Найти в Дзене
Про Мой Район

Общепит в метро: от ретро-буфета на «Арбатской» до современного кафе на «Нижегородской»

В истории столичной подземки есть интересная страница – метрообщепит. Как и когда появились в метрополитене первые буфеты, какими они были, и где сейчас можно подкрепиться во время долгой поездки в метро? Рассказываем. Буфет на станции метро «Охотный ряд», 1935 год. Фото: pastvu.com Сразу после открытия столичный метрополитен с его пышно оформленными мрамором и позолотой станциями представлял собой совершенно особый мир. В подземку спускались скорее как на увлекательную экскурсию, а самым популярным видом общественного транспорта по-прежнему оставался трамвай. Возможность побаловать себя стаканом газировки или мороженым усиливало ощущение праздника. Продавали угощения на некоторых станциях, например «Охотный ряд» или «Аэропорт». Метробуфеты также торговали бутербродами, конфетами, выпечкой. Правда, располагались точки общепита в наземных вестибюлях, а в само метро с едой заходить не разрешалось. Первый период развития общественного питания в столичном метрополитене закончился с начал
Оглавление

В истории столичной подземки есть интересная страница – метрообщепит. Как и когда появились в метрополитене первые буфеты, какими они были, и где сейчас можно подкрепиться во время долгой поездки в метро? Рассказываем.

Буфет на станции метро «Охотный ряд», 1935 год. Фото: pastvu.com
Буфет на станции метро «Охотный ряд», 1935 год. Фото: pastvu.com

Сразу после открытия столичный метрополитен с его пышно оформленными мрамором и позолотой станциями представлял собой совершенно особый мир. В подземку спускались скорее как на увлекательную экскурсию, а самым популярным видом общественного транспорта по-прежнему оставался трамвай. Возможность побаловать себя стаканом газировки или мороженым усиливало ощущение праздника. Продавали угощения на некоторых станциях, например «Охотный ряд» или «Аэропорт». Метробуфеты также торговали бутербродами, конфетами, выпечкой. Правда, располагались точки общепита в наземных вестибюлях, а в само метро с едой заходить не разрешалось.

Первый период развития общественного питания в столичном метрополитене закончился с началом Великой Отечественной войны. В первые послевоенные годы эту практику возрождать не стали.

Столовые для своих

Точки общепита вновь появились в метро лишь в 1968 году. Только предназначались они не для пассажиров, а для работников метрополитена. Работали машинисты долго и тяжело, а пообедать между сменами без заезда в депо было практически негде. Перекус приходилось брать с собой из дома.

Чтобы решить проблему с нормальным питанием работников, руководство метрополитена решило открыть служебные точки общепита на станциях, где нашлась возможность выделить подходящее помещение. Таких локаций обнаружилось три: в южной части станции «Арбатская» Арбатско-Филёвской линии, на подходе к турникетам южного выхода «Войковской» Горьковско-Замоскворецкой ветки и на станции «Киевская» Арбатско-Покровского направления.

Служебные кафе открывались начиная с 1968 года и просуществовали до наших дней. Были они небольшими, рассчитанными максимум на 15 человек, и предоставляли стандартный ассортимент заводской столовой. Вплоть до 1990-х годов человеку с улицы в эти заведения попасть было нельзя. Лишь с ослаблением ведомственного контроля подземные заведения обзавелись табличками «Буфет» и стали принимать всех желающих перекусить.

Закусочные «Метро экспресс»

Примерно в середине 90-х годов прошлого века в подземке появились закусочные «Метро экспресс». Это были яркие синие киоски с логотипами, которые чем-то напоминали тогдашнюю символику Московского метрополитена. Точки общепита, как правило, располагались в наземных вестибюлях возле эскалаторов или переходах между станциями. А некоторые, как, например, на станции «Библиотека имени Ленина», стояли практически на платформе. Перекусить можно было, не отходя от киоска, хотя и без особого комфорта – за высокими столиками без стульев.

Закусочная «Метро экспресс» в переходе станции метро «Киевская», 1997 год. Фото: ТАСС/Игорь Зотин
Закусочная «Метро экспресс» в переходе станции метро «Киевская», 1997 год. Фото: ТАСС/Игорь Зотин

Сеть подземных закусочных постепенно разрослась примерно до 30 точек. Ассортимент был скромным: несколько видов копчёных колбасок, сэндвичи с разными начинками. Но, говорят, больше всего пассажирам полюбились буррито – тонкие лепёшки с начинкой из мясного фарша, фасоли и плавленого сыра. В меню было представлено две версии: обычная и острая.

«Буфет метро»

В нулевые года синие киоски «Метро экспресс» сменили павильоны под названием «Буфет метро». Некоторые из них сделали похожими на первые вагоны московской подземки. Именно такой павильон стоял на станции «Сокольники», на промежуточной площадке при спуске к платформам. Ассортимент в буфетах был уже побогаче. Кроме сэндвичей, гостям предлагались хот-доги, рулле (лепёшка с сосиской и другими ингредиентами), бургеры «Арбатский» и «Столичный», а также супы из бульонных кубиков. Сохранились в меню и знаменитые буррито. Их ассортимент даже расширился. Продавались буррито мясные с картофелем, соусом Сальса, куриные и вегетарианские. Причём каждый можно было заказать в двойном объёме. Напитки в буфетах были стандартными: чай, кофе, вода и газировка.

«Буфет метро» на станции «Сокольники». Фото: mosday.ru
«Буфет метро» на станции «Сокольники». Фото: mosday.ru

Точки общепита в метро просуществовали до 2014 года и благополучно закрылись. Официальной причиной администрация метрополитена назвала усиление мер по борьбе с террористической опасностью. На освободившихся площадках планировали поставить дополнительное оборудования для досмотра пассажиров и ручной клади.

«М Кафе»

В течение нескольких лет после закрытия «Буфетов» сетевой общепит в Московском метро практически не развивался, уступив место автоматам с закусками и напитками. Вновь открыть для пассажиров подземки небольшие кофейни решили в преддверии важных футбольных турниров – Кубка конфедераций FIFA 2017 и Чемпионата мира FIFA 2018. В 2016 году в метро заработала сеть «М Кафе». Она включала два исторических кафе – на станциях «Арбатская» Филёвской линии и «Войковская», а также новую кофейню на станции метро «Выставочная». Последняя, проработав несколько лет, закрылась.

Буфет №11 на станции «Арбатская» Филёвской линии

Тот самый буфет, что работал на станции «Арбатская» Филёвской линии много лет назад. В 2016 году кафе отремонтировали, оформив интерьер в стилистике середины ХХ века, хотя сама столовая открылась лишь в 1968 году.

Стены небольшого зала облицованы плиткой и декорированы коллажами из репродукций советских плакатов. Фигурный потолок украшают бронзовые люстры в стиле сталинского ампира. Мраморные колонны с рельефными капителями сохранились здесь с прошлого столетия.

В меню: салаты, закуски, вторые блюда, горячая выпечка, десерты. Можно купить чай, кофе. Есть и «советский» лимонад разных видов.

Ретро-кафе рассчитано на 14 посадочных мест. Работает подземный буфет с 8 до 19 часов без выходных.

Буфет на станции метро «Войковская»

Второй исторический буфет сети «М Кафе» находится на станции метро «Войковская», в южном вестибюле (последний вагон из центра).

Это кафе современного формата с легким налётом ретро – благодаря развешанным на стенах чёрно-белым снимкам советской эпохи. В небольшом обеденном зале можно отдохнуть и перекусить, с комфортом расположившись за столиком. Меню в буфете вполне приличное: горячие блюда, бутерброды, выпечка, мороженое. Из напитков – чай, натуральный свежесваренный кофе (можно взять навынос), несколько видов лимонада. Работает кофейня по будням с 7 до19 часов.

Кафе на станции «Нижегородская»

Ещё одна точка общепита открылась в вестибюле станции «Нижегородская» в 2025 году. Кафе расположено в служебной зоне. Выйдя из поезда на станции «Нижегородская», следует идти по указателю «Сервисный центр». С улицы к кофейне ведёт 4-й выход.

Оформлена кофейня в подчёркнуто современном стиле. В центре зала – светлый корнер с подсветкой, меню – на электронном табло. Позиций немного, но выглядит всё аппетитно: миндальные круассаны, пирожки с вишней, сэндвичи с разными начинками, ванильные пряники с изображениями метро. Напитки авторские: «Рельсовый раф» с корицей, мёдом и кардамоном, чай «Депо» с персиковым пюре, алоэ, медом и мятой. Десерты, выпечка и закуски выложены на симпатичных деревянных подносах по обе стороны островка. Напитки подают в фирменных стаканчиках с логотипом метро, а если у вас имеется собственная тара, без проблем нальют кофе или чай в неё.

Власти города планируют открыть похожие кофейни и на других станциях метрополитена. Каких именно, пока неизвестно. Подождём.

Понравилась история? Ставьте 👍

--------------------------------------------------------------

Также может быть интересно: