице Анжелике, которая переживает пылкие романы, политические интриги и приключения, была слишком откровенной для советской публики. Запрещать их полностью не стали, но фильмы подверглись редактированию (из них вырезались слишком неприличные сцены), но даже это не помешало Анжелике стать секс-символом СССР, а актрисе Мишель Мерсье – эталоном женской красоты. Даже спустя годы после проката люди пересказывали друг другу приключения героини, контрабандные плакаты с её изображением тайком перекочёвывали из рук в руки.
«Фантомас»: как злодей стал героем
Трилогия о Фантомасе (1964-1967), созданная Андре Юнебелем, стала настоящей сенсацией в СССР. Жан Маре в роли загадочного злодея Фантомаса и комик Луи де Фюнес в роли комиссара Жюва быстро завоевали популярность среди советских зрителей. Несмотря на то, что фильм был сатирической пародией на традиционные криминальные фильмы и книжный первоисточник, в Советском Союзе его восприняли совершенно иначе.
Фантомас казался не просто злодеем, он был героем, одновременно обаятельным, непредсказуемым и нарушающим все законы и правила. Многие вдохновлялись этим образом и шли на преступления, подражая главному французскому антагонисту, имя Фантомаса становилась нарицательным. Об этом массовом явлении в 1973 году даже был снят двухсерийный комедийный детектив «Анискин и Фантомас». Властей такая популярность злодея сильно обеспокоила, поэтому дальнейший прокат культовой французской истории ограничили, что, впрочем, не помешало ей стать культовой.
Луи де Фюнес: король комедий
Луи де Фюнес как настоящий мастер комедийного жанра был невероятно популярен в Советском Союзе. Его гротескная мимика и эксцентричные жесты сделали его любимцем публики. В фильмах «Фантомас» и других кинокартинах, таких как «Жандарм из Сен-Тропе», «Разиня», «Большая прогулка», де Фюнес олицетворял европейскую эксцентрику. Он изображал лёгких и забавных персонажей, которые прокладывают свой путь через всякие комические ситуации, вызывая лишь восхищение.
Цензоры не нашли серьёзных претензий к фильмам с де Фюнесом. Они воспринимались как аполитичные, что спасало их от правок и запретов. Фильмы выходили в СССР с задержками, но каждый становился событием, собирая миллионы зрителей и становясь частью культурного контекста того времени.
«Фанфан-тюльпан»: герой мечты
Историко-приключенческий фильм «Фанфан-тюльпан» (1952) с Жераром Филипом в главных ролях был создан в жанре классического французского авантюрного кино. Картина рассказывала о храбром солдате Фанфане, который случайно попадает в армию Людовика XV, но сохраняет свою доблесть и романтизм, несмотря на все приключения. И если у себя на родине премьера прошла без особого ажиотажа, то в СССР в 1955 году фильм произвёл фурор, собрав около 33 миллионов зрителей. Он стал одним из самых любимых в стране. Фанфан превратился в символ храбрости и романтизма, а его исполнитель Жерар Филип обрёл культовый статус в СССР.
Пьер Ришар: обаятельный неудачник
В 1970-х годах на экранах СССР выходили комедии с Пьером Ришаром. Его персонажи, в отличие от де Фюнеса, были не столько эксцентричными, сколько комически неудачливыми, что особенно привлекало советского зрителя. Персонажи Ришара, такие как «Высокий блондин в чёрном ботинке», полюбились за свою наивность и добродушие. Эти фильмы не только развлекали, но и оставляли свой след в культурной памяти.
Позже вышли и другие работы Ришара, такие как «Игрушка» и «Укол зонтиком», но настоящий бум случился после выхода фильмов с Жераром Депардье – «Невезучие», «Папаши», «Беглецы». Они не собрали в прокате значительные цифры, но стали хитами на видеокассетах.