Найти в Дзене

Как клоун Бёлля стал Рамой у Пелевина

(или короткая история того, как европейская экзистенциальная грусть превратилась в постсовременный симулякр) В литературе иногда происходит забавное метафизическое превращение, когда словно персонажи разных эпох стоят в очереди на перерождение. И вот где-то на этом метафизическом эскалаторе происходит следующее: клоун Бёлля поднимается вверх, выходит на следующем уровне - как Рама у Пелевина. Смысл тот же, мир - совсем другой. Как же так получилось? Генри Бёлль в «Глазами клоуна» создаёт героя редкого типа - человека, который видит вещи слишком ясно, чтобы быть своим среди “правильных людей”. Клоун: Он видит мир сквозь грим, как сквозь рентген. Это делает его лишним, почти изгнанником. Человеком, который честен там, где система требует роли. У Бёлля это драматично, по-европейски трагично, с оттенком католической вины и немецкой послевоенной тоски. Перенесёмся к Пелевину. Его герой Рама в «Empire V» - это тот же тип, но в новой эпохе. Он тоже “видящий”, но вместо социальной кантовской э
Оглавление

(или короткая история того, как европейская экзистенциальная грусть превратилась в постсовременный симулякр)

В литературе иногда происходит забавное метафизическое превращение, когда словно персонажи разных эпох стоят в очереди на перерождение. И вот где-то на этом метафизическом эскалаторе происходит следующее: клоун Бёлля поднимается вверх, выходит на следующем уровне - как Рама у Пелевина.

Смысл тот же, мир - совсем другой. Как же так получилось?

Бёлль: клоун как человек, который слишком честный для мира

Генри Бёлль в «Глазами клоуна» создаёт героя редкого типа - человека, который видит вещи слишком ясно, чтобы быть своим среди “правильных людей”.

Клоун:

  • не вписывается в систему,
  • не принимает общественные ритуалы,
  • не умеет носить маску,
  • не хочет играть в социальную игру.

Он видит мир сквозь грим, как сквозь рентген. Это делает его лишним, почти изгнанником. Человеком, который честен там, где система требует роли. У Бёлля это драматично, по-европейски трагично, с оттенком католической вины и немецкой послевоенной тоски.

Пелевин: Рама - наследник того же взгляда, но в мире симулякров

Перенесёмся к Пелевину. Его герой Рама в «Empire V» - это тот же тип, но в новой эпохе. Он тоже “видящий”, но вместо социальной кантовской этики вокруг него постмодернистский цирк:

  • реклама,
  • бренды,
  • медиа,
  • касты смыслов,
  • вампирический капитализм.

Если клоун Бёлля видит фальшь общества, то Рама видит фальшь самой реальности. Разница в масштабе: у Бёлля общество лжёт, у Пелевина же сама матрица лжёт.

Но психологическая позиция одинакова: герой - чужой в мире, построенном на ритуалах, которые он не принимает.

От человека-лишнего к человеку-лишнему-даже-в-симулякре

Клоун Бёлля - человек, который:

  • слишком честен для буржуа,
  • слишком свободен для религиозных,
  • слишком прост для интеллектуалов,
  • слишком прямой для политиков.

Он чужой внутри общества. Рама Пелевина - человек, который:

  • слишком видящий для высшей касты,
  • слишком осознающий для масс,
  • слишком “знающий” для системы управления.

Он чужой внутри симуляции общества. То есть Бёлль - первый слой, а Пелевин - это пять слоёв вверх по лестнице постмодерна.

Общее ядро: честность как несовместимая опция

И у Бёлля, и у Пелевина честность - это дефект. Это баг, а не фича, а именно деффект.

У Бёлля честность ломает:

  • карьеру,
  • отношения,
  • социальную принадлежность.

У Пелевина честность ломает:

  • судьбу,
  • идентичность,
  • саму возможность жить внутри симуляции.

Честный герой в обоих случаях - это скрытый бунтарь, даже если он сам этого не осознаёт.

Из Клоун в Рама: эволюция героя через эпохи

Фаза 1: 1963 - европейский экзистенциализм

Клоун видит пустоту внутри общества.

Фаза 2: 1999–2006 - постсоветская симуляция

Рама видит пустоту внутри самой реальности.

Переход:

  1. Клоун отказывается от ритуала.
  2. Рама понимает, что ритуала никогда не было - был интерфейс.
  3. Клоун страдает из-за несовместимости с обществом.
  4. Рама страдает из-за несовместимости с миром-симулякром.

Клоун - это человек, который “не вписался”. Рама- это человек, который понимает, что вписываться нельзя в принципе.

Почему кажется, что Пелевин “докрутил” Бёлля?

Потому что:

- оба героя - смотрящие, а не играющие

- оба - вне касты/класса

- оба - лишние для системы

- оба - не маскируются (даже когда носят грим)

- оба - видят абсурд вокруг

Разница в том, что Бёлль пишет о войне и моральной деградации общества, а Пелевин - о перерождении мира в сетевой симулякр, где реальность управляется медиа, брендами и инфоконтуром.

То есть Пелевин не копирует Бёлля. Он берёт ту же человеческую матрицу и ставит её в другую метавселенную.

Так стал ли клоун Рамой?

Таки да! В философском смысле 100%. Превращение Клоуна Рама - это эволюция образа:

- от социального изгоя к метафизическому.
- от честности к знанию.
- от трагедии к постмодерну.

Бёлль показывает человека, который разбился об общество. Пелевин показывает человека, который разбился об абстракцию общества - симулякр.

Бёлль дал героя, который слишком честный, Пелевин - который слишком видящий.

А между честностью и видением - расстояние в 40 лет и одна эпоха постправды.