Найти в Дзене

Зачем мне курс по корейскому искусству, и что я узнала там нового за почти 18к

Дерзкий автор не только дорамки с красивыми азиатами смотрит, оказывается) Три недели обучения на курсе "Корейское искусство: от дольменов до киборгов" позади. Впереди еще почти два месяца учебы. Хочу рассказать вам свои впечатления и о том, не жалею ли, что потратила на это деньги. А если точнее, 17850 рублей. Не буду тянуть интригу: я никогда не жалею деньги на свое обучение и книги, этот раз не исключение. Обучение проводит Елена Анатольевна Хохлова, специалист по корейской культуре и искусству, автор трех книг, доцент Высшей школы экономики, кандидат искусствоведения. Мне очень нравится этот лектор, она известный в своих кругах человек, который хорошо разбирается в том, что преподает. В 2023 году я уже проходила подобное обучение у другого лектора, это был довольно интересный курс в школе корейского языка, но там было больше истории и культуры (обряды, праздники, символика, исторический фон), а здесь говорим об искусстве и сохранившихся памятниках разных периодов. Кроме того, то

Дерзкий автор не только дорамки с красивыми азиатами смотрит, оказывается)

Три недели обучения на курсе "Корейское искусство: от дольменов до киборгов" позади. Впереди еще почти два месяца учебы. Хочу рассказать вам свои впечатления и о том, не жалею ли, что потратила на это деньги. А если точнее, 17850 рублей.

Не буду тянуть интригу: я никогда не жалею деньги на свое обучение и книги, этот раз не исключение.

Обучение проводит Елена Анатольевна Хохлова, специалист по корейской культуре и искусству, автор трех книг, доцент Высшей школы экономики, кандидат искусствоведения. Мне очень нравится этот лектор, она известный в своих кругах человек, который хорошо разбирается в том, что преподает.

У меня есть одна из книг Елены Анатольевны- вот эта. Очень интересная, подробная и иллюстративная. Покупала на ВБ
У меня есть одна из книг Елены Анатольевны- вот эта. Очень интересная, подробная и иллюстративная. Покупала на ВБ

В 2023 году я уже проходила подобное обучение у другого лектора, это был довольно интересный курс в школе корейского языка, но там было больше истории и культуры (обряды, праздники, символика, исторический фон), а здесь говорим об искусстве и сохранившихся памятниках разных периодов. Кроме того, тот курс я проходила без особых знаний о Корее, сейчас ситуация изменилась, поэтому изменился вектор- на более глубокое погружение в тему.

Позади три лекции. Первая была посвящена искусству неолита и бронзового века, вторая- периоду Когурё и третья (в прошлое воскресенье)- искусству государства Пэкче. Каждая лекция длится примерно 1,5 ч, проходит онлайн и сохраняется в записи на несколько месяцев, то есть можно потом еще смотреть.

Казалось бы, что интересного в неолите?

Вот смотрите: керамика нынешних Кореи, Китая и Японии примерно одинакового исторического периода. На территории Корейского полуострова была распространена так называемая гребенчатая керамика (по названию узора), в Китае как раз процветала культура Яншао с ее узнаваемыми формами и цветовым оформлением, а на территории нынешней Японии делали вот такие сложноукрашенные керамические сосуды (крайний справа). Вроде бы один и тот же период, да, а формы керамики совершенно разные. Декор, форма, цвет- все отличается.

-2

В первой лекции, кроме керамики, говорили еще о курганах, бронзовых зеркалах (возможно, они, в том числе, использовались в шаманских обрядах), прочих бронзовых изделиях, дольменах и корейских петроглифах, которые сохранились в разных частях страны.

Возможное применение бронзовых зеркал
Возможное применение бронзовых зеркал

В 3 веке территория нынешнего Корейского полуострова была разделена на 4 части между государствами Когурё, Пэкче, Силла и еще часть территории занимал союз племен Кая, которые так и не был оформлен в государство.

-4

Когуре занимало бОльшую часть территории, которая сейчас принадлежит Северной Корее. Поэтому у южнокорейских ученых нет доступа к огромной части культурного наследия, а именно, сохранившимся захоронениям (гробницам) эпохи Когуре.

А между тем, такие гробницы представляют большой материал для изучения учеными, так как в них подробно показаны детали быта людей, проживающих в те времена на территории Кореи- их быт, традиции, парадные шествия, устройство дома и т.д.

-5

Также можно видеть особенности одежды и украшений, по меньшей мере, хозяина и хозяйки гробницы и получить представления о верованиях когурёсцев. Например, во многих гробницах находят изображения четырех духов-хранителей- по одному на каждую сторону света.

-6

Покажу поближе черепаху, обвитую змеей:

-7

Этот образ пришел в Корею из китайской мифологии, он символизирует север.

Так же изображался Сюань-у - бог-повелитель Севера. Этот образ связан с древними представлениями о брачном союзе земли и неба. 

Черепаха, обвитая змеёй, изображалась на северной стороне погребальных сооружений эпохи Хань, а в более ранние времена - на чёрном флаге, который во время походов несли позади войска.

Кроме того, этот образ - один из основополагающих символов в фэн-шуй, символизирующий единство энергий инь и ян, а черепаха -символ долголетия, мудрости и неуклонного движения вперёд.

Когурё первым из древних корейских государств принимает буддизм, что отражается в находках изображений лотоса, в т.ч. на керамике и ритуальных сосудах, в захоронениях, а также находят немало изображений духов квимен, которые должны были защищать постройки от огня (большинство построек были деревянными, пожары были большой угрозой, поэтому из строений той эпохи до нас дошли только фундаменты храмов и остатки гранитных сооружений)

Еще немножко духов-квимен:

-9

Искусство Пэкче мягкое и миролюбивое, изображения Будды и бодхисатв почти всегда улыбающиеся и приятные. Из нового- узнала вот о таком зверьке- чинмёсу. Его задача была охранять вход в гробницу.

-10

Кстати, многие гробницы на территории Южной Кореи были найдены и вскрыты японцами во времена японской оккупации, потому что они искали доказательства, что эти территории издавна были японскими, и они (японцы) находятся на чужой территории на законных основаниях. Пришли, так сказать, на исторические земли.

Свои, главное, гробницы в Японии не торопятся вскрывать, потому что боятся найти там доказательства всем, кроме них, понятные, откуда произошло 80% японской культуры.

Вернемся к курсу от этих бесячих японцев.

Также мы обсудили трансформации пагод и для чего их стали возводить изначально- для хранения частиц мощей Будды.

-11

Ну и еще говорили о находках в гробницах Пэкче и символике этих находок.

В гробнице вана Мурена было найдено много (несколько тысяч) предметов, в том числе, такие вот золотые элементы, скорее всего, они крепились к головному убору правителя и правительницы по бокам головы.

-12

В общем, я могу продолжать еще долго, но не знаю, интересно ли это еще кому-нибудь, кроме меня, стоит ли дальше рассказывать?

В конце ноября начинается мой новый курс корейского языка (я буду ученицей), хочу серьезно заняться, уже оплатила 10 занятий.

Напишите, пожалуйста, интересен ли вам такой формат статей, как сегодня.

Интересуетесь Кореей?

Где-нибудь учитесь сейчас?

Еще почитать: