Найти в Дзене
Литературный бубнёж

Значительное лицо без лица

И ещё об одной детали гоголевской “Шинели”. От чего заболел и умер Акакий Акакиевич? Казалось бы, ответ простой: грабители оставили его без шинели на морозе. Однако это не так. В этот момент он не заболевает, а, наоборот, начинает вести активную деятельность в попытке добиться справедливости. К гибели Башмачкина толкает встреча со значительным лицом. Эти слова всегда тем или иным образом выделяются в тексте повести, подчёркивая эту самую значительность. Тень генерала преследует Башмачкина с самого начала повести. Вот деталь из эпизода первого посещения Петровича: Петрович взял капот, разложил его сначала на стол, рассматривал долго, покачал головою и полез рукою на окно за круглой табакеркой с портретом какого-то генерала, какого именно, неизвестно, потому что место, где находилось лицо, было проткнуто пальцем и потом заклеено четвероугольным лоскуточком бумажки. Понюхав табаку, Петрович растопырил капот на руках и рассмотрел его против света и опять покачал головою. Потом обратил его
Иллюстрация из моего домашнего издания
Иллюстрация из моего домашнего издания

И ещё об одной детали гоголевской “Шинели”. От чего заболел и умер Акакий Акакиевич? Казалось бы, ответ простой: грабители оставили его без шинели на морозе. Однако это не так. В этот момент он не заболевает, а, наоборот, начинает вести активную деятельность в попытке добиться справедливости.

К гибели Башмачкина толкает встреча со значительным лицом. Эти слова всегда тем или иным образом выделяются в тексте повести, подчёркивая эту самую значительность.

Тень генерала преследует Башмачкина с самого начала повести. Вот деталь из эпизода первого посещения Петровича:

Петрович взял капот, разложил его сначала на стол, рассматривал долго, покачал головою и полез рукою на окно за круглой табакеркой с портретом какого-то генерала, какого именно, неизвестно, потому что место, где находилось лицо, было проткнуто пальцем и потом заклеено четвероугольным лоскуточком бумажки. Понюхав табаку, Петрович растопырил капот на руках и рассмотрел его против света и опять покачал головою. Потом обратил его подкладкой вверх и вновь покачал, вновь снял крышку с генералом, заклеенным бумажкой, и, натащивши в нос табаку, закрыл, спрятал табакерку и наконец сказал…
<...>
При слове "новую" у Акакия Акакиевича затуманило в глазах, и все, что ни было в комнате, так и пошло пред ним путаться. Он видел ясно одного только генерала с заклеенным бумажкой лицом, находившегося на крышке Петровичевой табакерки.

В самом начале трагедии герой уже неосознанно предвидит её финал.

Характерна формулировка: "какого-то генерала", значительное лицо которого заклеено бумажкой. А какая разница, что это конкретно за лицо?

Мы уже отмечали, что одна из отличительных черт петербургского текста - губительное влияние на героев строгой иерархичности общества. То самое “электричество чина” по выражению Гоголя. Их жизнь зависит от положения в Табели о рангах, и стремление вписаться в эту систему зачастую приводит к необратимым для психики последствиям. Вспомним хотя бы гоголевского Поприщина.

Значительное лицо в “Шинели” не имеет имени, фамилии и должности, оно - воплощение абстрактного духа той самой государственной машины.

Какая именно и в чем состояла должность значительного лица, это осталось до сих пор неизвестным. Нужно знать, что одно значительное лицо недавно сделался значительным лицом, а до того времени он был незначительным лицом. Впрочем, место его и теперь не почиталось значительным в сравнении с другими, еще значительнейшими.

Но нельзя, однако же, видеть в этом герое только воплощённое зло. Генерал - тоже своего рода жертва, против своей воли выполняющая назначенную ей роль:

Впрочем, он был в душе добрый человек, хорош с товарищами, услужлив, но генеральский чин совершенно сбил его с толку. Получивши генеральский чин, он как-то спутался, сбился с пути и совершенно не знал, как ему быть. Если ему случалось быть с ровными себе, он был еще человек как следует, человек очень порядочный, во многих отношениях даже не глупый человек; но как только случалось ему быть в обществе, где были люди хоть одним чином пониже его, там он был просто хоть из рук вон: молчал, и положение его возбуждало жалость, тем более что он сам даже чувствовал, что мог бы провести время несравненно лучше. В глазах его иногда видно было сильное желание присоединиться к какому-нибудь интересному разговору и кружку, но останавливала его мысль: не будет ли это уж очень много с его стороны, не будет ли фамильярно, и не уронит ли он чрез то своего значения? И вследствие таких рассуждений он оставался вечно в одном и том же молчаливом состоянии, произнося только изредка какие-то односложные звуки, и приобрел таким образом титул скучнейшего человека.

В образе значительного лица соединяются два типично петербургских сюжета: жёсткую чиновничья вертикаль и подчёркнутую театральность в поведении героев. Ему позволено подняться выше многих и обеспечить себе комфортную жизнь, но взамен этого он вынужден подавить личностное начало и согласиться играть роль. Из человека он превращается в символ всей государственной машины.

Ещё кое-что о "Шинели":

---------------------------------------

Телеграм-канал для тех, кто хочет читать книжки хотя бы по цитатам:

https://t.me/+H-MBm3GL408zZmMy