Основоположником соц-арта, течения в постмодернизме времён застоя, является Эрик Булатов. В своих работах художник исследовал возможности перспективы, пространства и типографики, стремясь к синтезу концептуальных образов и реалистичной манеры. К числу его наиболее узнаваемых полотен относятся «Свобода есть свобода», «Вход — нет входа», «Живу-вижу», «Разрез», а также «Тучи растут» и «Заход или восход солнца». Именно Эрик Булатов создал картину «Слава КПСС» (1975), ушедшую с молотка в 2008 году за 2,1 миллиона долларов. На протяжении многих лет он занимал верхнюю строчку рейтинга самых высокооплачиваемых художников из России.
Работы Булатова представлены в собраниях таких известных музеев, как Третьяковская галерея, Русский музей, Музей Людвига в Ахене (Германия) и Центр Жоржа Помпиду во Франции. Булатов был удостоен ордена Дружбы (2014), а также является кавалером французского ордена Искусств и литературы.
Биография
Отец Эрика Булатова, Владимир Борисович (1901-1944), уроженец Саратова и выпускник Института народного хозяйства им. Плеханова, был активным членом партии с 1919 года. Он дослужился до батальонного комиссара, капитана и пал смертью храбрых на фронте 7 июля 1944 года. За свои заслуги был награжден орденом Красной Звезды и другими знаками отличия. Мать, Раиса Павловна, родом из Белостока (Польша), в юном возрасте 15 лет нелегально перебралась в Россию. Уже через три года, несмотря на незнание русского языка (владела только идишем и польским), она нашла работу стенографисткой. До начала войны семья жила в Москве, а в 1941 году Эрик вместе с матерью был эвакуирован сначала в Саратов, а затем в Свердловск.
По словам самого Булатова, его отец почему-то был убежден в его будущем как художника.
В 1958 году Булатов окончил Суриковский художественный институт. С 1959 года он начал работать в издательстве детской литературы "Детгиз" вместе с Ильей Кабаковым и Олегом Васильевым. На протяжении почти тридцати лет основным доходом Булатова было иллюстрирование детских книг, что позволяло ему чередовать работу над книгами с живописью. Его выставочная деятельность началась в Москве в 1957 году, а с 1973 года продолжилась за рубежом.
"Моё дело как раз совершенно другое, чем дело поп-арта и дело соц-арта. Они старались доказать, что социальная реальность — это единственное, что у нас есть, единственная реальность. Всё остальное просто не имеет значения. А я хотел всегда доказать, что социальное пространство ограничено, оно имеет границу, и свобода — всегда за этой границей.," – говорил Эрик Булатов в документальном фильме "Художник говорит" (2018).
Работы Булатова регулярно появляются на аукционах современного искусства. Например, на аукционе "Филипс" картина "Советский космос" была продана примерно за 1,6 миллиона долларов, а еще два произведения на советскую тематику, включая "Революция – перестройка", ушли с молотка по цене в миллион долларов каждое, что сделало Булатова одним из самых дорогих современных русских художников.
С 1963 года и до конца 1960-х Булатов экспериментировал с различными модернистскими направлениями в живописи, изучая пространственные, световые и цветовые решения. В советское время его работы не могли быть выставлены из-за цензуры, и лишь в 1965 и 1968 годах состоялись краткие показы в Курчатовском институте и кафе "Синяя птица" в Москве. В начале 1970-х он начал создавать масштабные полотна, посвященные социальным темам и образам советской действительности, изображая лозунги, надписи и плакаты. В 1972 году он создал знаменитый "Горизонт", который в период перестройки воспринимался как пародия и даже ассоциировался с соц-артом. После ряда крупных персональных выставок (в Кунстхалле в Цюрихе, Центре Жоржа Помпиду и других, а также участия в Венецианской биеннале) в 1988 году Булатов получил международное признание, был назван "художником перестройки" и признан ЮНЕСКО лучшим художником года. Многие его произведения попали в западные коллекции и музеи.
С 1989 года Булатов жил в Нью-Йорке, а в 1992 году переехал в Париж. В 2003 году в России прошла первая выставка его графических работ, а в 2006 году – первая ретроспектива его живописи (обе выставки состоялись в Третьяковской галерее). В 2013 году он стал лауреатом Всероссийского конкурса "Инновация" в номинации "За творческий вклад в развитие современного искусства". В 2015 году художника пригласили создать масштабные полотна для открытия нового здания Музея современного искусства "Гараж" в Москве. В том же году для экспозиции Музея первого президента России Б. Н. Ельцина он создал картину "Свобода".
В России интересы Булатова представляет галерея "pop/off/art".
Лучшие работы Эрика Булатова
1. Слава КПСС
В этом произведении искусства лазурный оттенок неба проступает сквозь громоздкие алые символы, как будто намекая на то, что подлинная независимость способна проникнуть даже сквозь барьеры, созданные идеологией. Эрик Булатов вспомнил, что его целью было «добиться того, чтобы эти красные буквы не прилипали к облакам, чтобы между ними было расстояние, дистанция».
«Небо и буквы должны как бы противостоять другу другу — потому что буквы закрывают небо, не позволяют нам туда попасть», — отмечал он, вновь напоминая нам о парадоксе сосуществования пространства и плоскости в своих работах.
2. Разрез
Будучи одним из наиболее узнаваемых творений раннего периода творчества Булатова, данная работа демонстрирует свет, проистекающий из безграничной дали, из абсолютной глубины, который является корнем любого освещения, любой световой материи. Обнаружив этот свет, настроившись на его волну не в повседневной рутине, а в первую очередь внутри самого полотна, на самой картине, Эрик имманентно наделил свое искусство тем фундаментом и глубинными, абсолютными свойствами, где переживание и влияние этого света как "благого", "прекрасного" существует на равных (Илья Кабаков, из книги «60–70-e… Записки о неофициальной жизни в Москве»).
3. Добро пожаловать
В данной работе Булатов искусно сочетает два различных плана: плоский, представленный красными буквами, напоминающими советские агитационные лозунги, и объемный, изображающий сцену из повседневной жизни. Выставка достижений народного хозяйства, с ее фонтаном, играющим солнечными бликами, и погруженной в свои мысли девушкой на его краю, контрастирует с наложенным поверх нее оптимистичным, но выполненным беспокойным шрифтом текстом. И вновь идея свободы находит свой путь, несмотря на навязываемые идеологические установки.
4. Горизонт
Это произведение Эрика Булатова, хотя и создано раньше, обладает не меньшей значимостью. Концепция пространства и плоскости, столь характерная для его творчества, проявляется и здесь: небесный свод и березовая роща формируют ощущение глубины, в то время как полоса, напоминающая орденскую ленту, пересекает линию горизонта, представляя собой плоскостной элемент. Этот элемент резко выделяется на фоне живописной объемности основной части картины. Для 1970-х это довольно революционная работа, аллюзией на светлое будущее, которое оказывается заслоненным идеологией.
Примечательно, что название «Горизонт» носит не только эта конструктивная картина, но и авторская книга художника, опубликованная в 2013 году.
Я вообще слово “идеология” не люблю. Меня от любой идеологии коробит. И от советской, и от рыночной. Для меня свобода возможна только через искусство. Искусство располагает своим пространством, свободным от социального. Хотя оно очень связано с социумом, обслуживает его и питается им, но оно самостоятельно, потому что отвечает не на вопрос “чего хочет человек”, а на вопрос “для чего человек существует”. Чтобы ответить, искусство должно иметь точку опоры за пределами социума, смотреть на него извне
一 из книги Эрика Булатова «Горизонт»
5. Улица Красикова
Ключевой аспект этой работы – оппозиция, борьба различных векторов движения: пешеходов, продвигающихся вдоль тротуара вглубь сужающейся аллеи; автомобилей, мчащихся по проезжей части, и возвышающегося им навстречу монументального изображения Ленина на крупном баннере, у подножия которого раскинулась полоса запущенного газона.
Энергичная фигура Ильича на «священном» белом фоне воспринимается как более живая, чем панорама города, олицетворяющая мир общества, словно существующий в другом измерении.
6. Лувр. Джоконда
На полотне наблюдатели, чьи взгляды (кроме юноши вблизи) отвернуты от нас, почти целиком заполняют пространство луврского зала, где в перспективе просматривается часть знаменитой «Моны Лизы». Оттенки серого в фигурах олицетворяют своего рода коллективное мышление и отражают типичного посетителя музея сегодня, а едва заметный фрагмент знаменитого произведения служит своеобразным "просветом", сквозь который можно увидеть гораздо больше, чем просто картину.
7. Свобода
Картина «Свобода», запечатленная на многочисленных фотографиях разной степени интеллектуальности, была создана художником по заказу для экспозиции Музея первого президента России Б. Н. Ельцина в 2015 году. Булатов отмечал, что его интересует вопрос сопоставления плоскости и пространства, представляющихся взаимоисключающими, в рамках одного произведения. Данное столкновение отражено во многих его работах, в том числе и в той, что украшает «Ельцин Центр». В этом случае плоскость слова растворяется в глубине небесного пространства, а сама картина наглядно демонстрирует, что тем, кто по-настоящему свободен, не нужны громкие призывы, ибо свобода для них – это данность.
В целом, тема свободы является сквозной для всего творчества Булатова, и это касается не только тех работ, где слово «свобода» фигурирует в названии. Однако нельзя не упомянуть работу «Свобода есть свобода», весьма схожую с первым примером из нашей подборки. Эта работа представляет собой визуальную интерпретацию стихотворения Всеволода Некрасова, основанную на повторении фразы «свобода есть». Слово «свобода», расположенное на фоне кусочка ясного голубого неба, словно прорывает «стену» из повторяющейся формулировки.
Последние годы жизни
В СССР произведения Эрика Булатова не экспонировались. Ему даже угрожали исключением из Союза художников и лишением мастерской. Он реализовывал свои полотна за бесценок или просто дарил их друзьям.
Со временем из-за границы стали приходить приглашения на выставки, и первая масштабная прошла в Швейцарии в 1988 году. Она имела оглушительный успех, и художник осознал, что может зарабатывать на жизнь своим творчеством. В 1989 году он вместе с супругой перебрался в Нью-Йорк, но не с целью эмиграции, а для работы.
Несмотря на то что Булатовы уже 30 лет живут во Франции, раньше они приезжали в Россию минимум два раза в год.
Мы связаны с Россией, мы никуда не уезжали. Мы не эмигрировали, мы сменили место работы. А когда уже здесь оказались, мы поняли, что в настоящей западной ситуации всё равно, где жить, где работать. Из России было трудно вывозить работы, а в Париже можно было работать и продавать в Америку, и это не имело значения. Мы просто по-человечески привыкли к этому месту, — пояснила Наталья.
В 2015 году «Ельцин Центр» пригласил художника принять участие в создании зала Свободы. Сегодня картина «Свобода» венчает экспозицию музея. А в 2018 году в столице Урала прошла его персональная выставка. Тогда Эрик Булатов приезжал в Екатеринбург со своей женой.
В 2023 году в Санкт-Петербургском манеже должна была пройти выставка к 90-летию художника. Однако сегодня работа над проектом приостановлена.
Вся проблема в том, что большинство работ Эрика находятся на Западе. И даже если многие коллекционеры имеют работы Эрика, они очень часто тоже на Западе, и поэтому привезти их практически невозможно. А делать эту выставку из случайных работ, которые просто остались в Москве, — это несерьезно, — подчеркнула Наталья Булатова.
Смерть
9 ноября 2025 года пришло печальное известие о кончине Эрика Булатова, известного советского и российского художника-концептуалиста. Его работы кажутся полными любви к свободе и откровенности, проникнуты лаконичными и выразительными идеями, однако бунтарский дух в них удивительным образом переплетается с романтическим настроем, душевной теплотой и безграничным светлым взглядом на мир.
Информация взята из открытых источников.
Ставьте лайки и пишите в комментариях, как относитесь к творчеству художника!