статья написана в рамках проводимого марафона "Битва титанов"
Щелыково -место, где родилась сказка
Дом стоит на высокой горе, которая справа и слева изрыта такими восхитительными оврагами, покрытыми кудрявыми сосенками и ёлками, что никак не выдумаешь ничего подобного (из дневниковых записей А.Н. Островского)
Казалось в этом мире должны жить счастливые люди, а живут несчастные, придавленные, доведённые самодурной силой до отчаяния. Эта мысль следовала за драматургом неотступно.
Мечту о совершенном государстве, в котором все счастливы, веселы, свободны и равны, где правит мудрый царь, А.Н.Островский создает в "Снегурочке". Природа окрестностей Щелыкова, сыграла большую роль в создании этой "весенней сказки".
В Берендеевом царстве он показал "другую жизнь", другие формы правления, общежития, показал торжество правды. В этой сказке он выразил свою мечту о мирной, свободной и радостной жизни народа, воспел красоту и могущество природы и любви, воспроизвел свое представление о красоте.
Островский считал сказку "Снегурочка" лучшим своим произведением. Однако пользоваться успехом у режиссёров она не стала. Да и у редакторов крупных журналов тоже. Даже Некрасов, с кем драматург был в дружеских отношениях, отказался печатать её в своих «Отечественных записках». Потому что сказка Островского совсем не то, что сказки Салтыкова-Щедрина, например.
Ещё потому, что в отличие от революционеров-демократов, всегда стремившихся к четкости в определении социальных идеалов, Островский не дает в "весенней сказке" конкретного решения вопроса социального и политического устройства государства, да и не ставит перед собой такой задачи. Он не решает проблему формы правления, а с точки зрения народных идеалов и мечты показывает, что является главным условием прекрасной и справедливой жизни в государстве. Островский решает в "Снегурочке" в
философском плане глубоко волновавшую его проблему человеческого счастья, что позволяет говорить об отражении в «весенней сказке» эстетического идеала драматурга» (Григорьев А., Русский театр. Современное состояние драматургии и сцены. // Григорьев А. Эстетика и критика. М., 1980. С. 179).
В "Снегурочке" собрано все то, лучшее, что рассыпано в большей или меньшей степени, прямо или иносказательно по всем произведениям драматурга.
"Если вы хотите знать, что такое Островский, читайте внимательно "Снегурочку", - писал знаток творчества А.Островского, театральный критик А.Р. Кугель (Громов, Е. С., Эстетический идеал. Серия: Популярная библиотечка по эстетике. Изд.: Политиздат, 1961 г., С.441).
Воспользуемся советом театрального критика.
"Снегурочка" : Берендеево царство
Сюжет сказки знаком всем. Но эта сказка с секретом. Она может быть читаема детям, и будет им интересна! Она хороша на сцене: в ней много красочного действа - танцев, песен, оживших сказочных существ.
Она, несомненно, будет интересна и взрослым : в ней много афористичных назиданий, ироничных высказываний, вызывающих, если не размышления, то улыбку уж точно. Например,
Мужчина
Всегда таков: немножко воли дай,
А он и всю(волю) возьмет,
Уж так ведется от древности….
Казалось, сказка пришла из древних веков, из фольклора...И тем не менее, в ней иногда открывается совершенно новая линия, далеко не сказочная. Каким должно быть государство, какие вопросы решает его глава, как он должен заботиться о своём народе вообще и отдельных его гражданах в частности.
В "Снегурочке" Островский показал, по его словам, "другую жизнь", другую обстановку, другие формы общежития, вступающие в противоречие с господствующей моралью буржуазного общества. Таким образом, А.Н.Островский продолжает рассматривать вопрос быта и нравов, широко поставленный в его бытовых пьесах как Замоскворечья, так и Заволжья. Но рассматривает его не с конкретно-бытовой стороны, а с точки зрения народных идеалов (в обобщенно-философском плане).
Пользуясь картиной жизни берендеев, Островский показывает условия счастья и благоденствия народа. Этими условиями, по мнению автора являются,
ВО-ПЕРВЫХ, мир – не только как отсутствие войны в царстве-государстве, но и вообще мир в отношениях между людьми, отсутствие распрей, ссор, обид.
В "Снегурочке" - возвышенное представление о любви и верности, которые мыслятся Островским как проявление свободных чувств, дарованных людям богами и природой и не терпящих принуждения и насилия. Любовь в понимании великого драматурга – высшая нравственно-эстетической ценность, а человек, умеющий любить, – идеал.
Свобода и равенство в этой весенней сказке понимаются, как свобода отдельной личности, имеющей право на свободу выбора, свободу волеизъявления, свободу проявления чувств (в отличие от других утопических произведений, в которых совершенное общество возможно построить только при наличии свободы в единственной конкретной форме - форме политической свободы).
Немаловажное условие счастья и благоденствия народа, считает драматург, – справедливые законы, признающие за человеком право стремиться к счастью, к наслаждениям земной жизни не нарушая прав других.
Особое место в царстве берендеев отведено искусству, которое находится под покровительством царя Берендея, то есть власти, признающей за искусством особое воспитательное, нравственное значение ( сам Берендей - поэт и художник в одном лице).
Итак, "Снегурочка" — это максимально сгущенный и обобщенный мир драматурга, его поэтический идеал национальной жизни.
Почитаем сказку вместе
Чем же и свет стоит?
Правдой и совестью
Только и держится…
все, что есть на свете дорогого,
Живет в одном лишь слове. Это слово: Любовь!
Очень интересен в связи с этим эпизод «совещания» царя Берендея, пользующегося безусловным авторитетом и любовью простых берендеев, и Бермятой, первым помощником и советником Берендея.
Царь : Не раз тебе и словом и указом
Приказано, и повторяю вновь,
Чтоб глубже ты смотрел на вещи, в сущность
Проникнуть их старался, в глубину.
Нельзя ж легко, порхая мотыльком,
Касаться лишь поверхности предметов:
Поверхностность – порок в почетных лицах,
Поставленных высоко над народом.
Не думай ты, что все благополучно,
Когда народ не голоден, не бродит
С котомками, не грабит по дорогам.
Не думай ты, что если нет убийств
И воровства…
Бермята : Воруют понемножку…
Царь : И ловите?
Бермята : Зачем же их ловить,
Труды терять? Пускай себе воруют,
Когда-нибудь да попадутся; в силу
Пословицы народной: «Сколько вору
Ни воровать, кнута не миновать.»
Царь : Конечно, грех неправого стяжанья
По мелочи не очень-то велик
Сравнительно, а все же не мешает
Искоренять его…
Читаю, а перед глазами заголовки сегодняшних СМИ… Что зло это неискоренимо? Вовсе? Не дал Александр Николаевич рецепта искоренения. Вот понимаю теперь и Некрасова, и вообще революционных демократов, не принявших сказку на УРА! Ну почитаем дальше.
Царь : Не уклонимся же
От главного предмета разговора.
Благополучие – велико слово!
Не вижу я его давно в народе,
Пятнадцать лет не вижу.
Не все у нас благополучно, друг.
Пятнадцать лет не кажется Ярило
На наш призыв, когда, встречая Солнце,
В великий день Ярилин, мы напрасно
Тьмотысячной толпой к нему взываем
И песнями его величье славим.
Сердит на нас Ярило.
Бермята : Царь премудрый,
За что б ему сердиться?
Царь : Есть за что.
В сердцах людей заметил я остуду
Немалую; горячности любовной
Не вижу я давно у берендеев.
Исчезло в них служенье красоте;
Не вижу я у молодежи взоров,
Увлажненных чарующею страстью;
Не вижу дев задумчивых, глубоко
Вздыхаюших. На глазах с поволокой
Возвышенной тоски любовной нет,
А видятся совсем другие страсти:
Тщеславие, к чужим нарядам зависть
И прочее. В женатых охлажденье
Заметнее еще: на жен, красавиц
Диковинных, с сокольими очами,
На пышную лебяжью белизну
Упругих плеч – супруги-берендеи,
Сонливые, взирают равнодушно.
Кажись бы я… эх, старость, старость! Где вы
Минувшие веселые года
Горячих чувств и частых увлечений!
Похоже проблема демографии – одна из древнейших проблем человечества 😊В каждом веке её решают по-своему.
На прежнее воротимся. А жены!
Нельзя сказать, что потеряли вовсе
Горячую привязанность к мужьям,
А все ж таки супружеская верность
Утратила немного, так сказать,
Незыблемость свою и несомненность.
Короче, друг, сердечная остуда
Повсюдная, – сердца охолодели,
И вот тебе разгадка наших бедствий
И холода: за стужу наших чувств
И сердится на нас Ярило-Солнце
И стужей мстит. Понятно?
Вот блин, а мы-то гадаем, к чему эти скачки в погодных условиях… Оказывается всё просто - "сердечная остуда" и неверность – тому причина.
Бермята : Царь премудрый,
Издай указ, чтоб жены были верны,
Мужья нежней на их красу глядели,
Ребята все чтоб были поголовно
В невест своих безумно влюблены,
А девушки задумчивы и томны…
Ну, словом, как хотят, а только б были
Любовники.
Царь : Весьма нехитрый способ,
А пользы-то дождемся?
Бермята : Никакой.
Царь : К чему ж тогда указы?
Бермята : Перед Солнцем
Очистка нам: приказано, мол, было,
Не слушают, так их вина, нельзя же
По сторожу ко всякому приставить.
Царь : Придумано неглупо, но некстати.
Мольбами лишь смягчают гнев богов<…>
И миром средь простых людей (добавлю я)
Царь: Уладить всех и примирить до завтра
Решение мое неизменимо.
Чем закончилась эта сказка, вы, конечно, помните. Решение царя было исполнено : все влюблённые помирились, переженились… Снегурочка, правда растаяла, а Мизгирь, не выдержав боли от потери любимой и чувства вины перед ней, погиб. Очень грустно. И ореол царя как-то сразу потускнел после его заключительного провозглашения:
Снегурочки печальная кончина
И страшная погибель Мизгиря
Тревожить нас не могут; Солнце знает,
Кого карать и миловать. Свершился
Правдивый суд! Мороза порожденье —
Холодная Снегурочка погибла.
Пятнадцать лет она жила меж нами,
Пятнадцать лет на нас сердилось Солнце.
Теперь, с ее чудесною кончиной,
Вмешательство Мороза прекратилось.
Изгоним же последний стужи след
Из наших душ и обратимся к Солнцу.
И верю я, оно приветно взглянет
На преданность покорных берендеев.
Веселый Лель, запой Яриле песню
Хвалебную, а мы к тебе пристанем.
Палящий бог, тебя всем миром славим!
Да уж! Совсем какая- то не сказочная концовка… совсем не похожа на "Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок".
Так что резюмирую: с "тёмным царством" Александр Николаевич мириться не хочет… Но и как светлое построить – тоже не придумал. Одно понятно: не будь в его творчестве Замоскворечья и Заволжья, весенняя сказка "Снегурочка" не появилась бы.
А какие мысли у вас рождает эта антитеза периодов творчества великого драматурга?