Языческий период в творчестве Пушкина
Годы создания поэмы - 1818-1822 - когда Пушкин еще очень молод и не до конца определился со своим призванием. Он вольнодумец, атеист.
Это период языческих произведений Пушкина.
Из них два выделяются особенно ярко. Оба он оканчивает в ссылке, едва оказавшись на Кавказе. Одно пародия, другое серьезное. И там и тут используется слово «песнь».
Поэма «Руслан и Людмила»(1817-1822) делится на «песнь первая», вторая… шестая. Шесть - земное такое, чувственное число. Такова по характеру и вся поэма.
А в 1822 будет написана "Песнь о вещем Олеге".
Это объясняется тем, что в 1817-1819 годах , когда начата работа над поэмой, Пушкин зачитывается «Историей государства российского» Карамзина и впечатлен древнерусскими жанрами словесности - песнь, былина, слово...
Как и "Вещий Олег", "Руслан и Людмила" изображает языческий период русской истории. В поэме - период Владимира Красное солнышко, но до обращения Владимира в веру и крещения Руси. Ведь на пиру в честь свадьбы Руслана и Людмилы - гусляр Лель. В Песни первой это славянское божество брака свивает венок Руслану и Людмиле, а вещий Баян поет молодым брачную песню. В самом повествовании важную роль играют языческие колдуны, а в поэтическом предисловии к поэме (У Лукоморья дуб зеленый...) упоминаются образы русских народных сказок (леший, русалка и другие).
Композиция поэмы кольцевая - она начинается и заканчивается темой свадьбы, а также присказкой:
Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой.
Пародийная и свободная манера повествования
Поэма "Руслан и Людмила " манерой своего повествования предвосхищает "Евгения Онегина", так как лирические отступления автора, его личные воспоминания перемежаются с сюжетом. Так поэт утверждает полновластную авторскую свободу, когда ход произведения не подчиняется никаким привычным литературным канонам и законам.
Широко присутствует пародия на романтизм, как и в "Евгении Онегине", но намного более явно и остро.
Пушкин посмеивается даже над главным героем Русланом, хотя тот относится к положительным образам. Но Руслан смешон в тот момент, когда у него крадут супругу прямо с брачного ложа, и поэтому разгневанный князь Владимир обещает отдать молодую жену другому витязю, если тот найдет пропавшую. Руслан - это такой смешной пристыженный муж, то есть все начинается как шутливая пародия.
Пародия и в том, что романтическая влюбленность Финна была любовью только к внешней красоте Наины. Когда Финн увидел Наину влюбленной старушкой, то ужаснулся и убежал. Это, конечно, создает комический эффект и это тоже элемент пародии на те романтические произведения о вечной духовной любви, которые были модны в ту эпоху.
Песнь 1
В Руслане нет ничего героического в этой первой части поэмы:
Ты шагом едешь меж полей,
И медленно в душе твоей
Надежда гибнет, гаснет вера.
В этой же первой песни возникает и образ языческого колдуна, вещего старца Финна. У волхвов, подобных тому, какого мы видим в "Песни о вещем Олеге", учился этот Финн. Волшебников из этих двух ранних произведений Пушкина объединяет способность к пророчеству, устремленность к "мудрости высокой" и эпитет "вещий":
Под кровом вечной тишины,
Среди лесов, в глуши далекой
Живут седые колдуны;
К предметам мудрости высокой
Все мысли их устремлены;
Всё слышит голос их ужасный,
Что было и что будет вновь,
И грозной воле их подвластны
И гроб и самая любовь.
Закон сказки: добрый помощник помогает доброму герою. Финн согласился помогать Руслану, так как тот - законный муж Людмилы и благородный герой, «князь храбрый». Ведь Руслан прославлен самим Бояном.
Главный герой обретет верную помощь и успех в поисках Людмилы, так как сочетался с дочерью Владимира по взаимной любви и родительскому благословению. В этом мораль сказочной поэмы, и эта мораль сближает ее с народной сказкой.
Недостойный же злобный помощник – колдунья Наина - помогает недостойным героям, которые воплощают злые страсти человека. Но ее злобное колдовство будет посрамлено, никого не приведя к успеху.
Так Фарлаф – это трус, бездельник, обжора. Он хочет получить награду в жизни (Людмилу), но так чтобы при этом ничего не делать.
Колдунья Наина потакает его ошибочной жизненной стратегии и советует ему вернуться в Киев, отказавшись от подвигов, обещая ленивцу получить желаемое не с помощью отваги, а через предательство.
Фарлаф и Руслан противопоставлены (антитеза). Легкость отказа Фарлафа от поисков Людмилы еще больше подчеркивает всецелую поглощенность Руслана своей целью. Руслан предвосхищает образ королевича Елисея, который возникнет в другой пушкинской сказке на 13 лет позже, в 1833 г. - "Сказке о мертвой царевне". Руслан как и Елисей не останавливается ни перед чем, чтобы найти пропавшую избранницу.
Еще один недостойный соперник - Рогдай-завистник. Он не столько хочет вернуть Людмилу, которую он не любит, сколько хочет погубить Руслана, чтобы отомстить ему за превосходство. Именно поэтому Рогдай поворачивает коня на полпути, и вместо того чтобы искать Людмилу, летит навстречу Руслану, стремясь его убить. Наина потакает этой ненависти, направляя этого «героя» на месть и убийство Руслана.
Но Руслан победит Рогдая в тяжком поединке и сбросит в воды Днепра.
И слышно было, что Рогдая
Тех вод русалка молодая
На хладны перси приняла
И, жадно витязя лобзая,
На дно со смехом увлекла
Итак, Наина - это аналог злого духа, который помогает людям в их грехах и гибельных заблуждениях.
Портрет Людмилы в тереме колдуна
Колдун-карлик, похитивший Людмилу, живет на заснеженном севере в одинокой безлюдной местности, но внутри его дворца - волшебный вечнозеленый сад.
Образ Людмилы - наиболее эротичный из всех женских образов Пушкина.
Покров завистливый лобзает
Красы, достойные небес,
И обувь легкая сжимает
Две ножки, чудо из чудес.
Автору 19-20 лет. Писать серьезные стихи о свободе ему запретили. Что тогда остается писать? А ведь ему хочется, чтобы его книги были напечатаны, а не только распространялись в запрещенных списках, как те, что Пушкин писал под влиянием тайных сообществ.
Поэтому сейчас, в период своей жизни, который примерно соответствует концу юности и началу ссылки, он увлечен исключительно любовной тематикой, видит смысл жизни в шутке и забаве, и еще совсем далек от своих будущих глубоких замыслов.
Пародийно подан образ главной героини. Она ни в чем не похожа на романтичных дев Жуковского, молящихся и духовных. Пушкин в тот момент еще не готов создать Татьяну, но уже создал в Людмиле свою первую Ольгу Ларину... Людмила очень простая и земная девушка. Она дитя своей языческой религии.
Юмор в образе Людмилы: пародия на романтизм
На воды шумные взглянула,
Ударила, рыдая, в грудь,
В волнах решилась утонуть,
Однако в воды не прыгнула
И дале продолжала путь.
Второй раз тот же мотив :
Не стану есть, не буду слушать,
Умру среди твоих садов!»
Подумала — и стала кушать.
То есть она не готова умереть в разлуке, зато она бойкая и не готова сдаваться. Она сдернула с карлика его колпак, который окажется волшебным. Людмила красива, беспечна, мила, не имеет лишних духовных терзаний... Именно таких героинь вечно похищает кто-то другой. Это прообраз будущих героинь, не самых любимых автором, таких как красавица-Дуня из "Станционного смотрителя" или же та Ольга Ларина, про которую Пушкин напишет, что можно взять любой роман и там найти ее шаблонный портрет.
Песнь третия
К Черномору является Наина в образе крылатого змия и объявляет себя его союзницей.
Людмила научилась использовать колпак-невидимку.
Руслан набрел на старое поле боя, где вынужден взять доспехи у мертвых воинов, поскольку свои он потерял в битве с Рогдаем.
«О поле, поле, кто тебя
Усеял мертвыми костями?
Чей борзый конь тебя топтал
В последний час кровавой битвы?
Здесь же он встречает голову великана:
Найду ли краски и слова?
Пред ним живая голова.
Огромны очи сном объяты;
Храпит, качая шлем пернатый,
И перья в темной высоте,
Как тени, ходят, развеваясь.
В своей ужасной красоте
Над мрачной степью возвышаясь,
Безмолвием окружена,
Пустыни сторож безымянной,
Руслану предстоит она
Громадой грозной и туманной.
Руслан разбудил голову, за это она грозится убить богатыря. Но Руслан подобно герою русской народной сказки знает как усмирить противника:
«Молчи, пустая голова!
Слыхал я истину, бывало:
Хоть лоб широк, да мозгу мало!
Я еду, еду, не свищу,
А как наеду, не спущу!»
Голова пытается устранить богатыря свистом, но Руслан ранит ее копьем в язык, а затем сносит голову, и под ней находит богатырский меч.
Но голова остается живой и рассказывает Руслану, что она была великаном, старшим братом Черномора.
Когда-то злой карлик Черномор убил своего брата-великана. Великан поведал секрет магии карлика, а также, что хранимый им меч сулит смерть Черномору.
Доколе борода цела —
Изменник не страшится зла.
Великан благословляет Руслана на месть карлику:
Коварству, злобе отомсти!
И наконец я счастлив буду,
Спокойно мир оставлю сей —
И в благодарности моей
Твою пощечину забуду».
Так Руслан обретает второго волшебного помощника и покровителя.
Песнь 4
Хан Ратмир приглашен девой на ночлег в замок, где встречает море заботы от множества дев. Поэтому на данном этапе Ратмир воплощает собой того, кто уклоняется от цели, соблазняясь удовольствиями и не зная своего истинного призвания.
Руслан же целеустремленно продолжает свой путь на север. Осень сменяется зимой, также как это будет происходить и в сказке о Спящей царевне и семи богатырях. А также у Андерсена в Снежной королеве.
Черномор хитростью завлекает Людмилу в свои объятия, обернувшись Русланом, а потом усыпляет ее, лишая таким образом сил к сопротивлению. Но в этот момент его вызывает боевой рог - Руслан прибыл как раз вовремя..
Песнь 5
Колдун разит Руслана с неба, но тот успевает схватить его за бороду и они улетают вместе.
Два дни колдун героя носит,
На третий он пощады просит:
Карлик по приказу богатыря вернулся в замок и там Руслан отрубил ему бороду. В поисках Людмилы он все крушит мечом и сбивает с Людмилы зачарованные сети. Но та спит.
Это также предвосхищение сюжета будущей сказки Пушкина о Мертвой царевне. Хотя Людмила вовсе не мертва, ее сон оживлен дыханием и всеми красками.
В этот момент голос Финна советует князю вернуться в Киев со спящей Людмилой.
По пути Руслан проезжает поле брани и прощается с полумертвой головой. Великан, увидя победу богатыря над карликом, спокойно умирает.
Также Руслан встречает Ратмира, который стал простым рыбаком, женившись на пастушке.
Ратмир в пустыне безмятежной
Людмилу, славу позабыл
И им навеки изменил
В объятиях подруги нежной.
Обращение Ратмира к своей возлюбленной отражает и жизнь самого Пушкина в тот момент. Ведь на протяжении поэмы Пушкин в лирических отступлениях тоже обращается к своей пассии, которая в ссылке заменила ему прежние увлечения Петербурга.
Напрасно счастье мне сулили
Уста волшебниц молодых;
Двенадцать дев меня любили:
Я для нее покинул их;
Оставил терем их веселый,
В тени хранительных дубров;
Сложил и меч и шлем тяжелый,
Забыл и славу и врагов.
Отшельник, мирный и безвестный,
Остался в счастливой глуши,
С тобой, друг милый, друг прелестный,
С тобою, свет моей души!»
Фарлаф, трусливо спрятавшись в спокойной пустыне, ожидает помощи Наины. Колдунья обернулась кошкой и показывает ленивцу путь. Фарлаф ночью подкрадывается и убивает кинжалом спящего Руслана.
Песнь шестая
Фарлаф привозит спящую Людмилу ко Владимиру и лжет ему, что нашел ее в таком виде у лешего в руках, и что пришлось ему 3 дня биться чтобы отвоевать девушку. Однако он не знает, как пробудить красавицу.
Но вдруг восстали печенеги и подступают к Киеву.
Финн окропляет труп Руслана мертвой водой, потом живой, и тот воскресает. Волшебник дает богатырю наказ сокрушить печенегов, а также дарит ему чудесное кольцо, чтобы разбудить Людмилу.
Руслан возвращается в Киев и крушит басурмана:
В одно мгновенье бранный луг
Покрыт холмами тел кровавых,
а затем пробуждает свою жену с помощью кольца.
Фарлаф во всем покаялся принародно и получил прощение.
Поэма заканчивается такой же присказкой, какой началась:
Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой.
Эпилог
Эпилог 1822 года написан уже в ссылке:
Забытый светом и молвою,
Далече от брегов Невы,
Теперь я вижу пред собою
Кавказа гордые главы.
В эпилоге Пушкин намекает про те события его жизни, посреди которых он сочинял свою поэму. Например, про злую сплетню Федора Толстого о том, что Пушкина якобы высекли в Тайной канцелярии. Эта сплетня, услышанная уже вдали от столицы, мучила ссыльного поэта и повергала в бессильную ярость. Но творчество помогало ему:
Я пел — и забывал обиды
Слепого счастья и врагов,
Измены ветреной Дориды
И сплетни шумные глупцов.
Упоминает здесь поэт и про то, как дружба Карамзина, Жуковского - заступничество влиятельных приближенных государя - спасла его от заточения, сохранив ему свободу в тот момент, когда над ним «сбиралась туча».
А также Пушкин здесь жалуется на нехватку вдохновения, пребывая в уверенности, что больше никогда ничего не сочинит. Сочинять на тему запретной борьбы с самовластьем уже нельзя... Он чувствует себя узником, пленником, сочиняя в этот период южной ссылки поэмы и стихотворения, все как один на тему плена. Это творческий кризис.
Восторгов краткий день протек —
И скрылась от меня навек
Богиня тихих песнопений…
Богиня тихих песнопений действительно скрылась навек. Но он не подозревает о том, что пора настоящего расцвета его творчества на самом деле впереди.