Найти в Дзене
Первым делом самолёты

Как композиты изменяют аэродинамику и снижают массу воздушных лайнеров

Использование композитных материалов в гражданской авиации перестает быть лишь технической деталью и становится ключевым фактором, формирующим облик будущих летательных аппаратов. Новые композитные материалы не только меняют методы проектирования, но и оказывают значительное влияние на экономическую эффективность эксплуатации самолетов на протяжении всего их жизненного цикла. Этот аспект был подробно рассмотрен Анатолием Гайданским, генеральным директором АО «АэроКомпозит», во время его лекции в Московском авиационном институте 18 ноября, которая проходила в рамках мероприятия Aerospace Science Week. Гайданский подчеркнул, что современные самолеты уже содержат композиты в объеме от 40 до 50 процентов от общей конструкции, и эта доля продолжает увеличиваться. Рост применения композитов обусловлен не только снижением массы воздушных судов, но и расширением возможностей для создания более аэродинамически эффективных форм крыла и корпуса. Одним из ключевых достоинств применения композитны

Использование композитных материалов в гражданской авиации перестает быть лишь технической деталью и становится ключевым фактором, формирующим облик будущих летательных аппаратов. Новые композитные материалы не только меняют методы проектирования, но и оказывают значительное влияние на экономическую эффективность эксплуатации самолетов на протяжении всего их жизненного цикла.

Этот аспект был подробно рассмотрен Анатолием Гайданским, генеральным директором АО «АэроКомпозит», во время его лекции в Московском авиационном институте 18 ноября, которая проходила в рамках мероприятия Aerospace Science Week.

Гайданский подчеркнул, что современные самолеты уже содержат композиты в объеме от 40 до 50 процентов от общей конструкции, и эта доля продолжает увеличиваться. Рост применения композитов обусловлен не только снижением массы воздушных судов, но и расширением возможностей для создания более аэродинамически эффективных форм крыла и корпуса.

Одним из ключевых достоинств применения композитных материалов является значительное облегчение конструкции самолёта, что способствует улучшению его аэродинамических характеристик и уменьшению трудозатрат при сборке. Такие материалы также отличаются повышенной устойчивостью к химическим воздействиям и климатическим условиям.

По прогнозам, в ближайшие 20–30 лет использование композитов позволит снизить вес планера как минимум на 10–15 процентов. Анатолий Гайданский подчеркнул, что подобные проекты уже реализуются на практике и в будущем планируется расширить применение композитов в несущих элементах конструкции, а также в передних кромках крыла, нервюрах и крепёжных деталях.

В гражданских проектах требования к сертификации композитных компонентов становятся более строгими, при этом на производстве тщательно контролируют множество параметров, среди которых ключевую роль играет температурный режим.

Лента из углеволокна для изготовления силовых композитных конструкций МС-21
Лента из углеволокна для изготовления силовых композитных конструкций МС-21

По словам генерального директора «АэроКомпозита», точность поддержания температуры с отклонением не более ±2°C критически важна для равномерности полимеризации, толщины слоёв и долговечности конечного изделия — это основа высокого качества продукции. Он также отметил, что российские специалисты, включая учёных и инженеров из МАИ, разработали полимерно-композиционные материалы и технологии, характеристики которых находятся на уровне лучших зарубежных аналогов.

Директор Центра композитных конструкций МАИ Егор Назаров продолжил разговор об инженерных решениях, подчеркнув уникальный подход института к исследованию материалов. В то время как конструкторские бюро сосредоточены на стандартных задачах, в МАИ занимаются изучением сложных и нестандартных ситуаций, которые выходят за рамки привычных методик. Для этого специалисты применяют методы, редко используемые в авиастроении, такие как сканирующая микроскопия и томография, позволяющие детально анализировать микроструктуру композитов.

Назаров объяснил, что благодаря этим технологиям можно обнаружить скрытые дефекты внутри материала, которые традиционные расчёты не способны выявить. Такая глубокая диагностика играет ключевую роль в обеспечении качества изделий и разработке эффективных методов ремонта, что помогает справляться с вызовами, характерными для всей мировой промышленности.

В МАИ прошла «Аэрокосмическая Научная Неделя», объединившая события, посвящённые беспилотным летательным аппаратам, двигателям для авиации, космическим технологиям и материалам для производства. В ходе программы обсуждались инновационные решения, которые оказывают влияние на процессы проектирования и эксплуатации авиационной техники.

Особое внимание уделялось методам работы с полимерными композитами и внедрению термопластичных материалов, что рассматривается как способ повысить долговечность и надёжность воздушных судов. В гражданском авиастроении именно композитные материалы становятся ключевым фактором развития благодаря их устойчивости к коррозии, высокой прочности при статических и циклических нагрузках, а также способности принимать сложные формы, необходимые для современных изделий.

При проектировании современных магистральных самолётов, таких как МС-21, большое внимание уделяется использованию композитных материалов, которые занимают значительную часть конструкции. Лёгкость конструкции способствует повышению экономичности расхода топлива, расширению возможностей по дальности полёта и предоставляет инженерам больше свободы в выборе аэродинамических решений. Эти качества играют ключевую роль в развитии новых поколений воздушных лайнеров.