Найти в Дзене

Маскарады при Петре I: карнавал, дисциплина и новый стиль жизни

Эпоха Петра I — это время, когда Россия училась новому поведению, новому костюму, новому вкусу. И маскарады стали одним из самых ярких инструментов этой культурной революции. Но если позднее, при Екатерине, это уже были философские аллегории и блестящие театральные игры, то маскарады Петра — бурные, шумные, дерзкие. Они были похожи на саму его эпоху: резкую, смелую и разрушительную для старых порядков. Для Петра маскарад был не просто развлечением. Это был метод: ломать старину и строить новое — через смех, обряд и контроль. Маскарад у Петра: Смех здесь служил власти — как инструмент воспитания. Петр устраивал грандиозные шествия и маскарады, превращая город в живой театр: И да, на такие праздники иногда загоняли знать — отказаться нельзя. Пётр заставлял российских бояр и придворных учиться веселиться… по-европейски. Самое известное наследие петровского маскарада — сатирическая «церковь веселья», где: Это был гротескный театр, разрушавший религиозную внешнюю набожность и старую обрядно

Эпоха Петра I — это время, когда Россия училась новому поведению, новому костюму, новому вкусу. И маскарады стали одним из самых ярких инструментов этой культурной революции. Но если позднее, при Екатерине, это уже были философские аллегории и блестящие театральные игры, то маскарады Петра — бурные, шумные, дерзкие. Они были похожи на саму его эпоху: резкую, смелую и разрушительную для старых порядков.

Василий Суриков. Большой маскарад в 1722 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И. Ф. Ромодановского.
Василий Суриков. Большой маскарад в 1722 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И. Ф. Ромодановского.

Для Петра маскарад был не просто развлечением.

Это был метод: ломать старину и строить новое — через смех, обряд и контроль.

Маскарад у Петра:

  • разрушал старые сословные привычки,
  • подчинял элиту новой европейской культуре,
  • учил людей правилам европейского общения,
  • проверял дисциплину и лояльность.

Смех здесь служил власти — как инструмент воспитания.

Петр устраивал грандиозные шествия и маскарады, превращая город в живой театр:

  • «потешные» карнавальные шествия,
  • лодочные маскарады на Неве,
  • уличные праздники с танцами, фейерверками, масками,
  • «свадьбы шутов» и сатирические процессии.

И да, на такие праздники иногда загоняли знать — отказаться нельзя.

Пётр заставлял российских бояр и придворных учиться веселиться… по-европейски.

Маскарадное шествие 1722 года. Гравюра XVIII века
Маскарадное шествие 1722 года. Гравюра XVIII века

Самое известное наследие петровского маскарада — сатирическая «церковь веселья», где:

  • пародировались церковные иерархии,
  • произносились театральные «уставы»,
  • пили, шутили, высмеивали ханжество и мракобесие.

Это был гротескный театр, разрушавший религиозную внешнюю набожность и старую обрядность, заставляя сословную элиту жить по новым светским правилам.

«Стригите бороды!» — маскарадные реформы внешности

Петровские маскарады касались и внешности:

  • мужчины обязаны носить европейскую одежду,
  • бороды — под нож (или налог),
  • женщины обязаны появляться в светском обществе,
  • европейские танцы — обязательная часть маскарада,

Праздник как дисциплина:

учись танцевать — значит учись быть гражданином новой России.

Петр — режиссёр и первый актёр империи

Император участвовал лично — и заражал своим темпераментом:

  • появлялся в необычных костюмах,
  • мог сам вести процессии,
  • смеялся, пел, шутил, организовывал сцены.

Он одним праздником мог перевернуть социальный ритуал, заставить знать перестроиться психологически и культурно.

Грубость, смех и энергия

Эти маскарады были не про изящество.

Они были:

  • шумными,
  • бесцеремонными,
  • временами грубыми,
  • похожими на немецкие и голландские карнавалы.

Именно поэтому иностранцы часто записывали в дневниках:

«Это веселье — дикое, но гениальное».

Петр не воспитывал «изящных кавалеров».

Он ломал старый мир, чтобы построить новый. Петровский маскарад — это не про кружево, пасторали и аллегории. Это — буря реформ, театрализованный приказ жить по-новому.

С. Хлебовский "Ассамблея при Петре"
С. Хлебовский "Ассамблея при Петре"

Позднее при дворе Екатерины эти карнавальные корни превратились в философские спектакли, при Александре I— в изысканные «античные игры», при Николае I — в исторические костюмированные торжества.

Но всё началось здесь — в вихре петровского карнавала, где смехом и музыкой крушили старину.

Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.

Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала