Найти в Дзене

А вы умеете правильно одеть 13 детей? Интернат

В первый год в интернате, пока воспитателем трудилась, заработала я себе ужасную репутацию. Ленивая, никчемушная, неумеха… Самое печальное, что именно такой себя и чувствовала. Из «хорошей девочки», умной и уважаемой, вдруг превратилась в нечто, стоящее на самой нижней ступеньке интернатовской иерархии. Даже нянечка Томка, особа взбалмошная, откровенно глуповатая и странноватая, имела, наверное, больше баллов на шкале симпатий. Дети находились в интернате круглый год, только на два летних месяца их забирали по домам родители. Сейчас он толерантно величается «для детей с ограниченными возможностями здоровья», а в советское время назывался просто и незамысловато: «для глухих и слабослышащих». Мне было немного за двадцать, муж, маленькая дочка. Попала на эту работу я почти случайно. Дочке в сентябре исполнялось полтора года. Находиться в декретном отпуске можно до трех лет, но не платили ничего. А мы же молодые, многого хотелось. Да и стыдно уже было на шее мужа сидеть. Надо устраиватьс
Фото автора
Фото автора

В первый год в интернате, пока воспитателем трудилась, заработала я себе ужасную репутацию. Ленивая, никчемушная, неумеха… Самое печальное, что именно такой себя и чувствовала. Из «хорошей девочки», умной и уважаемой, вдруг превратилась в нечто, стоящее на самой нижней ступеньке интернатовской иерархии. Даже нянечка Томка, особа взбалмошная, откровенно глуповатая и странноватая, имела, наверное, больше баллов на шкале симпатий.

Дети находились в интернате круглый год, только на два летних месяца их забирали по домам родители. Сейчас он толерантно величается «для детей с ограниченными возможностями здоровья», а в советское время назывался просто и незамысловато: «для глухих и слабослышащих».

Мне было немного за двадцать, муж, маленькая дочка. Попала на эту работу я почти случайно. Дочке в сентябре исполнялось полтора года. Находиться в декретном отпуске можно до трех лет, но не платили ничего. А мы же молодые, многого хотелось. Да и стыдно уже было на шее мужа сидеть. Надо устраиваться на работу. Вот только дело в том, что мы жили тогда в большой коммуналке, которая считалась рабочим общежитием (мужу комнату дали, он на стройке впахивал). Его-то прописали там, а меня нет. Мы с ребенком вообще тогда были прописаны аж в Карелии, у моих родителей.

Нет прописки – на работу не берут. Лимитную прописку в основном давали только рабочим. Или дворникам. Меня с высшим образованием на такие работы не брали. Пыталась в РОНО сходить, безрезультатно. И однажды на улице случайно встретилась с бывшей однокурсницей. Обрадовались: что, как, кто где. Я поделилась проблемой. Она рассказала, что работает по специальности, в загородном интернате. И у интерната есть лимит на временную прописку сотрудников. А женщины, которые там работают, за небольшую плату прописывают у себя.

Вот так у меня появилась и прописка, и работа.

Тут еще сложность: брали воспитателем, места педагогов все заняты. Утренняя смена с восьми утра, вечерняя заканчивается в девять вечера. Плюс дорога: электричка и метро. Получалось, что утром мне надо выходить из дома часов в шесть. После вечерней буду дома, если бегом-бегом, не раньше половины одиннадцатого вечера. Выходной или суббота, или воскресенье, а второй общий для всех выходной – будет у меня рабочим. Детки-то на выходные все равно в интернате, значит, воспитатели должны быть.

Мы с мужем подумали: ладно, справимся. Будем дочку в ясли по очереди отводить-забирать. Да вот только в ясли устроить ее не удалось. Везде один ответ: «Мест нет».

Мама предложила единственный выход: оставить ребенка на год у нее. Я знала, что дочке там будет хорошо, но вот мне… Уезжала, отрываясь со слезами и кровью, будто сердце свое оставляла…

***

Жила в Городе, поэтому на работу ездила на электричке. До метро дойти минут десять-пятнадцать (жили на Невском проспекте, недалеко от Московского вокзала), там две станции, а после электричка, сорок минут. Очень удобно: спокойно сидишь, можно подремать, почитать. Я обычно вязала. После электрички – совсем красота: минут десять по свежему пригородному воздуху, слушая птичек и любуясь природой. А моя соседка по коммуналке, например, тратила на дорогу в один конец те же час сорок минут, в переполненном транспорте, стоя, еще и с двумя пересадками.

Первый год работала не совсем по образованию, просто воспитателем, так как места сурдопепедагога не было. В свою утреннюю смену садилась под дверь педагога, которая проводила занятия в классе. Я причесывала и заплетала девочек (вроде как не просто так сижу, при деле). Делала это как можно медленнее, а сама слушала и впитывала, впитывала, впитывала… Конечно, редко получалось выкроить такое «свободное время», заниматься воспитателю тоже нужно. Только когда никто не видел.

Почему не открыто? Во-первых, свои дела обязана делать. Во-вторых, считалось, раз я дипломированный специалист, то должна сама все уметь. А на самом деле – теория одно, а практика – другое. И я, со своим высшим образованием, не очень пока понимала, как именно строить занятие, да даже элементарно – каким образом объяснять не слышащим и не говорящим деткам все «премудрости». Эти тайные «практикумы» потом очень мне пригодились. А пока… Если выдавали бы медаль «самому плохому воспитателю», то я точно ее тогда заслужила.

Конечно, где-то что-то подсматривала, спрашивала. Но если б еще знать, что именно спросить, на какой подводный камень нарвешься! Одна воспитательница, Галина, спасибо ей, многое подсказывала. Урывками: день расписан почти по минутам, только в тихий час более-менее есть время, да и то – ей надо планы писать, или к занятию вечернему готовиться, или еще что-нибудь, а тут я лезу. Пару раз я после своей утренней смены оставалась на ее вечернюю, училась всему.

А чаще всего на мои вопросы воспитатели фыркали: «У тебя высшее образование, а у меня педучилище. Ты лучше меня должна все знать».

Да. Вот только в дипломе моем значилось: «Учитель начальных классов, русского языка и литературы школ глухих и слабослышащих детей». Школ. Конечно, и курс дошкольной педагогики у нас был, но короткий и больше чисто ознакомительный. И практика в школе проходила. А детские сады водили так, посмотреть. Детсадовская практика была маленькой, и заключалась в том, что мы просто играли с детьми. Под присмотром воспитателя.

В институте учили. Например, где в голове находятся зоны Брока и Вернике, и за что они отвечают. А не тому, как предотвратить покушение на муляж яблока зубами этой головы. И если ты сто раз проведешь сравнительный анализ натурального яблока и муляжа, наглядно объяснишь, что муляж красивый, но невкусный и вообще несъедобный, то на сто первый все равно этот муляж будет тайно покусан. А потому что опыт и собственные грабли куда нагляднее. И вообще, те яблоки, которые съесть предлагают, обычные. А это прямо сказочное, грех не попробовать!

А наука одевания на прогулку! Алгоритм, учебные и воспитательные задачи, развитие мелкой моторики и чувства коллектива! И детей не простудить! Хорошо, что хоть этому я могла быстро и наглядно научиться: раздевалки двух групп рядом, в одном коридорчике. И время выхода на прогулку почти одинаковое. Так что, смотри, Лена, впитывай, запоминай.

Главное – детей не простудить, а для этого нельзя допускать, чтобы дети, которые одеваются быстро, ждали в полном обмундировании медлительных. Вспотеют, выйдут на прогулку мокрыми, и – здравствуй, сопли. Поэтому одеваемся поэтапно, попутно учим названия одежды. Старшие запоминают речевые обороты: «Я надел колготки. У меня синее пальто».

Сначала обязательно проверить, чтобы у каждого в кармане пальто был носовой платок и варежки. Никаких перчаток! В них руки мерзнут, да и надевать их целой группе малышей – замучаешься. И никаких курток! Попа и спина должны быть хорошо укрыты. А комбинезонов или штанов на лямках у нас тогда не водилось. Встречались единичные диковинные экземпляры у редких счастливчиков и вообще людей, родившихся с золотой ложкой во рту. И, вполне возможно, прямо в комбинезоне.

Проверили оснащение карманов? Дальше можно начать собственно одевание. Приступаем с нижнего этажа и двигаемся наверх. Колготки (показываем табличку «колготки», слово проговариваем). Две полоски – попа. Все надели? Майка должна быть в них обязательно заправлена: спину укрываем. Теплые штаны. Теперь шерстяные носки (если зима и мороз). Валенки (всё с табличками). Помогаем заправить штаны в валенки. Кофта или жилетка, если холодно. Зимой под шапку все, и девочки, и мальчики, обязательно надевают хлопчатобумажный платок. Вернее, чаще надевают-то не сами дети, а нянечка. Платок повявается на голову, концы плотно (но не туго!) оборачиваются вокруг шеи, завязываются сзади.

Именно в этот сакраментальный момент, когда няня повязывает тринадцать платков, воспитатель может уже и сам одеваться. Быстро-быстро, куда там пресловутым армейским спичечным 45-ти секундам! Пока платки занимают свои законные места. Потому что дальше – шапки. А они, чаще всего, с завязками. И кто завязывает? Правильно, опять нянечка. И воспитатель.

Шапки, платки проверили? Ни у кого ничего не торчит, и вообще вид опрятный и ухоженный? Теперь очередь пальто. Здесь уже проще, потому что даже малыши некоторые, самые ловкие, умеют их застегивать. А уж про больших и говорить нечего, сплошной отдых и праздник души воспитателя.

И это только самое начало прогулки! А труд на участке? Наблюдения природы: сезонные изменения, названия деревьев и цветов, рассматривание листьев и прочего? Постройки снежных лабиринтов, крепостей, горок? Весной – ручейков и всяких разностей в песочнице? Подвижные игры и физкультурные упражнения на свежем воздухе? И все это с обязательным параллельным проговариванием.

Меня этому точно не учили…

Книги на фото были моим ценнейшим приобретением в разных отделах букинистики. Каждая – раздобытое сокровище, драгоценности, альфа и омега, буквари и кладези. Храню их, как хранят любимых старичков, с уважением и благодарностью.

© Елена Тершукова. Канал на Дзен: Елена-Уютные истории за чаем

✅ Друзья! Начинаю публиковать свою книгу "Интернат". Буду рада, если вам интересно. Напишите свои впечатления, мне очень важна обратная связь!

Вторая часть здесь:

✅ Я пишу не только о себе. На моем канале, много разных историй из жизни: веселых, романтичных, задумчивых. Всегда рада пообщаться и узнать ваше мнение! Вам сюда:
Елена-Уютные истории за чаем ☕🍰🍬

А можно сразу в подборки (нажимайте на эти синие буковки) 😊

✅ Пээс. Так как я отключила монетизацию, теперь единственное мне вознаграждение в Д. - ваши лайки и комментарии 🤝😄