Найти в Дзене

Супервизия для психологов: признак слабости или инструмент профессионала?

Зачем психологу нужна надежная гавань Каждый психолог, будь то начинающий специалист или опытный практик, знает это чувство: остаешься наедине со сложным случаем, и в голове звучит навязчивый вопрос «А все ли я делаю правильно?». В такой момент кажется, что ты один на один с проблемой клиента и со своей собственной неуверенностью. Именно для этого и существует супервизия — не экзамен и не разбор полетов, а особое профессиональное пространство, созданное для поддержки и роста. Супервизор осуществляет поддерживающие, нормализующие и сдерживающие вмешательства с целью создания в процессе обучения атмосферы доверия. Именно такую атмосферу и можно представить как надежную гавань, куда корабль может зайти, чтобы переждать бурю, отремонтироваться и сверить курс. Такой гаванью для психолога и является встреча с супервизором. Это место, где можно временно выйти из режима «боевых действий» и, наконец, выдохнуть. Здесь не судят, а помогают разобраться в тех чувствах и мыслях, которые возникают в

Зачем психологу нужна надежная гавань

Каждый психолог, будь то начинающий специалист или опытный практик, знает это чувство: остаешься наедине со сложным случаем, и в голове звучит навязчивый вопрос «А все ли я делаю правильно?». В такой момент кажется, что ты один на один с проблемой клиента и со своей собственной неуверенностью. Именно для этого и существует супервизия — не экзамен и не разбор полетов, а особое профессиональное пространство, созданное для поддержки и роста.

Супервизор осуществляет поддерживающие, нормализующие и сдерживающие вмешательства с целью создания в процессе обучения атмосферы доверия.

Именно такую атмосферу и можно представить как надежную гавань, куда корабль может зайти, чтобы переждать бурю, отремонтироваться и сверить курс. Такой гаванью для психолога и является встреча с супервизором.

Это место, где можно временно выйти из режима «боевых действий» и, наконец, выдохнуть. Здесь не судят, а помогают разобраться в тех чувствах и мыслях, которые возникают в работе с клиентами.

Основная задача этого процесса — научиться видеть ситуацию под новым углом, так как мы часто смотрим на случай через призму собственного опыта, страхов или неосознанных убеждений.

Наряду с этим супервизор помогает коллеге справиться с нападками на его чувство собственного достоинства с помощью дистанцирования (от симптоматики, пациента), побуждая взглянуть на свой опыт другими глазами, так как основная задача супервизии состоит в обучении практиканта смотреть на проблему по-новому.
Проблемы пациента, возможности психотерапевта, требования к психотерапии и другие факторы нуждаются в переоценке.

Супервизор выступает здесь как опытный проводник, который мягко направляет взгляд, помогая заметить то, что осталось в «слепой зоне».

Это совместная работа, где двое профессионалов объединяются, чтобы упорядочить впечатления от терапии. Супервизор создает атмосферу доверия, где можно без страха делиться сомнениями.

Чтобы этот процесс был максимально эффективным, от супервизируемого требуется структурированный подход. Он должен:

- Кратко озвучить общие цели клиента.
- Кратко озвучить цели рассматриваемой сессии.
- Назвать причину выбора сессии для обсуждения.
- Кратко резюмировать события до данной сессии (ввести в курс дела).
- Объяснить, чего он(а) хотел(а) достичь на данном этапе сессии.
- Четко озвучить, какая конкретно помощь ожидается от супервизора.
- Подготовить к сеансу концептуализацию случаев и принести клинический материал (заметки, аудио/видеозаписи).

В свою очередь, супервизор также берет на себя определенные обязательства:

- Создать профессиональные отношения, от которых будет зависеть успех или провал супервизии.
- Раскрыть потенциал супервизируемого.
- Быть гибким в ролях учителя, терапевта, проводника.
- Исследовать материалы, подготовленные к сеансу.

Процесс часто начинается с ключевого вопроса, который задает тон всей встрече: «Как бы Вы хотели использовать время супервизии?».

Для более глубокого изучения ситуации супервизор может использовать серию продуманных вопросов, которые помогают прояснить контракт, исследовать чувства и наметить план действий. Вот некоторые из них:

Контракт: «Что вам больше всего необходимо для достижения успеха в сессии?», «Как я могу быть вам наиболее полезен?»
Слушание: «Можете сказать об этом что-то еще?», «Как видят ситуацию другие люди?»
Исследование: «Как вы себя чувствуете прямо сейчас?», «Этот человек напоминает вам кого-то?»
Действие: «Какой первый шаг вам необходимо сделать?», «Когда конкретно вы это сделаете?»
Резюме: «Чему вы научились на этой сессии?», «Что вам помогло в процессе данной супервизии?»

Важно, что супервизия — это про безопасность. Критика, если она необходима, всегда подается в конструктивной, поддерживающей манере.

Если супервизор объясняет начинающему специалисту цель и задачи супервизии, которые служит во благо развития специалиста, то последний будет воспринимать это «особое вмешательство» с меньшей тревогой.

Это не про то, чтобы указать на ошибки, а про то, чтобы вместе найти возможности для улучшения терапии. Такой подход помогает избежать профессионального выгорания, давая специалисту эмоциональную опору и уверенность.

В современном мире супервизия может эффективно проводиться и онлайн. Однако этот формат требует особой ответственности и соблюдения четких правил.

  • Конфиденциальность

Специалист обязан получить у клиента информированное согласие на онлайн-супервизию, разъяснив невозможность полной конфиденциальности в группе. Все участники группы обязаны соблюдать режим конфиденциальности.

  • Запись

Ведение аудио/видеозаписей проводится только с письменного согласия клиента и всех участников.

  • Безопасность пространства

В помещении во время работы должны быть закрыты двери, отсутствовать другие люди.

Для анализа случая в супервизии могут использоваться структурированные модели, которые помогают рассмотреть ситуацию со всех сторон. Например, шестифокусная модель предлагает сконцентрироваться на нескольких ключевых аспектах:

Терапевтическая система:
-
Фокус на пациенте: Симптомы, их значение, структура личности, - объектные отношения, внутриличностные конфликты, ожидания от терапии.
- Фокус на клинической ситуации.
- Фокус на психотерапевтическом процессе и методе.
Супервизорская система:
-
Исследование отношений между супервизором и обучаемым.
- Контр-перенос.
- Впечатления и рекомендации супервизора.

Ключевой посыл этого процесса прост: супервизия — это не признание в слабости, а инструмент сильного и ответственного профессионала. Это инвестиция в качество своей работы и в собственное психологическое благополучие, которая в конечном итоге служит во благо самого главного человека — вашего клиента.

В заключение

Супервизия — это не про слабость, а про силу и профессиональную ответственность. Это безопасное пространство для роста, которое помогает психологу стать лучшей опорой для своих клиентов.

В конечном счете, супервизия — это не просто разговор о сложностях. Как супервизор и наставник, я вижу итог нашей совместной работы в получении той самой необходимой ясности и конкретного плана. Моя задача — чтобы вы ушли с четким пониманием, какие техники применить, как двигаться в рамках вашего кейса и какие направления движения будут наиболее эффективны для вас и вашего клиента.

Используя инструменты ТПО (ACT), мы превратим вашу тревогу и сомнения в осознанные, ценные действия. Вы получите не только поддержку, но и конкретный инструментарий для продвижения вперед.

Готовы перейти от вопросов к ответам? Я помогу вам найти ваш уникальный путь решения. Пишите.

А на этом пока всё. Ваши вопросы, истории и комментарии важны для меня — делитесь ими в комментариях!

С уважением,
Арсений Михайловский
Клинический психолог, АСТ-терапевт, супервизор.

*Больше практических рекомендаций и материалов для психологов можно получить подписавшись на группу в ТГ «ПУТЬ ПСИХОЛОГА на практике»: гайды, протоколы и скрипты — #БезВоды