Вы подъехали к перекрестку. С других сторон подъехали разные транспортные средства. Что делать? Кому уступать?
Из этой статьи вы узнаете, как разъезжаться на нерегулируемых перекрестках. На них светофор либо постоянно МИГАЕТ ЖЁЛТЫМ светом, либо ОТКЛЮЧЕН, либо вовсе ОТСУТСТВУЕТ. Например, как здесь:
--------------------------------------------------
Определяем главенство дороги.
Для определения очередности вам нужно уметь определять, как пересекающиеся дороги соотносятся между собой. Бывает, что одна из них главная, а другая - второстепенная. А бывает, что дороги равнозначные.
Дороги все разные. Широкие и узкие, асфальтированные и грунтовые, с трамвайными путями и без них и т.д. А даже если дороги выглядят почти одинаково, по ним может проезжать разное количество транспорта. Следовательно, дороги могут отличаться по своему значению.
Есть много перекрестков, на которых одна дорога явно более "важная", чем другая. Например, по ней проезжает гораздо больше автомобилей. Логично, что едущим по этой дороге нужно предоставить преимущество, иначе соберется затор. Такая дорога на перекрестке будет Главной, а пересекаемая - второстепенной.
Если на перекрестке нет Главной дороги, то эти дороги называются равнозначными, а перекресток - равнозначным.
Но как же водителю понять, на какой он дороге - главной, второстепенной или равнозначной?
Первый признак - знаки приоритета.
Первый признак ГЛАВЕНСТВА дороги - знаки:
Если же наша дорога ВТОРОСТЕПЕННАЯ, то мы увидим один из этих двух знаков:
Ну а если перекресток РАВНОЗНАЧНЫЙ, то увидим такой знак:
Второй признак. Если нет знаков приоритета - тип покрытия дороги
Типов покрытия два: твёрдое и грунтовое.
Чтобы увидеть разницу между покрытиями, посмотрите это видео. В начале двигаемся по грунтовой дороге, потом выезжаем на твердое покрытие. Думаю, разница очевидна.
Так вот. На перекрестке дорог с РАЗНЫМИ типами покрытия Главной будет дорога с твёрдым покрытием. Грунтовка будет второстепенной.
Кстати, часто можно видеть, что на грунтовой дороге перед перекрестком "появляется" несколько метров асфальта. Это не меняет ситуацию. Грунтовая дорога всё равно второстепенная, хоть и чуть-чуть заасфальтирована у перекрестка:
Если нет знаков, обозначающих Главную и второстепенную дорогу, то перекресток дорог с покрытием одного типа является РАВНОЗНАЧНЫМ.
Бывает, что водитель не может определить, какой тип покрытия у пересекающихся дорог. Например, если дороги оказались под толстым слоем снега. В таком случае нужно действовать наиболее безопасно - уступать дорогу. То есть действовать так, как будто находишься НА ВТОРОСТЕПЕННОЙ дороге.
=====================================================
Теперь, наконец, про очередность.
ПЕРВЫЙ ШАГ. Синий маячок с сиреной.
Первыми через перекресток всегда проезжают автомобили с включенным синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом (сиреной).
Во всех случаях. Видите включенный синий маячок и слышите сирену - уступайте.
ВТОРОЙ ШАГ. Главная дорога.
Следующее, на что нужно обратить внимание - есть ли главная и второстепенная дороги. Если есть, то ТС на главной дороге всегда имеют преимущество. А те, кто на второстепенной, должны уступать дорогу.
Не важно, кто в каком направлении поедет через перекресток. Важно только одно - кто ПО КАКОЙ ДОРОГЕ ПОДЪЕХАЛ К ПЕРЕКРЕСТКУ. Подъехал по Главной - можешь ехать первым.
Кстати. Вы помните, что знак "Движение без остановки запрещено" обязывает остановиться, а затем уступить дорогу.
Но где же нужно остановиться?
Однако главная дорога не всегда прямая. Она может менять направление на перекрестке. Чтобы сообщить об этом водителям, используют табличку:
Как бы ни изгибалась Главная дорога на перекрестке, принцип разъезда остается тот же. Тот, кто на Главной, имеет преимущество. Кто на второстепенной - уступает.
И не важно, кто куда поедет на перекрестке.
ВАЖНО ТОЛЬКО ТО, КТО ОТКУДА ПОДЪЕХАЛ!
Преимущество имеет тот, кто ПОДЪЕХАЛ по Главной! Даже если он съезжает с Главной на перекрёстке, он продолжает пользоваться преимуществом НА ВСЁМ перекрёстке.
Уже много раз в этой статье встречалось выражение "Уступить дорогу". Интуитивно было понятно, что это значит. Однако ситуации бывают разные. Когда водитель обязан уступить дорогу, он должен чётко понимать, что ему можно делать, и чего делать нельзя.
В ПДД определение термина "Уступить дорогу" занимает несколько строчек. Размещу это определение для желающих вчитаться и вникнуть в исходную формулировку:
"Уступить дорогу (не создавать помех)" - требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
Проще говоря, "уступить дорогу" - значит, НЕ ПОМЕШАТЬ. Если обязан уступить дорогу, сделай так, чтобы тебя не пришлось объезжать. Или не пришлось тормозить, чтобы в тебя не врезаться. Если другим пришлось из-за тебя разгоняться, тормозить или крутить рулём - ты не выполнил требование "Уступить дорогу".
Такая обязанность возникает не только там, где есть знак. Уступать дорогу необходимо во многих случаях. Например, при перестроении, при проезде пешеходных переходов, при выезде из двора и ещё много где.
Обязательно ли при этом останавливаться? Нет! Если вы МОЖЕТЕ БЕЗ ОСТАНОВКИ выехать со второстепенной на Главную, и при этом НЕ ПОМЕШАТЬ тем, кто по ней едет, то свою ОБЯЗАННОСТЬ ВЫ ВЫПОЛНИТЕ.
Примеры:
ТРЕТИЙ ШАГ. Трамваи.
Вы уже в курсе, что сначала через перекресток поедут специальные ТС с синими маячками и звуковым сигналом. Затем поедут те, кто на Главной. Но что делать, если надо разъехаться тем, у кого дороги одинаковые по значению?
Например, если вы оба на второстепенной. Или оба на Главной. Или перекресток равнозначный и там все в одинаковых условиях.
В таком случае появляется преимущество у трамвая. Он большой, тяжёлый, и у него нет руля. Так и быть, пусть едет первым)
Если вы с трамваем В РАВНЫХ УСЛОВИЯХ, то вы должны уступить дорогу.
ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ. Помеха справа и встречные
Помеха справа
Часто водителям приходится обращать внимание на помеху справа. Особенно на ту, которая сидит рядом и постоянно отвлекает. (Шутка)
Окей, с трамваями разобрались. А что делать, когда трамваи уехали (или их вообще не было)? Как разъезжаться с НЕтрамваями, если мы оказались на одинаковых по значению дорогах?
Принцип разъезда в таком случае будет такой: уступать должен тот, к кому другое ТС приближается справа.
Проще говоря - кто справа, тот и первый.
Ещё проще говоря - если автомобиль от вас справа, то вы уступаете. Если он слева, то вы едете первым.
Так сделано потому, что для водителя леворульного автомобиля обзор в правую сторону лучше, чем в левую.
Примеры:
Учтите, что принцип "помеха справа" - штука динамичная. И пока вы проезжаете перекресток, ситуация может измениться. Это происходит во время разворота. Сначала вы справа и имеете преимущество. Но как только вы развернётесь, "лево" и "право" поменяются местами. И теперь уже для вас появится помеха справа.
Ещё об одном нюансе при развороте смотрите видео (3,5 минуты).
При повороте налево уступи встречным
С помехой справа более-менее разобрались. А как разъезжаться, если никто не справа? Если автомобили подъехали со встречных направлений?
Ну тогда, по идее, мы друг другу не мешаем. Это верно. Но только до того момента, пока кто-то не решит повернуть налево или развернуться. Тогда точно возникнет конфликтная ситуация.
Кто надумал поворачивать налево (или разворачиваться), тот пусть и уступает встречному, который двигается прямо или направо.
Обычно на перекрестке не очень много народу поворачивает налево. Будет справедливо, если они уступят большинству, которое едет прямо или направо.
Примеры. Помеха справа и поворот налево.
До этого момента вам предлагались изолированные упражнения (как сказали бы спортсмены). То есть вопросы были на понимание какого-то одного единственного правила. Теперь же будем сочетать разные правила очередности.
Нюансы
А есть ли конфликт?
Когда увидите картинку с перекрестком, не торопитесь вспоминать, кому вы должны уступать. Сначала прикиньте, с какими ТС у вас вообще есть конфликт. То есть с кем пересекается ваша траектория.
Ещё про разворот
Про ещё один вопрос, касающийся разворота и помехи справа, посмотрите небольшое видео (2 мин).
(Поленитесь смотреть - потом жалеть будете)
Помеха справа у всех!
Возможно, следующий вопрос у вас созрел уже давно. И вот его время пришло)
Как быть, если к равнозначному перекрестку со всех четырёх сторон подъехали транспортные средства, и среди них нет ни трамваев, ни спецтранспорта с сиреной? У всех же тогда помеха справа! И все должны друг другу уступать по кругу!
Это единственная ситуация, которую водители официально должны решить как-нибудь сами. В Правилах написано "по договоренности водителей". А что это за договоренность и как её достичь - не написано.
Видимо, имеется в виду, что должен найтись самый вежливый водитель, который махнет рукой своей помехе СЛЕВА и скажет что-то вроде "проезжай, дружище". Наверное, так.
Но учтите! Договорённость договорённостью, но если на перекрестке всё-таки произойдет столкновение, то виновного определят по "помехе справа".
Многоходовочка при повороте
Не всегда нужно 4 ТС, чтобы все должны были уступать друг другу по кругу. Иногда достаточно всего трёх:
Но тут уже никаких договоренностей! Здесь будет весьма специфический порядок действий. Посмотрите об этом видео (2 мин).
Напоследок
Важно не только понимать, кто кому уступает, но и чётко осознавать причину преимущества.
Ещё примеры. Помехи и трамваи.
Перекрестки с круговым движением. Ломаем стереотипы.
Сенсация! Помеха справа. Работает. Не всегда. Вот так вот! Есть такие хитрые равнозначные перекрестки, которые нужно проезжать НЕ по принципу "помехи справа". Это перекрестки с круговым движением.
Такие перекрестки обозначаются синими круглыми дорожными знаками со стрелками (см. картинки ниже).
Если на таком перекрестке нет Главной дороги, то преимущество имеют те, кто двигается по кругу.
На РАВНОЗНАЧНЫХ ПЕРЕКРЕСТКАХ с круговым движением преимущество у того, кто двигается по кругу.
Опять примеры. Помехи и Главная дорога
С Главными дорогами разобрались, с помехами справа - тоже. Теперь будем объединять. Сначала учитываем главенство дороги, потом - помеху справа
Ну и так далее. Надеюсь, принцип понятен.
Чуть усложним: