Найти в Дзене

ЗЛОВРЕДНОЕ РЕЛЕ

Станцию я получил в изрядно "Ушатанном" состоянии. Мало того, что она уже прошла два кап ремонта и уже просилась на третий (списание). Так на ней практически еле работало только то, без чего совсем уж нельзя обойтись. На ней худо-бедно работал передатчик, приемник, индикатор и запросчик. Все остальное было давно отключено. Какие там системы перестройки или борьбы с помехами, там давно даже не светились соответствующие радиолампы. По началу я сбился с ног. Чиню одно - разваливается другое. Чиню другое отказывает третье. Да еще и ДЭС при смерти. Тут только одно лекарство - профилактика (а именно регламентные работы). Первым делом я составил графики регламентных работ (использовал руководство по эксплуатации). Там все было написано очень грамотно, если бы эти работы четко проводить, то станция работала бы весьма устойчиво. Все эти работы я переписал на картонные карточки по каждому человеку расчета. Но сначала карточки невозможно было использовать. Когда я приходил например на еженедельны
Прибой в заливе Мильна (Ну не нашлось у меня фотки трубы передатчика с блоком реле и все тут! Пусть для идентификации будет это фото. Может у кого есть, поделитесь.
Прибой в заливе Мильна (Ну не нашлось у меня фотки трубы передатчика с блоком реле и все тут! Пусть для идентификации будет это фото. Может у кого есть, поделитесь.

Станцию я получил в изрядно "Ушатанном" состоянии. Мало того, что она уже прошла два кап ремонта и уже просилась на третий (списание). Так на ней практически еле работало только то, без чего совсем уж нельзя обойтись.

На ней худо-бедно работал передатчик, приемник, индикатор и запросчик.

Все остальное было давно отключено. Какие там системы перестройки или борьбы с помехами, там давно даже не светились соответствующие радиолампы.

По началу я сбился с ног. Чиню одно - разваливается другое. Чиню другое отказывает третье. Да еще и ДЭС при смерти.

Тут только одно лекарство - профилактика (а именно регламентные работы).

Первым делом я составил графики регламентных работ (использовал руководство по эксплуатации). Там все было написано очень грамотно, если бы эти работы четко проводить, то станция работала бы весьма устойчиво.

Все эти работы я переписал на картонные карточки по каждому человеку расчета. Но сначала карточки невозможно было использовать. Когда я приходил например на еженедельные регламентные работы, оказывалось, что у нас не что-то не работает и вместо регламентов, приходилось постоянно чинить. Ну а потом из строя начинали выходить системы, которые не дождались регламентных работ! Прямо заколдованный круг!

Но я постоянно что-то чинил по мере возможности. Примерно через месяц, я впервые пришел на регламентные работы и мне доложили, что на станции все исправно.

Правда следующие регламентные работы опять были потрачены на ремонт.

Постепенно время стабильной работы увеличивалось, а время ремонта сокращалось. Месяца через три я вышел на стабильную работу РЛС. Но у меня осталось два дефекта, которые я никак не мог исправить.

Первый дефект касался системы подъема антенны. Вверх она поднималась, а вниз нет. Правда антенна при штатной работе была всегда в горизонтальном положении. Задирать ее приходилось только при близком пролете высотного SR-71. Но это было очень редкое явление. Задиралась антенна электродвигателем, а возвращать ее обратно в горизонтальное положение приходилось вручную.

Я прозвонил все цепи от тумблера управления антенной, до редуктора, но увы! Кабель был перебит где-то внутри редуктора. А чинить это нужно было опустив антенну и разобрав редуктор. Такую роскошь я позволить себе не мог. Станция каждый день была "На боевой". Так этот дефект и просуществовал до ее списания.

А как я прошел проверку "людей полковника Рыкова"? Да очень просто! Проверяющий майор включил подъем антенны, посмотрел по индикатору что антенна поднимается, а вниз ее опускать не стал, решил, что раз вверх идет, то и вниз тоже будет все нормально.

Гораздо неприятней был второй дефект. При перестройке на запасную частоту, станция не выходила из режима перестройки. Виной всему было одно реле, которое после окончания работы автоматов, должно было разорвать цепи самопитания всех реле и тем самым вернуть их все в исходное состояние.

Ну казалось-бы в чем проблема? Дефект понятен, даже реле точно такое я нашел на свалке. Заменить, и все!

Но увы! Все реле автоматики перестройки были расположены в железном, сварном ящике, который был насмерть приварен к трубе передатчика слева. Ящик закрывался сверху крышкой на 4-х болтах. А дело в том, что станция моя была с плоской крышей и крышка ящика была прижата к потолку.

Я никак не мог вскрыть его. Хорошо на станциях где крыша полукруглая, там над ящиком с реле было достаточно места.

А как на заводе все монтировали? Да очень просто, они собрали передатчик отдельно в чистом и светлом цеху, с высоким потолком, а потом уже собранный, затащили а прицеп и привинтили уперев его в потолок.

Вот что прикажете мне делать? чтобы снять передатчик, нужно было отстыковать множество разъемов, потом скрутить крепления и снять передатчик.

А если боевая тревога? Сколько времени мне понадобится, чтобы собрать его обратно?

Да и практика показывает, что если столько разъемов открутить, то при сборке возможны самые разные сюрпризы.

Я нашел временный выход. Ослабил разъем питания блока реле. После того как автоматика отрабатывала я руками отдергивал этот разъем и тут-же втыкал его обратно. Все реле сбрасывались и все вставало в исходное.

Но меня это безобразие не устраивало.

Наконец я решился на хирургическую операцию.

Первым делом нужно было снять упертую в потолок крышку. Я убрал крепления передатчика слева и максимально ослабил крепления справа. Передатчик слегка удалось наклонить, и между крышей и блоком появился зазор, в который можно было засунуть руку.

Я рисковал, крепление могло не выдержать, и тогда вместо одной проблемы я мог получить много. Да и все кабели идущие к передатчику были максимально натянуты. Но все обошлось, крепление и кабеля выдержали.

Я сделал специальную отвертку, спилив ручку почти под корень. Такая отвертка помещалась в щель между потолком и блоком.

Удалось открутить болты и снять крышку. Голова все равно в щель не пролезала, но можно было засунуть осколок зеркала. Я рассмотрел это реле, оно крепилось двумя болтами. Потратив почти пол дня я выкрутил эти болты и освободил реле.

Но проблема осталась. Паяльник не лез в блок а провода заплетенные в красивый жгут не давали реле двигаться.

Пришлось распускать жгуты. Разработчики, наверное, икали беспрерывно, потому что я поминал их по матушке и в хвост и в гриву.

Просто руки опускались затекая при работе под потолком.

Наконец я разрезал несколько жгутов и получил простор для маневра (Хотя строгая красота жгутов превратилась в месиво из проводов).

Мне удалось вытащить реле через щель наружу и теперь оно висело на проводах рядом с ящиком. Провода были не маркированы, но мне это было и не нужно. Я взял новое реле (только что со свалки, но проверенное) и начал по одному перепаивать провода.

От какой ноги отпаял, к такой и припаивал на новое реле.

Наконец, старое реле осталось у меня в руке а новое висело сбоку.

Я проверил работу автоматики. Все работало как часы.

Ну а теперь обратный процесс. Запихнуть реле в блок, прикрутить одним болтом (на второй у меня терпения уже не хватило). Умять бороду из проводов, закрыть крышку и восстановить крепление передатчика.

На все операции ушла почти неделя, (потому что станция продолжала работать) но результат наконец-то меня устроил.

Кому из разработчиков пришла такая гениальная идея в голову, приварить насмерть блок реле к передатчику?

Вот много чего у меня на станции было сделано выше всяких похвал, но это безобразие просто нет слов!

Вот был-бы он съемный... Два кабеля отключил, снял блок и делай с ним что хочешь! В блоке только реле для перестроек на запасные частоты, даже передатчик будет работать без этого блока. А ты, как белый человек, положил-бы блок на стол, там и лампа и паяльник, спокойно все починил и обратно прикрутил. Но легкие пути, как известно, использовать нельзя. А то вдруг служба медом покажется :-) У нас и присказка такая была: "А это зачем? А это чтоб служба медом не казалась!".

Встречаются иногда такие засады при эксплуатации, что начинаешь усиленно материть разработчиков.