Сегодня мы расскажем вам о французском мастере, чье имя не столь широко известно. Марсьяль Рейсс – художник, скульптор, иллюстратор и кинорежиссер послевоенного и современного искусства, член движения «Новый реализм». Его работы отличаются яркой экспрессией, смелым использованием цветов, а также необычными сочетаниями мотивов классического искусства с элементами поп-культуры, рекламы и повседневной жизни. Его творчество ставят в одну линию с Энди Уорхолом и Роем Лихтенштейном. Давайте узнаем побольше о французском представителе «поп-арта».
Творческий путь
Рейсс родился в 1936 году в семье керамистов. Уже в возрасте 12 лет мальчик начал писать стихи, а чуть позже проникся живописью. Поначалу, Рейсс хотел посвятить свою жизнь литературе – он изучал ее в Университете Ниццы. Затем, все в том же городе, он начал посещать Школу декоративного искусства.
В конце 1950-х, создавая ассамбляжи из повседневных коммерческих предметов, Рейсс разработал свою концепцию «Гигиены зрения» («Vision Hygiene»), согласно которой его произведения должны были обладать «спокойной очевидностью массово производимых холодильников».
К 1960 году Рейсс стал одним из основателей движения «Новый реализм» («Nouveau Réalisme») вместе с Ивом Кляйном и Жаном Тэнгли. Художники группы стремились использовать элементы массового потребления и индустриальные объекты в своих работах, превращая готовые предметы в средства для выражения концептуальных и художественных идей.
Серия «Сделано в Японии»
В этот же период он создал серию «Сделано в Японии» («Made in Japan»), включающую около 15 работ. В этой серии Рейсс переосмысливает классические произведения искусства на современный манер: «Большая Одалиска» Жана Огюста Доменика Энгра, «Портрет молодой женщины» Пьеро дель Поллайло и «Аполлон и Диана» Лукаса Караха Старшего. Как же он «переделывал» классические шедевры? Рассмотрим поподробнее на самой известной работе из цикла – «Большой Одалиске».
Сперва художник сфотографировал картину, выбрал нужный ему фрагмент, кадрировал, наклеил на холст, а затем перекрасил акриловыми аэрозольными красками. Почему именно аэрозольными? Все просто: чтобы приблизить произведение искусства к миру рекламы того времени. Фон он окрасил ярко-красным цветом, а тело одалиски – зеленым.
Здесь тоже стоит отметить интересный момент: в тот период зеленый цвет был табуирован в театре, так как часто ассоциировался с болезнями, гниением и трупами, другими словами – со смертью. Но это отнюдь не напугало Рейсса, наоборот помогло привнести новый смысл в бессмертное произведение Энгра. Также над головой «Одалиски» изображен еще один символ смерти – муха. Другие атрибуты: платок на голове девушки заменяется на современную бандану и, кроме того, украшается камушками – дешевыми безделушками. Рейсс создал поверхностную эстетику, о которой он сам говорил:
Нужно довести фальшь до предела
Постепенно дама на полотне превращается в икону моды, в олицетворение мира потребления. Художник связывал массовое производство и предметы потребления с бренностью и быстротечностью жизни.
Точно так же Рейсс переосмысляет «Портрет молодой женщины» и «Аполлона и Диану». В первой работе он обращается к женской красоте. Он убирает границы и время, стирая фон так же, как и в «Одалиске». Художник выделяет контуры лица девушки, окрашивая ее кожу в тот же ядовито (можно даже сказать «смертельно») зеленый цвет, одновременно и подчеркивая, и критикуя идеальную красоту.
Работа по полотну Кранаха интересна тем, что здесь художник вводит тему родного города: на заднем плане Рейсс изображает Ниццу. Кроме того, он делает картину объемной, вклеивая в нее листву, выходящую за рамки полотна. Так мастер наделяет классическое произведение личной интерпретацией.
Новые направления в творчестве
После событий майских студенческих протестов во Франции 1968 года Рейсс переосмыслил свой художественный подход и вскоре сосредоточился на более традиционных жанрах – рисунке, живописи и скульптуре. В своих работах он больше стал обращаться к теме природы.
С 1980-х годов Рейсс сосредоточился на крупномасштабных полотнах и бронзовых скульптурах, создавая эпические фризы с множеством персонажей, часто гротескных и аллегорических.
В поздний период его творчества (1990-е – 2000-е и далее) проявились ирония, пародия и бурлеск: персонажи – клоуны, маски, пышно одетые фигуры – отражают «маскарад человечества» как трагикомедию жизни. Он продолжал экспериментировать с материалами и форматами, сочетая масло, темперу и скульптуру, создавая большие композиции с символическими и мифологическими мотивами.
Работы Рейсса активно выставляются в международных музеях и галереях, включая ретроспективу в Центре Помпиду и персональную выставку в Пекине, подтверждая его признание как значимого современного художника.