Найти в Дзене
В море книг

Контора, она и есть контора

В середине 80-х годов 19-го века поэт Иван Сергеевич Тургенев был достаточно известен. Его стихи и поэмы печатали многие российские журналы и поэтические сборники. В 1853 году он написал свой первый роман «Два поколения » в прозе. Как следует из названия, роман был посвящен конфликту «отцов и детей» в русском дворянском обществе. Он повествовал о двух семьях — старой, аристократической, и новой, разночинной. Именно в «Двух поколениях» Тургенев впервые сформулировал для себя центральную проблему, которую потом блестяще развил в своем самом знаменитом романе — «Отцы и дети». Можно сказать, что «Два поколения» были его «черновым наброском», первой попыткой осмыслить раскол между старшим и младшим поколениями в России. В предвкушении славы И.С. Тургенев отдал своё творение своему другу критику Павлу Васильевичу Анненкову. Анненков прочел роман и написал разгромный отзыв. По его мнению, плохо было всё: сюжетная линия, общая идея, композиция. Тургенев не ожидал такого фиаско. Он сжег рукоп

В середине 80-х годов 19-го века поэт Иван Сергеевич Тургенев был достаточно известен. Его стихи и поэмы печатали многие российские журналы и поэтические сборники. В 1853 году он написал свой первый роман «Два поколения » в прозе. Как следует из названия, роман был посвящен конфликту «отцов и детей» в русском дворянском обществе. Он повествовал о двух семьях — старой, аристократической, и новой, разночинной. Именно в «Двух поколениях» Тургенев впервые сформулировал для себя центральную проблему, которую потом блестяще развил в своем самом знаменитом романе — «Отцы и дети». Можно сказать, что «Два поколения» были его «черновым наброском», первой попыткой осмыслить раскол между старшим и младшим поколениями в России.

В предвкушении славы И.С. Тургенев отдал своё творение своему другу критику Павлу Васильевичу Анненкову. Анненков прочел роман и написал разгромный отзыв. По его мнению, плохо было всё: сюжетная линия, общая идея, композиция. Тургенев не ожидал такого фиаско. Он сжег рукопись. Но перед этим, издатель журнала «Московский вестник» уговорил Ивана Сергеича дать отрывок из романа «Два поколения». Отрывок был напечатан под названием «Собственная господская контора».

Это- блестящий социально-психологический этюд, в котором сталкиваются три «ветви» власти. С одной стороны безвольная, злющая барыня, которая ни на что не способна и даже не понимает, что ей надо делать. Она отдаёт приказания и тут же их отменяет. С другой стороны – буфетчик Павел – фаворит, приближенный к барыне, мастер интриг, наветов и скандалов. С третьей стороны – управляющий Еремеевич, который к каждому вопросу подходит с бюрократическими проволочками, составлением бумажек, постоянным запутыванием дела. Иван Сергеевич ярко показал обстановку того времени.

««Вотчинная контора» не могла похвастаться ни чистотою, ни благовонием. Случалось иногда, что свечи в ней горели голубым огнем, как бы в погребе или в бане. «Собственная контора», напротив, отличалась опрятностью: это была большая, светлая комната, с тремя окнами; у одного из них помещался секретарский стол, покрытый зеленым сукном. Вдоль стен тянулись шкафы из ясеневого дерева; по самой середине, на особо устроенном возвышении, стояло ореховое бюро; за этим бюро, на широком и мягком кресле, садилась сама барыня; другое кресло, тоже довольно покойное, стояло несколько поодаль и пониже — для Василия асильевича. Прямо против господского бюро висел на стене портрет напудренного старика в лиловом французском кафтане с стразовыми пуговицами, известного в свое время хозяина, дяди Глафиры Ивановны, от которого она получила свое имение и которого она поставила себе в образец.

Три эти человека — до самого появления Глафиры Ивановны — не разговаривали друг с другом; только Павел спросил у Левона, записал ли он садовые работы; Левон кивнул ему головой. Когда же наконец барыня вошла, они все трое выпрямились и низко ей поклонились; Кинтилиан и Павел заложили руки за спину — Левон слегка оперся о стол. Глафира Ивановна, молча и не спеша, взошла на возвышение, отодвинула слегка кресла, села, оправилась и, приняв озабоченный вид, немного помолчала, наконец, обратившись к Левону, сделала повелительное движение рукою и промолвила: «Начинай!»»

Усадьба помещика
Усадьба помещика

А дальше Тургенев описывал форменную бестолковщину управления. Барыня, поместье которой досталось ей в наследство, абсолютно не хотела вникать в дела, давала распоряжения, которые ей тут же приходили на ум. Её помощники лишь поддакивали, записывали её распоряжение куда-то и было ясно, что никто ничего выполнять не будет. Этим Тургенев хотел показать всю отсталость и порочность крепостного права. По сути, показан кризис дворянской усадьбы. Рассказ «Собственная господская контора» еще интересен и тем, что он показывает эволюцию взглядов Тургенева от чисто обличительного пафоса рассказа «Контора» из цикла «Записок охотника» (здесь я писал об этом цикле) к более сложному анализу социально-экономических основ жизни дворянской усадьбы, что позже найдет полное воплощение в романе «Дворянское гнездо». Повторюсь, этюд написан ярко, чувствуется дыхание времени.

P.S. Статья написана в рамках марафона по чтению произведений Ивана Сергеевича Тургенева и Александра Александровича Блока организованным каналом «БиблиоЮлия».

Благодарю Вас за то, что прочли статью. Всего Вам самого доброго! Будьте счастливы! Вам понравилась статья? Поставьте, пожалуйста, 👍 и подписывайтесь на мой канал

-3