Найти в Дзене

ДЕНЬ, ИЗМЕНИВШИЙ МИР

12 октября 1985 г. мир изменился навсегда. В этот день погиб Комедиант… Кто-то может спросить как, на первый взгляд, рядовое убийство может изменить мир. Тем более случившееся 40 лет назад. Да ещё свершившееся в далекой Америке. К тому же той, что существует в альтернативной реальности. Да ещё и на страницах графического романа. Ан нет. Может, и ещё как! Просто каждый ведёт от этого дня свой отчёт… 12 октября 1985 г. – день, навсегда изменил мир литературы. Это дата, с которой начинается действие графического романа Алана Мура и Дейва Гиббонса «Хранители» (в оригинале «Watchmen», что правильно переводить как «Часовые», но мы будем придерживаться устоявшегося названия). Это произведение, которое вывело весь жанр графических романов на принципиально иной уровень. После выхода этой книги уже нельзя было говорить про книжки с картинками. Оказалось, что нарисованные произведения могут быть сложнее и многограннее, чем привычные до того словесные романы. «Хранители» наглядно доказали, что дра

12 октября 1985 г. мир изменился навсегда. В этот день погиб Комедиант…

Кто-то может спросить как, на первый взгляд, рядовое убийство может изменить мир. Тем более случившееся 40 лет назад. Да ещё свершившееся в далекой Америке. К тому же той, что существует в альтернативной реальности. Да ещё и на страницах графического романа.

Ан нет. Может, и ещё как! Просто каждый ведёт от этого дня свой отчёт…

12 октября 1985 г. – день, навсегда изменил мир литературы. Это дата, с которой начинается действие графического романа Алана Мура и Дейва Гиббонса «Хранители» (в оригинале «Watchmen», что правильно переводить как «Часовые», но мы будем придерживаться устоявшегося названия). Это произведение, которое вывело весь жанр графических романов на принципиально иной уровень. После выхода этой книги уже нельзя было говорить про книжки с картинками. Оказалось, что нарисованные произведения могут быть сложнее и многограннее, чем привычные до того словесные романы. «Хранители» наглядно доказали, что драматизм происходящего по средствам нескольких картинок можно передать не хуже нескольких сотен слов. Это был роман наполненный драматургией настолько, насколько не снилось многим. Не случайно он попал в сотню лучших романов XX века и по сей день считается одним из лучших комиксов.

12 октября 1985 г. – день, когда изменилось восприятие супергероев. В мире «Хранителей» герои в масках обычное явление американской жизни. Они надевают нелепые самодельные маски и костюмы, пытаются создавать «лиги» исключительно для того, чтобы нести в общество мораль и нравственность. Вот только понимание этой самой морали у самих героев далеко не идеальное.

-2

Сюжет истории начинается с того, что погибает Комедиант – один из символов свободы и демократии в её американизированом понимании. Расследованием его смерти занимается Роршах, чей портрет уверенно можно ставить как иллюстрацию к слову «социопат». Другие герои в трико погрязли в собственных проблемах и кризисах. Доктор Манхэттен – единственный герой со сверхспособностями, так вообще всячески устраняется от мирских проблем. В итоге именно он и становится главным отрицательным персонажем всей истории.

До столь глобального переосмысления, которое осуществил на страницах «Хранителей» Алан Мур все супергерои были совсем иными. Они четко стояли на позициях добра или зла. В «Хранителях» они предстали совсем другими. Каждый со своей моралью, со своим нравственным уровнем, со своими целями. Граница между понятиями «добра» и «зла» оказалась размыта настолько, что исчезла окончательно. «Хранители» - это не образы супергероев, это обычные люди. Будет глупо это отрицать.

-3

12 октября 1985 г. - день, когда трансформировалось восприятие художественного произведения как такового. Сочиненная история и жестокая реальность переплетаются в «Хранителях» настолько плотно, что невозможно отделить одно от другого. В этой истории всё без прикрас. Многие проблемы акцентированы настолько, что порой даже становится страшно. Цинизм автора и художника на такой высоте, что неожиданно понимаешь, что грань художественного происшествия стирается и начинается сама жизнь, во всей её неприглядности и самых страшных красках.

Напомню, что при этом вся исторяи прописано как лучший образец драматического романа. Кроме того, все иллюстрации выполнены с такой детализацией, которых не встретишь на многих картинах. Кроме того, самое произведение невероятно кинематографично по своей стилистике. Художественное воплощение этого произведения настолько на высоте, что все границы в нём стерты основательно.

-4

Наконец, 12 октября 1985 г. – это день, когда начались изменения в самом мире «Хранителей». Эта дата – первое, что видит читатель. С этого момента идёт отчёт всей истории, которая запруживает читателей в водоворот настолько, что начинает казаться, что именно мир романа реальный, а всё вокруг лишь жесткая фантазия. Хотя роман был для своего времени более, чем злободневный. То, что его действие происходит в немного видоизменённом мире, только придало этим проблемам остроты.

Повествование в «Хранителях» не линейно, но оно строго хронологично. Каждый ход, каждый «вот это поворот», каждый флэшбек появляется именно в тот момент, когда он должен произойти. Как тут не восхититься гениальности Озимандии, который сумел спланировать всё происходящее?

-5

И, самое важное, 12 октября 1985 г. – день, когда был закрыт вопрос о том, сможет ли современное общество спасти сверхчеловек. Этот вопрос ставили во многих странах на протяжении всего XX века. О последствиях этого лучше не вспоминать. Оказалось, что именно сверхлюди носители самой большой опасности. Здесь даже не важно, кто из героев «Хранителей» больше способен носить звание сверхчеловека: Доктор Манхэттен, Озимандия, Комедиант, Роршах. Важно, что их общее поражение ставит точку во всей кровавой истории XX века. По крайней мере, в том мире, где происходит действие «Хранителей».

-6

А вот ещё примечательный момент. Британец Алан Мур начал работать над «Хранителями» в 1984 году. Думаю, что не нужно говорить с каким художественным произведением ассоциируется этот год в мировой (и в британской, в частности) литературе. Думаю, что где-то подсознательно у писателя-бунтаря была идея, что с тем миром нужно покончить. Вот он и создал свой, казалось бы не имеющий ничего общего с той историей, которую создал Джордж Оруэлл. Но стоит вглядеться в «Хранителей» чуть пристальней и такие параллели начинают просматриваться довольно отчётливо. Массовая истерия несуществующей войны, дутый ура-патриотизм, борьба с инакомыслием – эти миры не так уж отличаются.

Так что этот день 40 лет назад действительно изменил мир. 12 октября 1985 г. – день, когда погиб Комедиант…