Найти в Дзене
Бранч искусствоведа

Марсьяль Рейсс: переосмыслить искусство

Сегодня мы расскажем вам о французском мастере, чье имя не столь широко известно. Марсьяль Рейсс – художник, скульптор, иллюстратор и кинорежиссер послевоенного и современного искусства, член движения «Новый реализм». Его работы отличаются яркой экспрессией, смелым использованием цветов, а также необычными сочетаниями мотивов классического искусства с элементами поп-культуры, рекламы и повседневной жизни. Его творчество ставят в одну линию с Энди Уорхолом и Роем Лихтенштейном. Давайте узнаем побольше о французском представителе «поп-арта». Рейсс родился в 1936 году в семье керамистов. Уже в возрасте 12 лет мальчик начал писать стихи, а чуть позже проникся живописью. Поначалу, Рейсс хотел посвятить свою жизнь литературе – он изучал ее в Университете Ниццы. Затем, все в том же городе, он начал посещать Школу декоративного искусства. В конце 1950-х, создавая ассамбляжи из повседневных коммерческих предметов, Рейсс разработал свою концепцию «Гигиены зрения» («Vision Hygiene»), согласно кот
Оглавление

Сегодня мы расскажем вам о французском мастере, чье имя не столь широко известно. Марсьяль Рейсс – художник, скульптор, иллюстратор и кинорежиссер послевоенного и современного искусства, член движения «Новый реализм». Его работы отличаются яркой экспрессией, смелым использованием цветов, а также необычными сочетаниями мотивов классического искусства с элементами поп-культуры, рекламы и повседневной жизни. Его творчество ставят в одну линию с Энди Уорхолом и Роем Лихтенштейном. Давайте узнаем побольше о французском представителе «поп-арта».

Творческий путь

Рейсс родился в 1936 году в семье керамистов. Уже в возрасте 12 лет мальчик начал писать стихи, а чуть позже проникся живописью. Поначалу, Рейсс хотел посвятить свою жизнь литературе – он изучал ее в Университете Ниццы. Затем, все в том же городе, он начал посещать Школу декоративного искусства.

В конце 1950-х, создавая ассамбляжи из повседневных коммерческих предметов, Рейсс разработал свою концепцию «Гигиены зрения» («Vision Hygiene»), согласно которой его произведения должны были обладать «спокойной очевидностью массово производимых холодильников».

К 1960 году Рейсс стал одним из основателей движения «Новый реализм» («Nouveau Réalisme») вместе с Ивом Кляйном и Жаном Тэнгли. Художники группы стремились использовать элементы массового потребления и индустриальные объекты в своих работах, превращая готовые предметы в средства для выражения концептуальных и художественных идей.

Серия «Сделано в Японии»

В этот же период он создал серию «Сделано в Японии» («Made in Japan»), включающую около 15 работ. В этой серии Рейсс переосмысливает классические произведения искусства на современный манер: «Большая Одалиска» Жана Огюста Доменика Энгра, «Портрет молодой женщины» Пьеро дель Поллайло и «Аполлон и Диана» Лукаса Караха Старшего. Как же он «переделывал» классические шедевры? Рассмотрим поподробнее на самой известной работе из цикла – «Большой Одалиске».

Большая одалиска. Жан Огюст Доменик Энгр 1814 г.
Большая одалиска. Жан Огюст Доменик Энгр 1814 г.

Сперва художник сфотографировал картину, выбрал нужный ему фрагмент, кадрировал, наклеил на холст, а затем перекрасил акриловыми аэрозольными красками. Почему именно аэрозольными? Все просто: чтобы приблизить произведение искусства к миру рекламы того времени. Фон он окрасил ярко-красным цветом, а тело одалиски – зеленым.

Одалиска Рейсса
Одалиска Рейсса

Здесь тоже стоит отметить интересный момент: в тот период зеленый цвет был табуирован в театре, так как часто ассоциировался с болезнями, гниением и трупами, другими словами – со смертью. Но это отнюдь не напугало Рейсса, наоборот помогло привнести новый смысл в бессмертное произведение Энгра. Также над головой «Одалиски» изображен еще один символ смерти – муха. Другие атрибуты: платок на голове девушки заменяется на современную бандану и, кроме того, украшается камушками – дешевыми безделушками. Рейсс создал поверхностную эстетику, о которой он сам говорил:

Нужно довести фальшь до предела

Постепенно дама на полотне превращается в икону моды, в олицетворение мира потребления. Художник связывал массовое производство и предметы потребления с бренностью и быстротечностью жизни.

Портрет молодой женщины». Пьеро дель Поллайоло. ~1470–1472 гг.
Портрет молодой женщины». Пьеро дель Поллайоло. ~1470–1472 гг.

Точно так же Рейсс переосмысляет «Портрет молодой женщины» и «Аполлона и Диану». В первой работе он обращается к женской красоте. Он убирает границы и время, стирая фон так же, как и в «Одалиске». Художник выделяет контуры лица девушки, окрашивая ее кожу в тот же ядовито (можно даже сказать «смертельно») зеленый цвет, одновременно и подчеркивая, и критикуя идеальную красоту.

Портрет молодой женщины Рейсса
Портрет молодой женщины Рейсса

Работа по полотну Кранаха интересна тем, что здесь художник вводит тему родного города: на заднем плане Рейсс изображает Ниццу. Кроме того, он делает картину объемной, вклеивая в нее листву, выходящую за рамки полотна. Так мастер наделяет классическое произведение личной интерпретацией.

Аполлон и Диана». Лукас Кранах Старший. 1530 г.
Аполлон и Диана». Лукас Кранах Старший. 1530 г.
Аполлон и Диана Рейсса
Аполлон и Диана Рейсса

Новые направления в творчестве

После событий майских студенческих протестов во Франции 1968 года Рейсс переосмыслил свой художественный подход и вскоре сосредоточился на более традиционных жанрах – рисунке, живописи и скульптуре. В своих работах он больше стал обращаться к теме природы.

Средиземноморье. Марсьял Рейсс. 1974 г.
Средиземноморье. Марсьял Рейсс. 1974 г.
Дерево. Марсьяль Рейсс. 1974 г.
Дерево. Марсьяль Рейсс. 1974 г.
Сад. Марсьяль Рейсс. 1977 г.
Сад. Марсьяль Рейсс. 1977 г.

С 1980-х годов Рейсс сосредоточился на крупномасштабных полотнах и бронзовых скульптурах, создавая эпические фризы с множеством персонажей, часто гротескных и аллегорических.

В поздний период его творчества (1990-е – 2000-е и далее) проявились ирония, пародия и бурлеск: персонажи – клоуны, маски, пышно одетые фигуры – отражают «маскарад человечества» как трагикомедию жизни. Он продолжал экспериментировать с материалами и форматами, сочетая масло, темперу и скульптуру, создавая большие композиции с символическими и мифологическими мотивами.

Работы Рейсса активно выставляются в международных музеях и галереях, включая ретроспективу в Центре Помпиду и персональную выставку в Пекине, подтверждая его признание как значимого современного художника.

Читайте также: