Найти в Дзене
Взор

"Выкапываем" Александровскую колонну и Исаакий

Оглавление

из залежей подва (зачёркнуто) библиотек ватика (зачеркнуто) итальянских.

Здравствуйте, уважаемые читатели!

В очередной раз выкладываю переводы.

"Если бы Пётр Великий вернулся к жизни и посетил свою новую столицу, он бы никогда не узнал в сегодняшнем Петербурге город, который он так быстро поднял из пучины болота. От Екатерины II до Николая II он кардинально изменился и усвоил тот отпечаток, который искусство цивилизации накладывает на великие столицы, особенно с возведением общественных памятников, благородно посвящённых служению живым или в честь усопших. Когда Екатерина извлекала огромную гранитную глыбу из финского болота, где та залегала, которую она намеревалась сделать основанием для конной статуи величайшего царя (ниже картинка из статьи другого номера этого журнала, на который тут ссылаются), казалось, что столь смелое великолепие, уже достойное истории и поэзии, было непревзойдённым. Её, однако, намного превзошла Александровская колонна, памятник, воздвигнутый на большой площади Зимнего дворца правящим государем от имени России для своего предшественника и брата Александра I. Работа, порученная архитектору Огюсту Рикару де Монферрану, французу по происхождению, была совершена примерно за шесть лет. Чистота замысла, изящество формы, величие и ценность материала, смелость и сложность исполнения делают эту колонну предметом гордости Санкт-Петербурга и современного искусства."

Литография Г. Мариани
Литография Г. Мариани

Это лишь начало журнальной статьи в одном из номеров Poliorama pitoresco, далее не перевожу, поскольку подобное слишком часто встречалось раньше (указаны размеры, вес, как дело было и проч.)

Листая газеты, можно проследить все стадии изготовления монумента:

-2
-3
-4
-5
-6

Об Антонио Адамини

Найдено в La Svizzera italiana v.1

Antonio Adamini di Montagnola, architetto in Russia, venne in bella fama per l'erezione da lui operata delle 48 colonne che formano i quattro pronai della chiesa di Sant'Isacco. Ha dato prova di insigne perizia nella meccanica innalzando in Pietroborgo il più gran monolito d'Europa, la colonna dedicata all'Imperatore Alessandro I. Il fusto di quella, di un sol pezzo tutto solido, è del peso di 718,502 libbre metriche. Erano in numero di 62 gli argani che operavano in tale congiuntura, e più di 2332 le persone impiegate nel solo innalzamento. Dopo due ore ed un quarto, al cospetto di 100,000 uomini in armi e di 300,000 spettatori applaudenti, la colonna fu collocata sulla sua base. L'imperator Nicolò abbracciava il signor Adamini e l' architetto Monsferrant autore dei disegni del monumento, e gl' insigniva dell'ordine di San Wladimiro (30 agosto 1834). Del metodo da lui tenuto e di quanto in allora si fece e si spendette, l'Adamini, emulo anche in questo dei Fontana, diede ragguaglio in un'opera che mandò poscia alla luce.

Антонио Адамини ди Монтаньола, русский архитектор, прославился возведением 48 колонн, образующих четыре портика Исаакиевской церкви. Он продемонстрировал выдающееся мастерство в области механики, воздвигнув в Санкт-Петербурге самый большой монолит в Европе – колонну, посвящённую императору Александру I. Её ствол, сделанный из цельного куска, весит 718 502 фунта. В это время работали 62 лебёдки, и только на возведении колонны было занято более 2332 человек. Спустя два с четвертью часа, в присутствии 100 000 латников и 300 000 аплодирующих зрителей, колонна была установлена ​​на своё основание. Император Николай обнял г-на Адамини и архитектора Монсферрана, автора проекта памятника, и наградил их орденом Святого Владимира (30 августа 1834 г.). Адамини, также являвшийся последователем Фонтана, в работе, которую тот позже опубликовал, где дал отчёт о своем методе и обо всём, что было сделано и потрачено в то время.

Уже не раз замечала ранее, что итальянский язык сложен для точного перевода, например, вместо "поднимания", гугль переводит "опускание". Словарём я не обзавелась, грамматики не знаю, а потому для меня особенно неясным стало последнее предложение в тексте. Дипл переводит его так:

"О методе, который он использовал, и о том, что было сделано и потрачено в то время, Адамини, подражая в этом Фонтане, рассказал в работе, которую он впоследствии опубликовал."

Похожее выдал и гугл. НО! Мне ещё ни разу нигде не встречалось упоминание о каком-либо альбоме или книге Адамини. Есть папка с чертежами в архивах Научно-технической библиотеки ПГУПСа, которая опубликованным трудом быть не может. Вопрос требует изучения.

Исаакий продолжает строиться

Перехожу ко временам сооружения колоннады большого купола (1837-1838 гг.)

Revue de Bruxelles t.5 (1838)

РОССИЯ. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ.
Установка 48 монолитных колонн, добытых в гранитных карьерах Финляндии (колонны, предназначенные для четырёх портиков собора Исаакия Далматского, каждая весом 300 000 фунтов* и колоссальных размеров: 56 футов в высоту и 6 футов в диаметре у основания), была сопряжена с многочисленными трудностями и непредвиденными опасностями. Однако успешное завершение этого масштабного проекта и опыт, накопленный в ходе работ, побудили главного архитектора собора, используя ту же систему, установить монолитную колонну, посвящённую памяти императора Александра I, высота ствола которой превышает 84 фута, а диаметр у основания — 12 футов, что соответствует весу 1 920 000 фунтов (870.9 т). Эта гигантская колонна была установлена, как и другие, без малейших происшествий.

(*) 136.077 т., 56 футов - 17.07 м, 6 футов - 1.83 м, 84 фута - 25.6 м, 12 футов - 3.66 м.

После столь масштабных и успешных экспериментов оставалась одна сложная задача: изобрести машину или передвижные леса, способные по желанию и без происшествий возвести 24 монолитные колонны, каждая весом 160 000 фунтов (72,57 т), высотой 42 фута (12.8 м) и диаметром у основания 4 фута 9 дюймов (1.45 м). Эти колонны должны были быть установлены и частично установлены на четырёх опорах купола и четырёх арках, образованных парусами, на высоте 160 футов (48.2 м) от тротуара Исаакиевской площади.

-7
-8

Эти колонны образуют вокруг фонаря купола, возведение которого вот-вот начнётся, круг с внешним диаметром 98 футов (29.87 м), общий вес которого можно оценить в 3 840 000 фунтов (1 741,79 т). Этот огромный вес нисколько не повлиял на устойчивость здания. Ни единой осадки, ни единой трещины, ни малейшего движения в точках опоры. Эта необычная и до сих пор уникальная операция предполагает, что возведение 32 монолитных колонн, которые для украшения четырёх колоколен упомянутой церкви планируется установить в следующем году примерно на той же высоте, будет лишь формальностью, учитывая их небольшие размеры и минимальный вес. Высота этих колонн составит всего 8,5 метра, диаметр – 90 сантиметров, а вес каждой – всего 29 тонн. Исходя из этих частичных расчётов, общий вес 104 колонн Исаакиевского собора можно оценить в 5 750 тонн.

Этот лес колонн, среди которых 24 колонны, составляющие колоннаду купола, имеют высоту 160 футов, позволит отнести собор Святого Исаака Далматского к числу самых впечатляющих зданий всей Европы.

Чтобы ещё точнее представить себе размеры этих колонн, представьте, что их капители подняты на высоту самой высокой башни собора Парижской Богоматери, высота которой составляет 60 метров. Отсюда купол Исаакиевского собора Исаакия Далматского с фонарём и крестом ещё будет на 38 метров выше этих колонн; следовательно, его общая высота может быть оценена в 100 метров.

Revue de Bruxelles t.6 (1838)

РОССИЯ. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ.
В одном из недавних выпусков «Обзора» (Ревю) было дано описание гигантского Исаакиевского собора, строящегося в столице Российской империи. Строительство идёт с такой активностью, что, как сообщается, собор скоро будет завершён. С 26 апреля, когда были установлены 24 колонны купола, было выполнено множество различных работ. Деревянная платформа, на которой размещалась техника для подъёма колонн, исчезла и была заменена лесами, удивительными как своей прочностью, так и элегантностью. Этот каркас, консольно установленный вокруг купола, чтобы не мешать работам, ведущимся внизу, когда достигнет своей полной высоты, поднимется на 340 футов (103.6 м) над уровнем площади. Именно с помощью этого огромного каркаса возводится стена башни купола, которая будет завершена к концу лета.

Антаблемент здания завершён; Мраморные фронтоны и аттики растут словно по волшебству, и в этом году своды исчезнут из виду под железной и медной кровлей, над которой неустанно трудятся. Мраморные конструкции, окружающие венец старой церкви, растут так быстро, что вскоре внутри останутся лишь следы.

Примечательной особенностью, ясно доказывающей, что это строительство не следует старым лекалам, а охотно использует достижения времени, является система, использованная при возведении купола храма. Господин Монферран, главный архитектор этого здания, который в течение двадцати двух лет самым старательным образом заботился о нём, считал, что Россия должна взять на себя инициативу в применении крупногабаритных металлических конструкций для этого купола.

В отчёте, представленном комиссии, курирующей проект, этот архитектор продемонстрировал превосходные преимущества конструкции из чугуна, кованого железа и бронзы, заменив каменные или кирпичные своды, возвышавшиеся на 300–400 футов, чья ужасающая тяжесть, постоянно действующая на них, подтачивала и разрушала сооружение задолго до его завершения.

После того как планы и детали нового сооружения получили окончательное одобрение Императора, эта важная работа была поручена, под руководством г-на Монферрана, г-ну Бэрду, старшему горному служащему, который усердно над ней трудится. Металлические своды четырёх портиков, которые почти готовы, были возведены по той же системе. Они изготовлены из чугуна, кованого железа и покрыты бронзой. Конструкция этих цилиндрических сводов, их богатство и великолепие превосходят всё, что мы видели до сих пор. Этой замечательной работой руководил г-н Хеннесейде*, курирующий художественные проекты в мастерских Санкт-Петербурга.

(*) Хэндисайд (William Handyside) - племянник Чарльза Берда

Только следующей весной начнётся строительство четырёх колоколен, которые будут сгруппированы в квадрат вокруг собора. 22 монолитные гранитные колонны, которые будут украшать эти колокольни, прибыли сюда несколько дней назад и были успешно разгружены. Эти колонны вместе весят 1 900 000 фунтов. Все они были погружены на корабль «Николай», то самое судно, которое в 1832 году перевезло Александровскую колонну. Это сооружение, имеющее конструкцию, столь же прочную, как военный корабль, было дотавлено из каменоломни (примерно 40 лиг) за 18 часов, буксируемое пароходом, который успешно преодолел отмели и рифы Финского залива. Таким образом, теперь у нас есть 104 монолитные гранитные колонны, которые украсят внешний вид церкви. Эти коринфские колонны сделаны из прекрасного красного гранита и изысканно отполированы; Они выделяются на фоне мраморного сооружения сероватого цвета с прожилками жёлтого и зелёного, придавая зданию строгий и внушительный вид. До сих пор Исаакиевский собор, окружённый лесами, представляет собой лишь внушительную массу, сквозь которую проглядывают колонны, бронзовые украшения, антаблементы и мраморные стены, но чья общая форма остаётся неуловимой. Судя по тому, какое впечатление произведёт этот ансамбль, исходя из увиденного, несомненно, что по своей архитектуре это сооружение будет сразу после собора Святого Петра в Риме, а по богатству использованных материалов превзойдёт величайшие памятники древности и современности; ибо где ещё найдётся храм высотой 340 футов, полностью из мрамора, гранита и бронзы, купол и колокольни которого будут покрыты чистым золотом?

Таков будет Исаакиевский собор 1842 года, поистине гигантский памятник, достойный щедрости государей российских."

Об Уильяме Хэндисайде

В указанной выше статье я выразила пожелание найти выпуск "Minutes of proceedings of the Institution of Civil Engineers v. 10 1850-1851". Нынче я его обнаружила и перевела страницы, отведённые для Уильяма Хэндисайда. Весь перевод будет позже, а нынче только пара абзацев.

"Около 1824 года, совместно с архитектором Монферраном, он выполнил часть каменных и металлических работ для собора Святого Исаака в Санкт-Петербурге. Эти работы практически не имеют себе равных в любой другой стране. Слабая природа основания требовала укрепления всего пространства сваями, что было выполнено с помощью усовершенствованных машин, специально разработанных для этой цели. Колоннада состояла из сорока восьми гранитных колонн, каждая из которых имела диаметр 8 футов и длину 56 футов, с коринфскими капителями и бронзовыми основаниями. Оборудование, использовавшееся для подъёма и установки колонн, было настолько совершенным, что три из этих огромных колонн были установлены за один день.

Вокруг основания купола были расположены тридцать шесть монолитных колонн, также гранитных, с металлическими капителями и базами; их диаметр составлял 4 фута 6 дюймов, а длина — 42 фута, и поскольку они должны были быть установлены на высоте 200 футов от земли, для их подъёма требовались значительные навыки. С помощью изобретённых машин это было осуществлено со скоростью три колонны в день. "