Статья больше для обывателей. Водители-то все давно в курсе, а от своих пассажиров (и читателей, не знакомых с таксистской кухней) часто слышу, какой Яндекс молодец, что поощряет нас щедрыми целями с бонусами. И какие таксисты обнаглевшие, что премию в 10.000р считают крошечной и не хотят за неё хорошенько поработать. Сейчас я объясню что к чему.
Итак, иногда от Яндекса прилетают заманчивые предложения для водителей
Называются они целями. Например: цель - выполнить 302 поездки за 2 недели и получить за это бонус в размере 11.000р. Ну или 279 поездок за 18.000р. Или 342 поездки за 16.000р.
Цифры совершенно разные не просто для городов и регионов, но и отдельно для каждого водителя. Всё зависит от того, сколько заказов выполняет данный водитель в среднем за неделю. И чтобы подстегнуть его к более активной работе, Яндекс даёт цель на бОльшее количество поездок. А потом ещё чуть больше. А потом ещё.
И так до тех пор, пока у водителя ПОЛУЧАЕТСЯ. Не выполнил несколько таких целей с заоблачным количеством поездок - агрегатор немного снизит планку. Выполнил 342 заказа - следующая цель будет на 354. И так далее.
Бонусы бывают действительно очень хорошие: 20.000-24.000р за две недели. А бывают и чисто символические: 5.000-6.000р. С количеством поездок они почти никак не связаны.
Со стороны выглядит очень привлекательно, заманчиво и действительно щедро. Вот, мол, работник хорошо потрудился, и его награждают отличной премией. А кто не хочет работать за такую премию - зажравшийся лентяй, трутень и тунеядец. Логично же?
На самом деле всё не совсем так.
Почему агрегатор так щедр и почему водители так ленивы?
Яндексу нужен вывоз. Это понятно: чем больше заказов выполнит водитель - тем больше он отдаст комиссии и тем больше прибыль компании.
Но регулярная прибыль зависит от регулярного спроса. Нельзя же силой заталкивать пешеходов в машину и заставлять их ехать в такси, а не на автобусе, например. Нужно сделать так, чтобы из всех доступных вариантов передвижения люди выбирали именно такси. Чем чаще - тем лучше.
А как это сделать? Очень просто: при минимальном спросе ставить минимальную цену. Ну вот чуть-чуть дороже автобуса. Особенно если вчетвером и скинуться. Тогда услугами такси может воспользоваться даже тот, кто в принципе считает это роскошью и передвигается в основном на автобусе или пешком.
С клиентами всё понятно: скидки и символические цены на поездки творят чудеса, спрос растёт, такси популярно.
Но как быть с водителями? Ведь ни один не согласится работать по цене бензина, запчастей и комиссии!
Для нас придумана вот эта самая мотивация в виде целей. Количество поездок ради бонуса всегда выше, чем обычно делает водитель.
Тоже всё просто: без целей водитель избирателен и в некоторые места просто не поедет, откажется (из-за унизительно низкой цены и/или плохой дороги, плохого района - причин масса). А с целями вынужден катать всё подряд, любые заказы (за редким исключением).
Простой пример. В обычную свою смену я делаю 20-25 поездок. От бездорожья отказываюсь (ремонт машины выйдет намного дороже некоторых заказов), если падает спрос и ценник - ухожу с линии, жду хотя бы небольшой наценки. А с целями мне надо откатать 30 поездок в день за то же время. Это значит только одно: ездить без остановки и брать всё подряд, любые заказы. Иначе я просто не успею.
Цели считаются только по городу. А когда в городе совсем низкий ценник, то меня часто выручает тариф «Межгород»: туда и обратно прокачусь с пассажирами - вот и заработала. Деньги те же, время то же, но поездок всего две, а не 15, и нервов меньше. Но если я катаю цели - от «Межгорода» надо отказаться.
Получается, что эти самые цели - не премия, а всего лишь компенсация неоправданно дешёвых поездок. Которых и не было бы, если бы я за эти цели не взялась!
Взять хотя бы вот этот мой недавний квест: 302 заказа за 11.000р. В моём случае это реальные цифры, я сейчас много работаю и 302 поездки за две недели могу выполнить. Но всё равно придётся брать даже невыгодные заказы, которые я бы ни за что не взяла в другие дни. И к ним будет вроде как компенсация: по 36р за каждый такой заказ. Не так уж и много.
И я не стала упираться в этот бонус, не стала отказываться от дальних и выгодных заказов ради того, чтобы успеть сделать 30 быстрых по городу. В результате - цели не выполнила, но бонус отбила уже почти в два раза. Разница только в том, что так называемая "премия" приходила ко мне постепенно, каждую смену, и зависела от моих усилий и грамотной работы.
Переведём это на любую профессию: представьте, что начальник предлагает вам выполнить плохую, неудобную, низкооплачиваемую работу и обещает премию
В то время, как вы можете выполнять свою обычную работу по обычной цене и даже иметь возможность заработать больше, тем самым покрыв эту премию и израсходовав меньше ресурсов (времени, нервов и прочего).
Два варианта:
- работать больше, сложнее и за меньшие деньги - но потом получить бонус;
- или же продолжать выполнять обычную свою работу за обычную свою зарплату, которая может за это время и подрасти (зависит от ваших усилий).
В каком случае вы возьмётесь за предлагаемую, неудобную, работу? Только если премия очень уж хорошая, правильно? А также если очень нужны деньги и вы не уверены, что сможете заработать столько же при своей обычной работе.
Вот так же и таксисты. Не от лени и наглости не выкатывают эти цели, не потому, что им не нужны эти 10.000, 15.000, 20.000р. А потому, что иногда можно заработать и больше, но с меньшими усилиями. Всё зависит от конкретной ситуации, от спроса и предложения, от возможностей конкретного водителя.
🔔 Цели от Яндекса - не всегда бонус. Иногда это всего лишь компенсация нервов и дешёвых поездок. И не о нашем кармане заботится агрегатор, мотивируя на выполнение неудобных и невыгодных заказов. Потому и не торопятся водители выполнять эти цели, а сначала прикидывают - не лучше ли будет работать в обычном своём ритме.